СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль игры в процессе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что представляет собой игра в жизни человека? По наблюдению учёного-психолога Л.С. Выготского, игра  неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Игры организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил. По выражению Луи де Бройля, «игры имеют много общего с работой ученого:  сначала трудность, которую нужно преодолеть, а затем -  радость открытия и ощущение преодоленного».

Особое значение игра приобретает в современной системе образования и воспитания, которая предлагает учителю сменить роль источника знаний на роль организатора учебно-познавательной деятельности, в которой главным действующим лицом становится ученик, а главной задачей – формирование его новых образовательных результатов в процессе  интериоризации, т.е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психологический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Одним из средств интериоризации являются игры, цель которых  - нравственное просвещение и воспитание тех или иных качеств формирующейся личности, которые обеспечивают:

  • усвоение нравственных норм, общественного опыта, овладение социальными ролями – ребенок примеряет еще не использованные возможности;
  • корректировку и регуляцию поведения – в игре осуществляется контроль над собственным поведением в соответствии с ролями и социальными установками партнеров,
  • формирование и развитие социальных компетенций – меняя сюжет и роли, можно формировать определенные качества личности,
  • свободу проявления  творческой инициативы за счет условности и символического характера игровой деятельности.

Исследования показывают, что люди, прошедшие в юном возрасте через дидактические игры, более подготовлены к творческой деятельности, гибкому и вместе с тем целенаправленному поведению. Особенностью игровых технологий является то, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержании игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Использование игровых технологий на занятиях ведет к повышению творческого потенциала обучаемых, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины.

Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования,  заставляющая школьника не просто механически припоминать известное,  а мобилизовать все свои знания,  думать,  подбирать подходящее,  отбрасывать негодное,  сопоставлять, оценивать.  В ходе игры,  как правило, ученики,  отличающиеся "леностью ума", желающие все получать в готовом виде,  и те незаметно для себя активизируются,  увлекаются поиском ответов,  начинают размышлять, так как положение "последнего" в игре мало кого устраивает. Победителем же чаще всего бывает не тот,  кто просто больше знает,  а тот, у кого к тому же больше развито воображение,  кто умеет видеть,  наблюдать,  подме­чать,  быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации,  кто не просто располагает хорошей "кладовой памятью", но может с умом пользоваться ее богатствами.

21.01.2015 18:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП