СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Жили-были буквы. Буквы, не какие-нибудь, а ГЛАСНЫЕ: а, о, у, и, е, ё, ы, э, ю, я. Целыми днями буквы песни распевали и гласили, что было силы: то по одной, то по две вместе, то все сразу:
А-А, У-У,О-О, Ю-Ю…
УА-УА,ИО-ОИ, ЭА-ЭА, ЁИ-ЁИ…
АОУИЕ-АОУИЕ, ЯЮИЭОЁ-ЯЮИОЁ…
Через некоторое время буква А пригорюнилась и сказала своим подружкам, что как-то надоело только гласить и петь, хочется ещё каким-то делом заняться. Тогда Буква Я пропела:
Говорят, что есть такая волшебница – АЗБУКА и знакома она не только с нами ГЛАСНЫМИ, но и с другими буквами, только, что это за буквы я не знаю.
Только Я это сказала, как явилась АЗБУКА и сказала:
Вижу, мои дорогие ГЛАСНЫЕ, надоело вам только петь и веселиться. И верно буква Я сказала, что есть на свете и другие буквы – СОГЛАСНЫЕ.
Сказала это АЗБУКА, и тут же появились СОГЛАСНЫЕ буквы: Б,В, Г, Д, Ж, З, К,Л, М,Н, П,Р,С,Т,Ф,К,Ф,Х, Ц,Ч,Ш, Щ. Они стали низко кланяться ГЛАСНЫМ буквам и во всём с ними СОГЛАШАТЬСЯ.
Очень обрадовались ГЛАСНЫЕ, что у них сколько друзей появилось, да ещё таких добрых и покладистых, со всем согласных.
И стали буквы опять поживать, да горя не знать. Жить им стало намного веселее и интереснее. Потому, как стали буквы ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ парочками дружить, да ходить, и из этой дружбы СЛОГИ получились:
-МА-ПА-КИ-КО-РА-СИ-ЛЁ-ЖИ-СУ-ВЫ-БО-ЯС-ЮР-ИП-АЗ-ИЖ-ОД-ЦА….
Буквам очень нравилось составлять СЛОГИ и занимались они этим занятием с утра до вечера, потом буква А предложила:
А давайте проверим, что получится, если мы слоги соединим?
Это предложение всех заинтересовало, и начали буквы слоги соединять и получились – СЛОВА. У букв аж, дух захватило, какие слова выходят необыкновенные: и большие, и маленькие. Можно составлять их великое множество и всё разные получаются:
МАК-РАК- СОК-СОВОК- МАМА-ПАПА-МАРМЕЛАД-ШОКОЛАД-ВОДОПАД-СНЕГОПАД….
Но вот как-то, пришла к ним в гости АЗБУКА, посмотрела, чем буквы занимаются и сказала:
Вижу вас надо с ПРЕДЛОЖЕНИЕМ познакомить.
Обрадовались буквы, все разом загалдели, заговорили:
Ой, ПРЕДЛОЖЕНИЕ!?
А как оно выглядит?
Ах, как интересно, ну просто чудесно!
АЗБУКА утихомирила возбуждённых букв и сказала:
Ваше расположение, образует ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
Как это ин-те-рес-но-о-о, – пропели ГЛАСНЫЕ букавы.
МЫ согласны, согласны, – закивали СОГЛАСНЫЕ буквы.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ появится, если вы соедините несколько слов вместе, но есть одно очень важное условие: СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ, иначе предложение не получится, и дружить с вами не будет.
Значит, мы должны соединить слова! – Догадалась буква А.
Давайте скорее соединять. Просто ужасно не терпится посмотреть, что из этого получится. – Воскликнула Б. БУКВЫ быстро закружились и начали составлять предложение:
сначала буквы образовали СЛОГИ,
из СЛОГОВ образовались СЛОВА,
а из СЛОВ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ: СОЛНЦЕ, НЕБЕ, СВЕТИТ, В, ЯРКОЕ.
АЗБУКА прочитала то, что составили БУКВЫ, и сказала строго:
Уважаемые ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ будьте внимательны! Прочтите то, что написали и скажите – самим-то вам понятно составленное вами ПРЕДЛОЖЕНИЕ? И вообще, есть ли здесь ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
Начали БУКВЫ читать внимательно и дочитались до того, что СЛОВА в этом ПРЕДЛОЖЕНИИ не связаны по смыслу, а значит, и ПРЕДЛОЖЕНИЕ не получилось.
