СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Школа для родителей
Воспитание трудолюбия или как бороться с ленью
-Каждому из нас хочется, чтоб наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтоб они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняя при этом душевное спокойствие, в самых не предвиденных ситуациях.
Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребёнка. Так распорядилась природа. Однако, мы взрослые, пытаемся максимально защитить ребёнка, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности ребёнка, стараясь максимально облегчить его жизнь. Этим наносим вред психике, ломая его эмоциональную сферу.
Ребёнок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не учиться бороться с трудностями жизни и с честью выходить из этой борьбы. Это сказывается на результатах учёбы, на общении со сверстниками и взрослыми, неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям. Медики утверждают: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не владеют умением радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении к цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее мы сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.
Когда ребенок впервые пытается выполнить что-то сам, не у всех родителей хватает терпения выдержать его медлительность и нерасторопность. С боевым кличем: «Давай я!» мама или папа бросаются на помощь чаду и. полностью убивают его инициативу! Ребенок привыкает думать, что за него все всегда будут делать другие. А спустя много лет, подросток на мамины возмущения с искренним удивлением заявит: «Почему это должен сделать я? Ведь есть же ты!».
Итак, первый способ борьбы с детской ленью в «зародыше» - это давать своему ребенку возможность довести начатое им дело до конца. И не доделывать за ним! Ребенок должен усвоить, что все начатые дела он должен завершать, а не ждать помощи от мамы.
Если ребенок ленится учиться, не спешите наказывать его. Вполне возможно, что лень – это ответная реакция детского организма на перегрузки. Ребенок просто не в силах справиться с нагрузкой и его организм настоятельно требует передышки. При этом сам ребенок не имеет права снизить эту нагрузку. Тогда организм поступает хитрее – он заболевает. Все, теперь можно законно не ходить в школу!
Другая причина «ленивой» учебы ребенка кроется в отсутствии мотивации. Ребенку, особенно младшему школьнику, абсолютно невдомек, зачем же собственно нужна школа. Ходить в школу и высиживать там полдня, слушать учителей, а потом еще целый вечер просидеть за уроками. «Зачем мне это?» – спрашивает себя ребенок. И ответ: «Потому что так хотят родители», - ему ничего не объясняет.
Ярлык «лентяя» может показаться ребенку очень удобным и выгодным. Тогда он будет с удовольствием «носить» этот ярлык, прикрываясь им как щитом. Зачем что-либо менять, если можно сказать всем: «Мне лень!» - и пусть окружающие осудят, но все равно примут. Ребенку намного сложнее признать, что его, например, обижают одноклассники, чем сказать: «Лень идти в школу!»
Выяснив, какова причина лени именно Вашего ребенка, Вы сможете помочь ему справиться с ленью. Если ребенок перегружен, помогите ему снять нагрузку, пересмотрите Ваши требования к нему. Не перегибаете ли Вы палку? От ребенка нельзя требовать чего-то не по возрасту, но это не значит, что его полностью нужно обслуживать. Ребенок 7-10 лет вполне может убрать на своем столе, помыть за собой тарелку, заправить свою постель, выносить мусор.
Мотивировать ребенка что-либо делать довольно сложно. Здесь уже важно Вам, как родителю, не полениться и придумать мотивацию. Например, малышу можно говорить: «Сложишь игрушки – быстрее пойдем на прогулку». Дети любят соревновательный момент, поэтому можно устраивать уборку «на перегонки», победителю – приз. Мотивацией для ребенка может стать даже простая похвала, особенно, при всех членах семьи. Гордость за проделанную работу – отличный стимул.
Конечно, «пилить» ребенка за лень, жаловаться знакомым: «Мой ребенок так ленив!», на самом деле, намного легче для родителей, чем проявить изобретательность и фантазию в борьбе с этой ленью. Не только строгость, но и ласка помогают родителям в нелегком труде воспитания. Огромного запаса родительского терпения желаем всем-всем мамочкам и папулям!
- Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами – ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя. Проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Универсальные способы борьбы с ленью
1. Вознаграждение. Старайтесь поощрять себя за неприятную работу. Для кого-то наградой может быть шоколадка. Для кого-то – поход в кино. Можете менять способы вознаграждения для того, чтобы они не приелись. Особенно если это касается шоколада. Причем, чем больше объем выполненной работы, тем лучше должен быть приз.
