СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что представляет собой игра в жизни человека? По наблюдению учёного-психолога Л.С. Выготского, игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Игры организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил. По выражению Луи де Бройля, «игры имеют много общего с работой ученого: сначала трудность, которую нужно преодолеть, а затем - радость открытия и ощущение преодоленного».
Особое значение игра приобретает в современной системе образования и воспитания, которая предлагает учителю сменить роль источника знаний на роль организатора учебно-познавательной деятельности, в которой главным действующим лицом становится ученик, а главной задачей – формирование его новых образовательных результатов в процессе интериоризации, т.е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психологический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Одним из средств интериоризации являются игры, цель которых - нравственное просвещение и воспитание тех или иных качеств формирующейся личности, которые обеспечивают:
Исследования показывают, что люди, прошедшие в юном возрасте через дидактические игры, более подготовлены к творческой деятельности, гибкому и вместе с тем целенаправленному поведению. Особенностью игровых технологий является то, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержании игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Использование игровых технологий на занятиях ведет к повышению творческого потенциала обучаемых, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины.
Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющая школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся "леностью ума", желающие все получать в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поиском ответов, начинают размышлять, так как положение "последнего" в игре мало кого устраивает. Победителем же чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей "кладовой памятью", но может с умом пользоваться ее богатствами.
© 2015, Бабичева Людмила Викторовна 414