СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самосознание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самосознание. Самосознание формируется к концу дошкольного воз­раста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного дет­ства.

Типы самооценки. М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физиче­ские и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отка­зом от общения.

Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в кото­рых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успе­хов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают бо­лее развитыми, чем их ровесников; часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.

Линии развития самосознания. Можно выделить несколько линий развития самосознания: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени и др. Собственно самооценка появляется во второй половине дошкольно­го периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка в раннем возрасте практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преуве­личивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обос­нование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более аде­кватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему ос­ваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в за­нятия учебного типа при подготовке к школе.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих пережи­ваний. В первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообраз­ные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно бы по бы пе­редать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольного воз раста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выра­зить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многое девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «ко­гда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Итак, дошкольное детство — период познания мира человеческих от­ношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становит­ся для него ведущей деятельностью. И фая, он учится общаться со сверст­никами. Дошкольное детство — период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая ло­гика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это пе­риод первоначального становления личности. Возникновение эмоционально­го предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмо-ционально-потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника.

Центральными новообразованиями этого возраста можно считать со­подчинение мотивов и самосознание

17.04.2018 21:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП