СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В наш непростой ХХI век наверное самой злободневной стала проблема воспитания молодежи, правильного формирования личности молодого человека потому, что сегодня – это дети, а завтра - основа нашего государства.
Я много лет занимаюсь музыкальным образованием детей от 4 до 18 лет, преподаю музыкально-теоретические дисциплины в детской школе искусств.
Общаясь с детьми, постоянно анализирую, как музыка влияет на психику ребенка, на его интеллектуальное развитие, на его последующую жизнь.
Музыкальное воспитание ребенка начинается в семье еще до его рождения. Ребенок слышит (вернее чувствует) звуковые колебания еще в утробе матери. Многие врачи и психологи рекомендуют беременным слушать В.А. Моцарта. Все дело в ладовом восприятии музыки. В музыке Моцарта лад выстроен идеально, мелодия светлая, нежная, красивая, а гармония (аккорды) ясная и прозрачная, без диссонирующих созвучий. Конечно такая музыка благотворно влияет на психику человека. Постепенно музыкальные интонации и впечатления накапливаются в мозгу ребенка, подобно речевым, он учится говорить и в тоже время слушать и воспринимать музыкальные образы. Задача взрослых постепенно расширять его музыкальный кругозор.
Дети в 4-6 лет воспринимают музыку непосредственно, легко и очень быстро учатся ее понимать. Помогают этому литературные и художественные образы. На занятиях идет постепенное введение детей в мир классической и народной музыки. Сходство материала речи и музыки, известная близость функций речевой и музыкальной интонации, относятся к важнейшим факторам, обеспечивающим возможность перенесения речевого опыта на восприятие музыки. Занятия по эстетическому воспитанию в подготовительной группе благотворно влияют на дальнейшее развитие ребенка. Он идет в школу более подготовленным, уверенным, с нормально развитой психикой.
В начальной школе дети уже осознанно воспринимают музыку. Они с удовольствием поют, танцуют и слушают все, что им предлагают взрослые. Здесь есть место и программным классическим произведениям, и народной музыке, и простым детским песенкам.
Но уже с 10-11 лет у детей возникает стремление к объединению по интересам. Общими могут стать игры, техника и конечно музыка, как неотъемлемая часть их жизни. Дети объединяются в сообщества, начинают слушать музыку, распространенную в среде их старших товарищей, обмениваются музыкальными впечатлениями. Вот здесь музыкальное воспитание ребенка уходит из под контроля взрослых и отдается социальной среде, в которой он растет. Зачастую возникает эффект «запретного плода». Например дети начинают слушать песни с ненормативной лексикой.
Начинается переходный возраст и тут создается критический момент в формировании личности ребенка. У мальчиков – это период поклонения силе и мужеству, а у девочек – стремление выделиться из общей массы чем-то особенным. Часто - это приверженность к какой-то субкультуре. Вообще в этом возрасте музыка не существует для подростка сама по себе, она существует, как часть этой самой субкультуры.
Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей, а каждая группа музыкантов навязывает и определенную идеологию.
В период научно-технического прогресса, когда распространение музыки стало доступным широким массам людей, музыка стала играть огромную роль в воздействии на их умы и на формирование личности молодых людей.
Начиная с 60-х годов ХХ века, в период расцвета протестных выступлений среди молодежи западных стран, возникла одна из первых музыкально-молодежных субкультур – движение ХИППИ. Это были молодые люди, которые поклонялись рок-музыке стиля РЭГГИ, они объединялись в сообщества, идеологией которых был протест против пуританской морали, а также стремления к природной чистоте через любовь, и легализацию марихуаны. Движение хиппи не удалось избежать и СССР. Длинноволосые парни, небрежно одетые девчонки в потертых джинсах, первые наркоманы…
ПАНК-рок – это идеализдция анархии. Неокрепшее сознание подростков ведется на, казалось бы, праведные стремление к объединению, взаимопомощи. Музыка панк-рока этому способствует и подросток постепенно погружается в этот субкультурный социум, теряя своё Я. Посмотрите, каким уродливым становится имидж панка. Это добровольное уродование самого себя и есть влияние музыкальной субкультуры на формирование личности молодого человека.
