СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статьи на букву "С"
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [24, c. 131; 26, c. 286; 67, c. 349; 82, c. 679]. |
САМОВОСПИТАНИЕ
САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности [24, c. 132; 66, c. 330; 67, c. 350; 82, c. 679]. |
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - важнейшее условие социализации личности; путь к жизненным перспективам, основывающийся на целях, ценностях и идеалах индивидуума. |
САМООБРАЗОВАНИЕ
САМООБРАЗОВАНИЕ - система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, имеющая целью собственное развитие личности [82, c. 681]. |
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
1) обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация в деятельности и общении; 2) процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [50; 66; 67; 82]. |
САМООЦЕНКА
САМООЦЕНКА - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей; может быть: 1) актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время); 2) ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапом жизни); 3) идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе); 4) рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди) [26, c. 286; 66, c. 332; 67, c. 352; 82, c. 683]. |
САМОРАЗВИТИЕ
САМОРАЗВИТИЕ - процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы саморегуляции [82, c. 684]. |
САМОСОЗНАНИЕ
САМОСОЗНАНИЕ - осмысление человеком своих личных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем [66, c. 332; 67, c. 474; 82, c. 684]. |
САМОСОЗНАНИЕЭТНИЧЕСКОЕ
самосознаниеэтническое - относительно устойчивая система осознанных представлений (значений) и оценок объектов этнического мира, формирование которой обусловливает осознание человеком самого себя в качестве представителя своей этнической общности |
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ - научное произведение, посвященное итогам исследований разными авторами одной и той же проблемы (темы). Фактически это собрание статей по одной тематике. Такие сборники выпускают по мере проработки темы и накопления результатов, к юбилейным датам, к проведению научных форумов, связанных с данной тематикой. Эти сборники объединяют научные труды сотрудников одного вуза или НИИ. Есть и межвузовские сборники [63, c. 147]. |
СБОРНИК ТЕЗИСОВ (ВЫСТУПЛЕНИЙ, ДОКЛАДОВ)
СБОРНИК ТЕЗИСОВ (выступлений, докладов) - сборник самого короткого жанра - тезисов. Его издают к совещаниям, конференциям, симпозиумам. Он не является периодическим изданием. Чаще бывают сборники тезисов межвузовские или международные, в зависимости от места работы участников конкретного научного форума. |
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ - метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам при анализе социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т.д. |
СЕМИНАР
СЕМИНАР - форма организации урока, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития (В. В. Гузеев). |
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ - форма организации урока, в которой часть учащихся временно объединяется в группы с учетом уровневых достижений для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо всему классу, либо учителю, либо ученикам-контролерам. При отчете группы приоритет отдается субъективной эффективности группы, т.е. не столько результату работы, сколько процессу. Эта форма урока сконструирована специально для технологии обучения интегральной (В. В. Гузеев). |
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬ
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬ - система заданий, предполагающих работу с текстом как семиотической системой, направленно обеспечивающих переработку знаковой информации, ориентированной на индивидуальное присвоение в конкретной области культуры. |
СЕНСОМОТОРИКА
СЕНСОМОТОРИКА - область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности [66, c. 335]. |
СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ ТРЕНАЖЕРА
СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ ТРЕНАЖЕРА - пространство тренажера, воздействующее на анализаторы испытуемого и определяющее его ответные действия. В основном - это приборы как источники информации [61, c. 132]. |
СЕРИЙНАЯ ОБРАБОТКА
Серийная обработка - вид обработки информации, когда данные обрабатываются поэтапно. Большая часть информации, которая проходит через сознание, обрабатывается именно таким образом. |
СЕРИЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Серийное объединение - способность ребенка к пониманию пространственно-временных связей. Так, ребенок может упорядочить объекты по длине, высоте или согласно очередности их появления [26; 98]. |
СЕРИЯ
Серия - ряд исследуемых объектов, явлений, процессов, событий [26, c. 292]. |
СИМВОЛИКА
СИМВОЛИКА - система специально созданных знаков (символов) для обозначения объектов, мыслей, чувств, идей [80, c. 595]. |
СИНЕРГЕТИКА
Синергетика - наука, изучающая процессы самоорганизации и возникновения, поддержания устойчивости и распада структур самой различной природы (Г. Хакен). |
СИСТЕМА ЗАДАЧ
СИСТЕМА ЗАДАЧ - совокупность заданий к блоку уроков по изучаемой теме, удовлетворяющая требованиям: 1. Полнота. Наличие задач на все изучаемые понятия. 2. Наличие ключевых задач, т.е. задач, являющихся своеобразными "ключами" к решению других (рассматриваются способы деятельности, имеющие принципиальное значение). 3. Связность. Совокупность задач - последовательность уровней от подготовительных вариантов до обобщений. 4. Возрастание трудности в каждом уровне. В основе - "продвинутый" результат обучения. 5. Целевая ориентация. Для каждой задачи определено ее место и назначение в блоке уроков. 6. Целевая достаточность. Количество задач оптимально для достижения поставленной цели. 7. Психологическая комфортность. Учет темперамента, типа мышления, вида памяти учащихся (В. В. Гузеев). |
СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный (А. М. Матюшкин). |
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [63, c. 150]. |
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
1)упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся), характеризующих в наиболее общем, инвариантном виде все составляющие педагогической деятельности в данных социально-экономических условиях; 2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. |
СИСТЕМНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ
Системное различение - процесс визуального восприятия, позволяющий индивидууму различать двухмерные стимулы (например, слова в книге) и трехмерные стимулы (окружающие объекты). |
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью цели, единством управления и функционирования [63, c. 151]. |
СИТУАЦИЯ УСПЕХА
СИТУАЦИЯ УСПЕХА - субъективно воспринимаемые достижения в какой-либо сфере деятельности в контексте развития личности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности. |
© 2023, Жернакова Ирина Михайловна 258