СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В знакомстве с родным языком ведущая роль принадлежит родителям учащихся. Они как связующее звено, должны бережно передавать духовные достояния предков. К сожалению, во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке. Зачастую они не желают, чтоб их детей обучали в школе родному языку, объясняя это перегруженностью. Здесь уместно привести слова выдающегося просвещенца- гуманиста и педагога дореволюционной России И.Я. Яковлева: «Русский язык не вместо родного, а вместе с родным». В нашей республике немало семей со смешанными браками. В таких семьях языком общения тоже становится русский язык. Думается, основная нагрузка в деле изучения предмета «Родной язык» лежит на учителе. Он обязан увлечь учащихся своим предметом, заинтересовать их учебным и занимательным материалом, проводить с ними словесные игры, конкурсы, кружки. Кроме этого, привитию интереса к языку, культуре, традициям родного края способствует внеклассная работа, классные часы, открытые уроки. Для того, чтобы учащиеся, совершенно не владеющие родным языком, полюбили его, я использую игровую форму обучения, придерживаюсь эвристического метода, чтобы учебный процесс стал для детей увлекательным и содержательным. Учитывая трудности в усвоении даргинского языка, сочиняю стихи, придумываю шарады, ребусы, скороговорки. Вместе с детьми выпускаем стенгазеты. В некоторых школах урокам родного языка отведена незавидная роль! Эти уроки почти всегда последние в расписании: это значит, что на данный урок дети идут уставшими. Да и самой программой на изучение родных языков отведено мало часов. Получается, что учитель родного языка должен сделать на одном уроке столько, сколько учитель русского языка делает за целую неделю. И это с детьми, ежедневно общающимся друг с другом на русском языке, и порой не владеющими даже родным диалектом. Мыслимо ли это?! Смогут ли учащиеся сохранить информацию, полученную от случая к случаю. Мне кажется, что учителя родных языков, работающие в городских школах, сталкиваются с большими трудностями, нежели их коллеги сельских школ. Предмет «Родной язык» воспринимается некоторыми представителями дагестанских народностей как нечто нудное и обременительное. Преподавание родных языков – «дополнительная обуза». Когда же, наконец, мы дагестанцы, поймем, что своим негативным отношением губим не только родной язык, но и родную культуру, традиции, духовную связь с поколениями, губим нравственные устои, сложившиеся веками?! В.А. Сухомлинский писал: «Процесс овладения родным языком – это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. Это прежде всего воспитание. Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба, лепка тончайших черт духовного облика человека. В слове запечатлены традиции народа, его духовные ценности, созданные в течении многих столетий». Экологи отмечают, что исчезновение хотя бы одного вида животных или растений ведет к ущемлению целой экосистемы. В лингвистике происходит тоже самое. Как можно некоторых цивилизованных людей назвать культурными людьми, если они отказываются от родного наречия?! Незнание родного языка ведет к незнанию родных песен, фольклора, традиций и культуры. Это, в свою очередь, ведет к отрыву от родных корней. 100-150 лет назад ни одна дагестанская народность не могла себе представить, что на родном языке будут выходить газеты и журналы, будет свой театр, будут радиопередачи, свои учебники, художественные или научные книги, вырастет своя плеяда знаменитостей, известных за пределами республики и страны. Сегодня все это есть!
© 2019, Темирова Макка Магомедовна 167