СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В начале третьего тысячелетия обновление всех сфер культуры, осуществление демократических реформ, ориентирующихся на национальные и общечеловеческие ценности, возрождение духовного потенциала России, её художественных традиций создают социальный заказ на творческую личность, активно участвующую в социокультурных преобразованиях; на «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Центральной фигурой российской государственной политики в области образования становится человек-созидатель, художник, творец, призванный утвердить «статус России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства» (Концепция модернизации российского образования до 2010 года).
Современная ситуация в России с ее преобразовательными тенденциями во всех сферах человеческой жизни выдвигает новые требования к гражданам страны, а следовательно, ставит перед образованием задачу формирования личности, отвечающей этим требованиям. Способность адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, оригинальность и самостоятельность принятия решений и ответственность за их выполнение, стремление к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта — вот качества, характеризующие творчески активную личность и максимально отвечающие требованиям современности. Поэтому проблема формирования творческой активности школьников как залог успешности их жизненной самореализации является в настоящее время чрезвычайно актуальной.
Основополагающим принципом государственной политики в области образования является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей и признание необходимости создания специально организованной среды для творческого развития каждого, без исключения, ребенка и его активного участия в жизни своего детского творческого объединения, школы, города, страны, мирового сообщества.
Пространством эффективного формирования активности личности является пресс-центр гимназии экономического профиля, который создан на базе компьютерного класса. Он обладает необходимыми условиями для всестороннего творческого развития школьников. Именно доступная и привлекательная для ребенка внеучебная деятельность, проходящая в пространстве специально организованного дополнительного образования, формирует высшую потребность человека в творческой самореализации и ведет к самоопределению личности в творчестве.
При создании школьного пресс-центра руководство учебного заведения поставило перед собой цели и задачи – объединить учеников и учителей в единый школьный коллектив, наладить диалог между всеми участниками образовательного процесса, информировать педагогов, учащихся и их родителей о жизни гимназии, знакомить с интересными людьми, в ней работающими, давать каждому желающему возможность высказать своё мнение со страницы печатного издания, научить ребят чему-то полезному с его помощью.
В структуре педагогического и ученического соуправления в школе пресс-центр играет ведущую роль. На страницах прессы отражается многоликая жизнь школы, ее проблемы, успехи и результаты. Работа учащихся в пресс-центре направлена на развитие творческого мышления, воображения, развития психо-эмоциональной сферы школьников, формирования позитивной Я-концепции. Главное достоинство пресс-центра: наличие работающей, постоянно развивающейся, разновозрастной структуры системы массовой информации - детской газеты в школе, систематически осуществляющей выпуски издания. Декларируемая цель издания: информация о событиях в школе, в городе, в мире; расширение эрудиции, привлечение внимания к актуальным проблемам жизни, развитие творческого потенциала личности школьников и формирование их гражданской позиции.
В гимназии экономического профиля в течение нескольких лет ведется интенсивное изучение издательских технологий на факультативе по Web-дизайну, который стал своеобразным центром, объединяющем разнообразные интересы учащихся. Третий год в гимназии выходит школьная газета «Корпорация». Для чего нужна своя газета современной школе? Часто сам факт знакомства и работы с взрослой прессой приводит ребят к мысли о создании собственной газеты, и наоборот, школьники, издающие свою газету, часто пытаются постичь взрослую прессу. Результат - осознание себя в активной позиции по отношению к прессе, гражданская активность в своём ближайшем социальном окружении. Участие в выпуске самодеятельных изданий является важным аспектом воспитания, формирования гражданственности и экологического сознания.
В Образовательных минимумах содержания начального и среднего общего образования Российской Федерации можно проследить присутствие рекомендаций к изучению ключевых понятий медиаобразования. Разделяя эту точку зрения, необходимо сделать особый акцент на необходимости развития медиаобразования – прежде всего в школе. Каждый из нас ежедневно сталкивается с медиа – средствами массовой коммуникации (газеты и журналы, телевидение, радио и Интернет, реклама и мобильные телефоны с их SMS-рассылками, кино и печатная литература). Но всегда ли мы можем адекватно оценить качество информации, правильно интерпретировать и проанализировать медиатекст? Используем ли мы средства массовой коммуникации для интеллектуального развития, повышения своего культурного уровня? По словам А.П. Короченского, школьная пресса может и должна стать важным ресурсом медиаобразования, понимаемого как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники».
Газета гимназии «Корпорация» выходит один раз в месяц тиражом около десяти экземпляров. В основной состав редакции входят главный редактор, дизайнеры, верстальщики, корректоры, корреспонденты и фотокорреспонденты, а также учителя – кураторы рубрик. По типу она представляет собой юнкоровское издание, где основную площадь газетных полос занимают произведения детского творчества (роль педагога сводится к общему руководству и координации действий издателей и корреспондентов), но регулярно публикуются и заметки, написанные учителями, директором гимназии, школьными специалистами. Редакционный коллектив насчитывает 10 «штатных» сотрудников, газета печатается на принтере, распространяется бесплатно и вывешивается в здании гимназии на специальном стенде «Наша школьная газета».
Куратором словесной части школьного издания является учитель русского языка и литературы Королева Снежана Вадимовна, человек с филологическим образованием. Но газета – это произведение не только словесное, но и художественное; его характер складывается из двух составляющих: вербальной и визуальной. Первая определяется стилем и жанрами материалов, умением сотрудников сформулировать мысль, придумать броский заголовок и провести интервью, вторая – внешним обликом издания: выбором шрифта, композицией полосы, выразительностью графических средств.
В «большой» прессе создание визуального образа издания – забота художника, а вот редакторам школьных газет приходится и эту ношу брать на себя. Обучению принципам графического дизайна и секретам грамотной верстки занимаюсь я, Персиянцева Наталья Александровна, учитель информатики и ИКТ. Учащиеся, посещающие кружок Web-дизайна приобретают навыки самостоятельно проводить компьютерное макетирование газеты при помощи различных программных продуктов. Компьютерные технологии настолько прочно вошли в жизнь, с каждым годом захватывая все новые области их применения, что знаний, предлагаемых в рамках обычной школьной программы информатики, становится недостаточно. Одним из способов расширить поле охвата является изучение современных информационных технологий факультативно, и издательские технологии - наиболее подходящий для этого объект. Следует отметить, что учащиеся гимназии экономического профиля работают над созданием школьной газеты, используя как компьютеры на базе РС - платформы, так и мобильный компьютерный класс Apple iBook с современной операционной системой Mac OS X.
В качестве основных этапов содержания деятельности детской прессы выделяем социальную пробу, практику, проект. Реализация каждого этапа представляет собой конкретную технологию деятельности детской прессы, которая направлена на достижение и конкретной идеи. Общение как деятельность членов детской прессы носит личностный характер: отношения строятся на доверии друг другу, что ведет к осознанию общности и отличительности, приводящей к ответственности за свое место и роль в сообществе. С моей точки зрения выпуск школьной газеты способствует созданию условия для проб творческой деятельности, для эмоционального проживания процесса рождения идеи, создания замысла, содержательного сотрудничества, осознание успеха, раскрытию потенциальных способностей каждого участника процесса.
© 2017, Персиянцева Наталья Александровна 778