СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины Статьи на букву "С"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статьи на букву "С"

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [24, c. 131; 26, c. 286; 67, c. 349; 82, c. 679].

САМОВОСПИТАНИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности [24, c. 132; 66, c. 330; 67, c. 350; 82, c. 679].

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - важнейшее условие социализации личности; путь к жизненным перспективам, основывающийся на целях, ценностях и идеалах индивидуума.

САМООБРАЗОВАНИЕ

САМООБРАЗОВАНИЕ - система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, имеющая целью собственное развитие личности [82, c. 681].

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

1) обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация в деятельности и общении; 2) процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [50; 66; 67; 82].

САМООЦЕНКА

САМООЦЕНКА - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей; может быть: 1) актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время); 2) ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапом жизни); 3) идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе); 4) рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди) [26, c. 286; 66, c. 332; 67, c. 352; 82, c. 683].

САМОРАЗВИТИЕ

САМОРАЗВИТИЕ - процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы саморегуляции [82, c. 684].

САМОСОЗНАНИЕ

САМОСОЗНАНИЕ - осмысление человеком своих личных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем [66, c. 332; 67, c. 474; 82, c. 684].

САМОСОЗНАНИЕЭТНИЧЕСКОЕ

самосознаниеэтническое - относительно устойчивая система осознанных представлений (значений) и оценок объектов этнического мира, формирование которой обусловливает осознание человеком самого себя в качестве представителя своей этнической общности

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ - научное произведение, посвященное итогам исследований разными авторами одной и той же проблемы (темы). Фактически это собрание статей по одной тематике. Такие сборники выпускают по мере проработки темы и накопления результатов, к юбилейным датам, к проведению научных форумов, связанных с данной тематикой. Эти сборники объединяют научные труды сотрудников одного вуза или НИИ. Есть и межвузовские сборники [63, c. 147].

СБОРНИК ТЕЗИСОВ (ВЫСТУПЛЕНИЙ, ДОКЛАДОВ)

СБОРНИК ТЕЗИСОВ (выступлений, докладов) - сборник самого короткого жанра - тезисов. Его издают к совещаниям, конференциям, симпозиумам. Он не является периодическим изданием. Чаще бывают сборники тезисов межвузовские или международные, в зависимости от места работы участников конкретного научного форума.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ - метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам при анализе социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т.д.

СЕМИНАР

СЕМИНАР - форма организации урока, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития (В. В. Гузеев).

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ - форма организации урока, в которой часть учащихся временно объединяется в группы с учетом уровневых достижений для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо всему классу, либо учителю, либо ученикам-контролерам. При отчете группы приоритет отдается субъективной эффективности группы, т.е. не столько результату работы, сколько процессу. Эта форма урока сконструирована специально для технологии обучения интегральной (В. В. Гузеев).

СЕМИОТИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬ

СЕМИОТИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬ - система заданий, предполагающих работу с текстом как семиотической системой, направленно обеспечивающих переработку знаковой информации, ориентированной на индивидуальное присвоение в конкретной области культуры.

СЕНСОМОТОРИКА

СЕНСОМОТОРИКА - область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности [66, c. 335].

СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ ТРЕНАЖЕРА

СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ ТРЕНАЖЕРА - пространство тренажера, воздействующее на анализаторы испытуемого и определяющее его ответные действия. В основном - это приборы как источники информации [61, c. 132].

СЕРИЙНАЯ ОБРАБОТКА

Серийная обработка - вид обработки информации, когда данные обрабатываются поэтапно. Большая часть информации, которая проходит через сознание, обрабатывается именно таким образом.

СЕРИЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Серийное объединение - способность ребенка к пониманию пространственно-временных связей. Так, ребенок может упорядочить объекты по длине, высоте или согласно очередности их появления [26; 98].

СЕРИЯ

Серия - ряд исследуемых объектов, явлений, процессов, событий [26, c. 292].

СИМВОЛИКА

СИМВОЛИКА - система специально созданных знаков (символов) для обозначения объектов, мыслей, чувств, идей [80, c. 595].

СИНЕРГЕТИКА

Синергетика - наука, изучающая процессы самоорганизации и возникновения, поддержания устойчивости и распада структур самой различной природы (Г. Хакен).

СИСТЕМА ЗАДАЧ

СИСТЕМА ЗАДАЧ - совокупность заданий к блоку уроков по изучаемой теме, удовлетворяющая требованиям:

1. Полнота. Наличие задач на все изучаемые понятия.

2. Наличие ключевых задач, т.е. задач, являющихся своеобразными "ключами" к решению других (рассматриваются способы деятельности, имеющие принципиальное значение).

3. Связность. Совокупность задач - последовательность уровней от подготовительных вариантов до обобщений.

4. Возрастание трудности в каждом уровне. В основе - "продвинутый" результат обучения.

5. Целевая ориентация. Для каждой задачи определено ее место и назначение в блоке уроков.

6. Целевая достаточность. Количество задач оптимально для достижения поставленной цели.

7. Психологическая комфортность. Учет темперамента, типа мышления, вида памяти учащихся (В. В. Гузеев).

СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный (А. М. Матюшкин).

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [63, c. 150].

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

1)упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся), характеризующих в наиболее общем, инвариантном виде все составляющие педагогической деятельности в данных социально-экономических условиях; 2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

СИСТЕМНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ

Системное различение - процесс визуального восприятия, позволяющий индивидууму различать двухмерные стимулы (например, слова в книге) и трехмерные стимулы (окружающие объекты).

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью цели, единством управления и функционирования [63, c. 151].

СИТУАЦИЯ УСПЕХА

СИТУАЦИЯ УСПЕХА - субъективно воспринимаемые достижения в какой-либо сфере деятельности в контексте развития личности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности.

http://niv.ru/doc/dictionary/educational-process/fc/slovar-209.htm#zag-835

30.07.2023 07:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП