СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка о том, как текст появился.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жили-были буквы. Буквы, не какие-нибудь, а ГЛАСНЫЕ: а, о, у, и, е, ё, ы, э, ю, я. Целыми днями буквы песни распевали и гласили, что было силы: то по одной, то по две вместе, то все сразу:

А-А, У-У,О-О, Ю-Ю…

УА-УА,ИО-ОИ, ЭА-ЭА, ЁИ-ЁИ…

АОУИЕ-АОУИЕ, ЯЮИЭОЁ-ЯЮИОЁ…

Через некоторое время буква А пригорюнилась и сказала своим подружкам, что как-то надоело только гласить и петь, хочется ещё каким-то делом заняться. Тогда Буква Я пропела:

Говорят, что есть такая волшебница – АЗБУКА и знакома она не только с нами ГЛАСНЫМИ, но и с другими буквами, только, что это за буквы я не знаю.

Только Я это сказала, как явилась АЗБУКА и сказала:

Вижу, мои дорогие ГЛАСНЫЕ, надоело вам только петь и веселиться. И верно буква Я сказала, что есть на свете и другие буквы – СОГЛАСНЫЕ.

Сказала это АЗБУКА, и тут же появились СОГЛАСНЫЕ буквы: Б,В, Г, Д, Ж, З, К,Л, М,Н, П,Р,С,Т,Ф,К,Ф,Х, Ц,Ч,Ш, Щ. Они стали низко кланяться ГЛАСНЫМ буквам и во всём с ними СОГЛАШАТЬСЯ.

Очень обрадовались ГЛАСНЫЕ, что у них сколько друзей появилось, да ещё таких добрых и покладистых, со всем согласных.

И стали буквы опять поживать, да горя не знать. Жить им стало намного веселее и интереснее. Потому, как стали буквы ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ парочками дружить, да ходить, и из этой дружбы СЛОГИ получились:

-МА-ПА-КИ-КО-РА-СИ-ЛЁ-ЖИ-СУ-ВЫ-БО-ЯС-ЮР-ИП-АЗ-ИЖ-ОД-ЦА….

Буквам очень нравилось составлять СЛОГИ и занимались они этим занятием с утра до вечера, потом буква А предложила:

А давайте проверим, что получится, если мы слоги соединим?

Это предложение всех заинтересовало, и начали буквы слоги соединять и получились – СЛОВА. У букв аж, дух захватило, какие слова выходят необыкновенные: и большие, и маленькие. Можно составлять их великое множество и всё разные получаются:

МАК-РАК- СОК-СОВОК- МАМА-ПАПА-МАРМЕЛАД-ШОКОЛАД-ВОДОПАД-СНЕГОПАД….

Но вот как-то, пришла к ним в гости АЗБУКА, посмотрела, чем буквы занимаются и сказала:

Вижу вас надо с ПРЕДЛОЖЕНИЕМ познакомить.

Обрадовались буквы, все разом загалдели, заговорили:

Ой, ПРЕДЛОЖЕНИЕ!?

А как оно выглядит?

Ах, как интересно, ну просто чудесно!

АЗБУКА утихомирила возбуждённых букв и сказала:

Ваше расположение, образует ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

Как это ин-те-рес-но-о-о, – пропели ГЛАСНЫЕ букавы.

МЫ согласны, согласны, – закивали СОГЛАСНЫЕ буквы.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ появится, если вы соедините несколько слов вместе, но есть одно очень важное условие: СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ, иначе предложение не получится, и дружить с вами не будет.

Значит, мы должны соединить слова! – Догадалась буква А.

Давайте скорее соединять. Просто ужасно не терпится посмотреть, что из этого получится. – Воскликнула Б. БУКВЫ быстро закружились и начали составлять предложение:

сначала буквы образовали СЛОГИ,

из СЛОГОВ образовались СЛОВА,

а из СЛОВ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ: СОЛНЦЕ, НЕБЕ, СВЕТИТ, В, ЯРКОЕ.

АЗБУКА прочитала то, что составили БУКВЫ, и сказала строго:

Уважаемые ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ будьте внимательны! Прочтите то, что написали и скажите – самим-то вам понятно составленное вами ПРЕДЛОЖЕНИЕ? И вообще, есть ли здесь ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

Начали БУКВЫ читать внимательно и дочитались до того, что СЛОВА в этом ПРЕДЛОЖЕНИИ не связаны по смыслу, а значит, и ПРЕДЛОЖЕНИЕ не получилось.

