СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Каждый преподаватель, готовясь к уроку, думает, как сделать, чтобы студент не только запомнил материал, но и у него возник интерес к изучаемому материалу. Но увы-не всегда реальность совпадает с нашими ожиданиями. И вместо познавательного творчества получается репродуктивная деятельность, а отсюда множество таковых проблем как: неумение думать, объяснять, рассуждать, обобщать, делать выводы, пассивность студентов на уроках, отсутствие желания работать, включаться в обсуждение вопросов.
Известно, что люди научатся только тому, чему хотят научиться, и этому способствуют следующие компетенции:
- способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, урегулировать конфликты ненасильственным путем;
- оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой и делать свой выбор;
- владение устным и письменным общением, несколькими языками;
- владение новыми технологиями, осознание их силы и слабости;
- способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения. Теперь техникумы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Будущий выпускник должен быть готов к любому сотрудничеству. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).
Как преподаватель, я хочу видеть студентов, заинтересованных в качественных результатах учёбы, вовлеченных в активный учебно – воспитательный процесс. В применении метода проектов на всех уроках и во внеурочной деятельности вижу большие возможности для формирования всех УУД. Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает студента к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения. Существуют разнообразные виды проектов.
Химия как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Именно через проектную деятельность достигается самореализация студентов.
В последнее время очень часто можно слышать о наставничестве как форме работы. Практика наставничества актуальна, на мой взгляд. Многие студенты испытывают трудности в общении с незнакомыми людьми. Неумение общаться с преподавателями, сверстниками часто является одной из причин неуспешности обучения и дезадаптации студентав социуме, проблем межличностных отношений. Реализация совместных творческих проектов помогает ускорить и оживить процесс практического усвоения какого-либо жизненного опыта и обучение навыкам правильного взаимодействия (диалогу) с людьми в социуме, что и определяет актуальность данной практики.
Я сегодня хотела бы рассказать о некоторых проектах, уже реализованных, и проектах, находящихся на стадии планирования. Часть проектов - традиционные, часть – с применением практики наставничества.
Задача, педагога как наставника-заинтересовать на начальном этапе, направлять работу над проектом так, чтобы познавательный интерес усиливался на каждом этапе, разнообразить методы, используемые при работе над проектом, ненавязчиво контролируя весь процесс. Авторитарный стиль руководства уничтожит познавательный интерес и превратит выполнение проекта в нудную обязаловку.
Работа над групповыми проектами происходит следующим образом:
1.Студенты разбиваются на группы от 3 до 5 человек, в зависимости от сложности проекта и времени, отводимого на его выполнение.
2. В группе выбирается координатор, который будет руководить работой каждого члена группы, распределять задания. На начальных этапах преподаватель берет большую часть функций координатора на себя, но постепенно, самостоятельность студентов должна увеличиваться.
3.Презентация проекта обязательно должны быть представлена в группе. Работа студентов должна быть оценена, они должны видет результаты своего труда.
Некоторые темы на уроках химии отличаются особой сложностью, но овладение ими необходимо. Тема «Кислоты» усваивается не легко, поэтому появилась мысль: если трудно запомнить – нужно нарисовать, а потом понять. На данный вид деятельности отведено 1 час. Студентам было предложено представить, что кислоты- это живой человек. Нужно было так нарисовать этого человечка, чтобы не забыть ни одного свойства. Нарисовать с кем он дружит. Студентам выдаются информационные листы по теме. Работы получились замечательные. Зрительная память, а, главное, творческий процесс дали хорошие результаты.
Изучая Периодическую систему, студенты выполняли групповой проект «Паспорт элемента». На данный вид деятельности отведено 2 час. Студенты на основе совместно разработанного плана, создавали паспорта изучаемых элементов, особенно уделяя внимание их уникальным свойствам и их влиянию на биологические организмы. Создание паспорта элемента - необычное, очень трудоемкое занятие, но позволяющее собрать все знания воедино. В качестве теоретической базы можно использовать учебники, пособия, справочники, материал сети Интернет.
В двух данных проектах применялась практика наставничества. Наставниками являлись студенты группы, обладающие организаторскими способностями, имеющие хорошие знания по данной теме.
Подготовительная работа над проектом длилась 2 недели. Студенты по желанию объединились в творческие группы, выбрали направления, выбрали куратора группы и принялись за работу. Под руководством куратора составлялся план действий, подбирался и отбирался материал. Студенты подбирали музыкальное сопровождение, рисовали афишу, иллюстрации, готовили сообщение о вредной и здоровой еде, проводили эксперименты, писали стихи, делали буклеты, а затем выходили на защиту проекта, собрав все свои наработки в одну презентацию. Наставники групп присутствовали на защите проектов. Результат- море эмоций, впечатлений, мотивация к изучению предмета, активный процесс формирования УУД.
Работая над этим проектом, студенты делали упор не только на достижения ученых, но и на личностные качества, которые помогли этим людям сделать величайшие открытия для человечества. Трудолюбие, упорство, настойчивость, стремление идти к цели даже в самых безнадежных ситуациях-все это качества сильных личностей.
Наиболее интересный проект, потому что на 80% связан непосредственно с опытами, причем опыты интересные, безопасные. Их легко проводить дома, так как реактивы для их проведения- поваренная соль и вода. Студенты с удовольствием занимались выращиванием кристаллов и с гордостью демонстрировали результаты своих опытов на уроке. Параллельно с опытами, студенты изучали свойства поваренной соли, историю ее применения человеком
Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «мы учимся не для школы, а для жизни». В любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал, который не только может показать значимость своего предмета, но и в полной мере помочь формированию компетентностной личности, которая осознает всю ценность своего образования.
© 2023, Зимницкая Инна Петровна 271