В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались МЕТАЛЛИСТЫ. Они культивировали личностную свободу и независимость. Эта музыка очень жесткая, атональная, диссонирующая, возбуждающая. А если она сопровождается еще и световыми эффектами и запредельно громким звуком, влияние ее усиливается в разы. Молодые люди зачастую впадают в гипнотический транс и естественно это влечет за собою ряд негативных последствий и в первую очередь разрушение личности подростка.
ГРАНЖ относится к тяжелой музыке наряду с хеви-металл и хард-роком. Этому музыкальному стилю присущи резкие диссонирующие созвучия, запредельная громкость, выступления музыкантов превращено в яркое, гипнотизирующее шоу. Музыканты и певцы на данных выступлениях одеты как правило вызывающе и угнетающе (подражание слугам сатаны), все их поведение только и делает что насаждает насилие плюс тексты песен, особенно зарубежных исполнителей, которые прямо призывают к насилию и восхваляют сатану. Тяжелый рок - это переизбыток высоких или низких частот серьезно травмируют мозг. Характерно то, что зачастую молодые люди, которые в подростковом возрасте увлекались тяжелым роком, в последствие уходят в прямо противоположный мир, они становятся фанатами религии.
С появлением ГОТИК-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Музыка выступает идентификатором готов, она конструирует определенный жизненный стиль. Своеобразная философия характеризуется пристрастием к «темному» восприятию мира - это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному).
Эмоциональные подростки, тонкие натуры, которым нелегко находиться в среде сверстников зачастую уходят в этот мистический мир под воздействием неземной и возвышенной готической музыки, они находят единомышленников, группируются в сообщества, становятся замкнутыми в обычном обществе. Современные готы одеваются в черное, их отличает обилие пирсинга, бледные лица, длинные черные волосы и большие кресты на шее.
В Нью-Йорке появилась ХИП-ХОП культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни. Хип-хоперы укоренились и в российской молодежной среде. Однако Хип-хоп заметно оздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов эта субкультура со спортивным соревновательным уклоном, пропагандирует здоровый образ жизни.
Субкультура ЭМО может быть классифицирована как последний новый стиль. Юноши и девушки носят шейные платки, черная подводка для глаз, и облегающие джинсы, красят губы под цвет кожи, используют светлый тональный крем, лицо выглядит бледным, ярким пятном смотрятся густо подведенные черным глаза. Глаза - зеркало души. Душа - эмоции. Эмо-музыка заставляли плакать, бояться, переживать сильнейшее эмоциональное потрясение.
Конечно же музыкальная среда они очень сильно влияет на формирование личности молодых людей. У каждого подростка своя психика, свое душевное состояние, подчас очень тонкое и уязвимое. Под воздействием музыки, которая усиливает эмоциональное состояние человека, подросток может попасть под гипнотическое влияние, употреблять наркотики, в угоду своим кумирам, проявлять агрессию, уходить в депрессию. В некоторых случаях музыка может подтолкнуть к суициду.
Чтобы противостоять этому нужно: заниматься музыкальным образованием детей нужно с раннего детства, прививать им любовь к настоящей классической музыке, обеспечить ее понимание, связать музыку со всеми остальными видами настоящего искусства. Очень важно создавать творческие коллективы народной песни и танца, военно–спортивные объединения, в которых патриотические песни играют огромную роль. Проводить большое количество всевозможных конкурсов: музыкальных, песенных, бардовских, фольклорных и т.п. Важно, чтобы каждый ребенок мог найти свое место в настоящем, а не в призрачном мире, навязанном нашим детям западными контр-культурами, которые расшатывают устои нашего общества, уродуют личность наших подростков.
© 2017, Комова Алла Васильевна 245