Но не растерялись дружные БУКВЫ, посовещались, переставили СЛОВА и получилось – складненькое-ладненькое ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

СВЕТИТ В НЕБЕ ЯРКОЕ СОЛНЦЕ.

-Вот это другое дело, – сказала АЗБУКА. – Запомните, БУКВЫ, дорогие: ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ЭТО СВЯЗАННЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ЗАКОНЧЕННУЮ МЫСЛЬ.

Сказала это АЗБУКА и пошла по своим азбучным делам.

Очень обрадовались буквы такому открытию и начали разные, разные ПРЕДЛОЖЕНИЯ составлять:

На лугу коза скакала.

Пошла мама в магазин и купила апельсин.

Солнце вышло из-за туч и послало детям луч.

БУКВЫ трудились упорно и старательно и вскоре у них стали получаться замечательные предложения: большие и маленькие, весёлые и грустные, разные, разные.

Позвали снова БУКВЫ АЗБУКУ в гости и давай для неё предложения составлять:

Азбука, азбука,

- Мы с тобою дружим!

Азбука, азбука,

Все мы тебя любим!

Приглашаем в гости

Чаще к нам ходить!

Будем мы тебя

Всегда благодарить!

Ты связала буквы вместе

И теперь мы все на месте,

Быть нам вместе интересно,

И чудесно и прелестно,

Занимательно, увлекательно!

По-зна-ва-тель-но!

Ах! Ах! Удивительно! – Воскликнула АЗБУКА. – Получилось! Вы сами додумались и составили – ТЕКСТ!

ТЕКСТ? – переспросили буквы. – А кто это такой важный – ТЕКСТ?

Очень просто, раз Вы сами до этого додумались: ТЕКСТ – ЭТО СВЯЗАННЫЕ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Вот вы стишок-приветствие для меня составили, а здесь несколько предложений и все они связаны по смыслу, даже ТЕМА ТЕКСТА есть: этот ТЕКСТ про меня, то есть про АЗБУКУ. ТЕМА ТЕКСТА – ЭТО О КОМ ИЛИ О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Ох! Как интересно! О! Да это чудесно! Ой! Замечательно! – Закричали хором БУКВЫ.

Теперь, друзья мои, я познакомлю вас со ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ, которые непременно должны участвовать в составлении ТЕКСТА:

Познакомьтесь – это ТОЧКА, она ставиться в конце каждого предложения, когда заканчивается мысль ПРЕДЛОЖЕНИЯ. И называются такие предложения ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМИ, так как повествуют: о ком или о чём говорится в этом же ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Поэтому следующее предложение надо начинать обязательно с ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Например:

В будке жил огромный пёс.

Звали все его Барбос.

Ах, как замечательно! – Воскликнула буква Д.

Вот, вот, буква Д сейчас составила ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Познакомьтесь, дорогие БУКВЫ, с ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ, он ставится в конце ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:

Караул! Караул! Мишка чуть не утонул!

Удивительно! Изумительно! Восхитительно! – Начали восклицать буквы по очереди.

А что вы нам ещё интересненького расскажете, дорога АЗБУКА?

Замечательный вопрос! – Вот мы с вами и добрались до ВОПРОСИТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГОВОРИТ: О КОМ ИЛИ О ЧЁМ, СПРАШИВАЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. В КОНЦЕ ТАКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАВИТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Например:

Чижик-чижик где ты был?

А где моя большая ложка?

Кто стучится в дом ко мне,

С толстой сумкой на ремне?

А мы и не знали,

Что такое бывает,

Чудесные знаки

Мир чувств открывают!

Вот-вот, какие чудеса появляются, если дружить со мной – АЗБУКОЙ. А вам, БУКВЫ, я даю задание: составьте ТЕКСТ-СКАЗКУ. Для этого вам потребуется много ПРЕДЛОЖЕНИЙ, связанных между собой по смыслу.

Хорошо! Отлично!

Сделаем всё прилично!

Сделаем обязательно!

Быстро и очень старательно! – Ответили хором буквы.

Когда АЗБУКА ушла по своим делам, БУКВЫ подумали, подумали и решили составить текст-сказку про себя, то есть про БУКВЫ и про то, как они научились ТЕКСТ составлять.

22.10.2018 22:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП