Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 станицы Архангельской муниципального образования Тихорецкий район.
Учитель начальных классов – Лещенко Светлана Анатольевна.
« Развитие интеллектуальных способностей учащихся младшего школьного возраста».
Многочисленные наблюдения педагогов и психологов убедительно показали, что ребёнок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важнейших направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Одним из основных средств формирования интеллектуальных способностей является система упражнений и заданий, эффективность которого определяется продуманностью её содержательного и методического аспектов. Целесообразно начинать обучение логическим действиям классификации с формирования соответствующих элементарных умений. Выделение признаков предметов. Русский язык.
• Что можно сказать о форме, цвете, вкусе яблока, груши, арбуза, лимона, помидора ?
• Сколько букв в словах: ручка, карандаш, парта, окно? Сколько слогов в этих словах?
• Назовите несколько признаков слов: стол, телевизор, ложка, стул, нож, радио. Укажите признаки слов: пенал, кнопка, фломастер. Природоведение.
• Что можно сказать о тигре, кошке, мыши, слоне как о животных?
• Назовите признаки времён года ( как поднимается солнце над землёй в данное время года по сравнению с предыдущим?, длиннее или короче становится день,.? как изменяется температура воздуха? какие выпадают осадки? ).
Математика.
• Из каких цифр состоит число 38? Скакой цифры начинаются числа 25, 19, 57, 89?
• Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника.
Нетрадиционные задания и упражнения направлены на развитие практически всех мыслительных операций. Игра « Математические бусы», инструкция в стихах: Из разных цифр я сделал бусы, А в тех кружках, где чисел нет, Расставьте минусы и плюсы, Чтоб данный получить ответ.
Игра «Поиск».
Ребятам предлагается найти в словаре слова, содержащие две или три одинаковые гласные,четыре или пять гласных. Кроме слов с одинаковыми гласными можно предложить поиск слов с неповторяющимися гласными ( двумя, тремя, пятью.). Так легче воспринимаются трудные для написания слова: библиотека, караван, революция и др.
Игра «Зашифрованное слово».
Например : учитель на доске пишет слова- автор, товарищ, мотор, бильярд. Инструкция детям : из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное слово ( автомобиль ).
Очень эффективны логические задачи для овладения такими понятиями, как слева, справа, меньше, больше, шире, раньше, ближе).
• Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели на скамейке, если известно, что:
-я сидела слева от папы, а мама слева от меня;
- мама сидела справа от меняя, а папа справа от мамы.
* На верёвке завязали пять узлов, на сколько частей эти узлы разделили верёвку ?
*По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть ?
*В прямоугольной комнате следует расставить 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по три стула.
Игра «Числа вокруг нас». Предлагаем детям назвать как можно больше слов, в состав которых входит какое –нибудь число( единица, единство ; вторник, двойник, двойка, двойняшки, двустволка и т.д. ).
Для развития интеллектуальных способностей учащихся рекомендую проводить игры: «Поиск общих свойств», « Составление предложений», «Что лишнее?», « Поиск предметов по заданным признакам», « Поиск способов применения предмета» и др.
Тихомирова Л.Ф. Логика детям 7-10 лет. Ярославль,2001г.
Н.И.Мальцева Развитие интеллектуальных способностей детей.
Ярославль,Академия развития, 1999г.