2. Начинайте всегда с самого сложного и неприятного дела. Утром, когда много сил и энергии, лучше всего сделать самый большой объем работы, который вам делать совсем не хочется. Только не обманывайте себя, уговаривая: я сейчас сделаю то, что попроще, настроюсь, а уж после возьмусь за сложное. Беритесь сразу, иначе за мелкими делами пройдет день, и вы опять ничего не успеете.
3. Планируйте. Очень действенный метод. Причем, помогает он не только ленивым, но и трудолюбивым людям, заваленным работой. Чем тщательнее вы распланируете свой день, тем больше дел успеете сделать. Пишите план заранее, с вечера. Чтобы утром распорядок уже был готов. Во-первых, вечером у вас есть время вспомнить все запланированные дела. А во-вторых, утром вы обязательно найдете для себя какое-нибудь оправдание и не включите пару пунктов в распорядок дня. При планировании не забудьте, что врачи советуют чередовать умственный и физический труд.
4. Устройте соревнование. Ничто так не способно бороться с ленью, как дух соперничества. Поспорьте с подругой: кто первый напишет диплом. Или кто из вас получит высший балл на экзамене. В любом другом случае читать лекции вам было бы лень. Но перед подругой-то неудобно! Да и самой хочется доказать, что ты если не лучше, то, во всяком случае, ничем не хуже второй спорщицы.
5. Уберите на столе. Очень часто собраться с мыслями мешает кучи «нужных» бумаг на столе. Займитесь небольшой уборкой. Заодно и на работу настроитесь.
Случается, что ленивым себя считает вполне энергичный и успешный человек. Он снова и снова нагружает себя работой, сетуя на то, что ничего не успевает. В данной ситуации речь идет не о лени, а о трудоголизме.
Кроме того, лень иногда очень полезна. Не зря ее называют двигателем прогресса. Кому-то надоело стирать вручную белье? Придумал стиральную машину. Устал ходить пешком? Пожалуйте вам машину. Поэтому, задавая себе вопрос, что такое лень и как с ней бороться, задумайтесь: а надо ли от нее избавляться? Или жизнь подталкивает вас к очередному гениальному открытию?
Итак, первый способ борьбы с детской ленью в «зародыше» - это давать своему ребенку возможность довести начатое им дело до конца. И не доделывать за ним! Ребенок должен усвоить, что все начатые дела он должен завершать, а не ждать помощи от мамы.
Если ребенок ленится учиться, не спешите наказывать его. Вполне возможно, что лень – это ответная реакция детского организма на перегрузки. Ребенок просто не в силах справиться с нагрузкой и его организм настоятельно требует передышки.
Другая причина «ленивой» учебы ребенка кроется в отсутствии мотивации. Ребенку, особенно младшему школьнику, абсолютно невдомек, зачем же собственно нужна школа. Ходить в школу и высиживать там полдня, слушать учителей, а потом еще целый вечер просидеть за уроками. «Зачем мне это?» – спрашивает себя ребенок. И ответ: «Потому что так хотят родители», - ему ничего не объясняет.
Ярлык «лентяя» может показаться ребенку очень удобным и выгодным. Тогда он будет с удовольствием «носить» этот ярлык, прикрываясь им как щитом. Зачем что-либо менять, если можно сказать всем: «Мне лень!» - и пусть окружающие осудят, но все равно примут. Ребенку намного сложнее признать, что его, например, обижают одноклассники, чем сказать: «Лень идти в школу!».
Советы родителям
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не прости о помощи.
Поручения, которые, вы даёте ребёнку, должны соответствовать его возможностям.
Не говорите постоянно дома о том, что работа для вас наказание и каторга.
Будьте примером для ребёнка в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно.
Старайтесь следить за своей речью, не забывайте, что слова могут материализоваться.
Какие общие умения важны для успешного обучения?
– слушать учителя; взрослого
– выделять главную мысль сообщения;
– связно пересказывать содержание текста;
– отвечать на вопросы к тексту;
– ставить вопросы к тексту;
– делать содержательные выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою мысль;
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать результаты собственной работы.
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. отмечайте его достижения, подчёркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.
© 2017, Салихова Светлана Александровна 318