СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Справка
По результатам первичной психодиагностики уровня адаптации
учащихся 5-х классов 22-23 уч.г.
Составлена педагогом-психологом Ибрановой Г.М.
Как известно переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, а иногда и одноклассники. Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-ых классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.
Насколько быстро и легко младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только от интеллектуальной готовности к обучению.
Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
Часто классные руководители пятиклассников сталкиваются с такими проблемами школьников как:
Все это типичные проявления школьной тревожности.
Как известно младший подростковый возраст характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития ребенка часто приводя к подростковому кризису. В поведении подростков появляются признаки, свидетельствующие о стремлении утвердить свою независимость, самостоятельность, личностную автономию. Наиболее остро они проявляются в строптивости, упрямстве, негативизме, в своеволии, в обесценивании взрослых, отрицательном отношении к их требованиям, протест-бунт т.д.
Одними из основных проблем учащихся пятых классов, выступают проблемы поведения: не соблюдение норм и правил поведения на уроке и на перемене, не выполнение общих требований взрослых, частые конфликты и ссоры с одноклассниками, повышенный уровень агрессии.
Таким образом, основная деятельность по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения в среднем длиться четыре месяца: с сентября по декабрь.
В рамках запланированных мероприятий в сентябре октябре 2022 г. проводилась психодиагностика, посещение уроков, беседы с учащимися, классными руководителями и родителями учащихся 5-х классов.
В план психодиагностики входило проведение тестов по:
Всего в диагностике приняли участие 233 ученика 5-х классов из 267, что составляет 88,3 %.
«Экспресс диагностика уровня тревожности».
Школьная тревожность - это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Прежде всего, причины тревожности определяются природной нервно-психической организацией школьника, особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей.
К основным проявлениям школьной тревожности, в частности, относят такие: учащийся часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после перемены и т.д.
В диагностике адаптационной тревожности по экспресс опроснику приняли участие 233 учащихся 5-х классов из 262.
Высокий уровень тревожности – может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»
Оценка уровня тревожности:
Уровни |
Баллы |
Низкий |
1-4 |
Средний |
5-7 |
Повышенный |
8-10 |
Высокий |
11-15 |
В диагностике адаптационной тревожности по опроснику Прихожан приняли участие 233 учащихся 5-х классов из 262.
По результатам проведенного диагностического исследования уровня школьной тревожности обучающихся пятого класса, в период адаптации, можно сделать выводы что, общий уровень тревожности в классах находится в пределах средних значений и соответствует возрастным нормам обучающихся, что свидетельствует о нормальной адаптации обучающихся 5 класса.
При осложнении ситуации или появления дополнительных трудностей возможно появление тревоги, беспокойства, ощущение напряжения, эмоционального дискомфорта. Восстановление эмоционального равновесия происходит после достижения достаточного уровня адаптированности.
Обучающихся, имеющих средний уровень тревожности в 5-х классах, 94 человека – а это 41,4 %.
В параллели имеются обучающиеся, в количестве 54 человека (23,8 %), имеющие повышенный уровень школьной тревожности, включающие в себя такие факторы как переживание социального стресса, страх самовыражения, страх проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страхи в отношении учителей.
Обучающихся, имеющих высокий уровень тревожности – 23 человека – 10 %. Высокий уровень тревожности означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его престижу, самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров
Также в 5-х классах выявлены обучающиеся 55 человек – 24,3 %, имеющие низкий уровень школьной тревожности. Низкий уровень тревожности располагает к лени точно так же, как высокая тревожность располагает к постоянной деятельности по улучшению достигнутых результатов. Низкий уровень тревожности – «скрытая тревожность» - защитное поведение часто говорят, что дети с низким уровнем тревожности не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Многие ситуации успеха оцениваются как неуспешные (обесценивание). Также идет и обесценивание неудач – подобная чувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Не получается анализ полученного опыта. Выбирает для выполнения чаще простые задачи, чтобы всячески избежать волнующих ситуаций (т.к. уверен, что успешно справиться с проблемой).
Классным руководителям 5 классов выданы рекомендации для работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень тревожности.
Рекомендации родителям и учителям по снижению школьной тревожности пятиклассников
Рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам:
1. Взять группу тревожных детей под особый контроль, избегая в общении, по возможности, критических замечаний и негативного оценивания их личности, которые имеют психотравмирующее действие на них. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и межличностном взаимодействии.
2. Организовать на внеклассных мероприятиях работу, направленную на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков.
3. Во избежание переутомления создать щадящие условия: использовать на уроке элементы двигательной и эмоциональной разгрузки, дозировать учебную нагрузку и объем домашнего задания, производить частую смену деятельности.
4. Помнить, что в приспособлении детей с высоким уровнем тревожности большую роль играют эмоции. Такие дети могут хорошо учиться в условиях спокойной и доброжелательной атмосферы и, напротив, эти дети наименее успешны в ситуациях повышенного напряжения: в условиях ограниченного времени выполнения задания, при выполнении контрольных работ, при опросе, требующем немедленной ответной реакции.
Рекомендации педагогам по каждому ребёнку будут даны индивидуально.
Общие рекомендации
Педагог-психолог Мбоу Лицей 5 Ибранова Г.М.
© 2023, Ибранова Гулишат Магомедовна 649