Но не растерялись дружные БУКВЫ, посовещались, переставили СЛОВА и получилось – складненькое-ладненькое ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
СВЕТИТ В НЕБЕ ЯРКОЕ СОЛНЦЕ.
-Вот это другое дело, – сказала АЗБУКА. – Запомните, БУКВЫ, дорогие: ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ЭТО СВЯЗАННЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ЗАКОНЧЕННУЮ МЫСЛЬ.
Сказала это АЗБУКА и пошла по своим азбучным делам.
Очень обрадовались буквы такому открытию и начали разные, разные ПРЕДЛОЖЕНИЯ составлять:
На лугу коза скакала.
Пошла мама в магазин и купила апельсин.
Солнце вышло из-за туч и послало детям луч.
БУКВЫ трудились упорно и старательно и вскоре у них стали получаться замечательные предложения: большие и маленькие, весёлые и грустные, разные, разные.
Позвали снова БУКВЫ АЗБУКУ в гости и давай для неё предложения составлять:
Азбука, азбука,
- Мы с тобою дружим!
Азбука, азбука,
Все мы тебя любим!
Приглашаем в гости
Чаще к нам ходить!
Будем мы тебя
Всегда благодарить!
Ты связала буквы вместе
И теперь мы все на месте,
Быть нам вместе интересно,
И чудесно и прелестно,
Занимательно, увлекательно!
По-зна-ва-тель-но!
Ах! Ах! Удивительно! – Воскликнула АЗБУКА. – Получилось! Вы сами додумались и составили – ТЕКСТ!
ТЕКСТ? – переспросили буквы. – А кто это такой важный – ТЕКСТ?
Очень просто, раз Вы сами до этого додумались: ТЕКСТ – ЭТО СВЯЗАННЫЕ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Вот вы стишок-приветствие для меня составили, а здесь несколько предложений и все они связаны по смыслу, даже ТЕМА ТЕКСТА есть: этот ТЕКСТ про меня, то есть про АЗБУКУ. ТЕМА ТЕКСТА – ЭТО О КОМ ИЛИ О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Ох! Как интересно! О! Да это чудесно! Ой! Замечательно! – Закричали хором БУКВЫ.
Теперь, друзья мои, я познакомлю вас со ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ, которые непременно должны участвовать в составлении ТЕКСТА:
Познакомьтесь – это ТОЧКА, она ставиться в конце каждого предложения, когда заканчивается мысль ПРЕДЛОЖЕНИЯ. И называются такие предложения ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМИ, так как повествуют: о ком или о чём говорится в этом же ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Поэтому следующее предложение надо начинать обязательно с ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Например:
В будке жил огромный пёс.
Звали все его Барбос.
Ах, как замечательно! – Воскликнула буква Д.
Вот, вот, буква Д сейчас составила ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Познакомьтесь, дорогие БУКВЫ, с ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ, он ставится в конце ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:
Караул! Караул! Мишка чуть не утонул!
Удивительно! Изумительно! Восхитительно! – Начали восклицать буквы по очереди.
А что вы нам ещё интересненького расскажете, дорога АЗБУКА?
Замечательный вопрос! – Вот мы с вами и добрались до ВОПРОСИТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГОВОРИТ: О КОМ ИЛИ О ЧЁМ, СПРАШИВАЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. В КОНЦЕ ТАКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАВИТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Например:
Чижик-чижик где ты был?
А где моя большая ложка?
Кто стучится в дом ко мне,
С толстой сумкой на ремне?
А мы и не знали,
Что такое бывает,
Чудесные знаки
Мир чувств открывают!
Вот-вот, какие чудеса появляются, если дружить со мной – АЗБУКОЙ. А вам, БУКВЫ, я даю задание: составьте ТЕКСТ-СКАЗКУ. Для этого вам потребуется много ПРЕДЛОЖЕНИЙ, связанных между собой по смыслу.
Хорошо! Отлично!
Сделаем всё прилично!
Сделаем обязательно!
Быстро и очень старательно! – Ответили хором буквы.
Когда АЗБУКА ушла по своим делам, БУКВЫ подумали, подумали и решили составить текст-сказку про себя, то есть про БУКВЫ и про то, как они научились ТЕКСТ составлять.
© 2018, Мальханова Елена Владимировна 279