СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справка по диагностике 5-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справка

По результатам первичной психодиагностики уровня адаптации

учащихся 5-х классов 22-23 уч.г.

Составлена педагогом-психологом Ибрановой Г.М.

Как известно переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, а иногда и одноклассники. Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-ых классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Насколько быстро и легко младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только от интеллектуальной готовности к обучению.

Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  1. умения осознавать требования учителя и соответствовать им;
  2. умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  3. умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  4. навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  5. навыки уверенного поведения;
  6. навыки совместной (коллективной) деятельности;
  7. навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  8. навыки самоподдержки;
  9. навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Часто классные руководители пятиклассников сталкиваются с такими проблемами школьников как:

  1. ухудшение соматического здоровья,
  2. нежелание ходить в школу вплоть до систематических прогулов,
  3. рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках,
  4. потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях,
  5. страх опоздать в школу, ночные страхи, связанные со школой,
  6. отказ отвечать на уроке или ответы тихим приглушенным голосом,
  7. отказ от контактов с учителями или одноклассниками,
  8. резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний и т.п.

Все это типичные проявления школьной тревожности.

Как известно младший подростковый возраст характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития ребенка часто приводя к подростковому кризису. В поведении подростков появляются признаки, свидетельствующие о стремлении утвердить свою независимость, самостоятельность, личностную автономию. Наиболее остро они проявляются в строптивости, упрямстве, негативизме, в своеволии, в обесценивании взрослых, отрицательном отношении к их требованиям, протест-бунт т.д.

Одними из основных проблем учащихся пятых классов, выступают проблемы поведения: не соблюдение норм и правил поведения на уроке и на перемене, не выполнение общих требований взрослых, частые конфликты и ссоры с одноклассниками, повышенный уровень агрессии.

Таким образом, основная деятельность по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения в среднем длиться четыре месяца: с сентября по декабрь.

В рамках запланированных мероприятий в сентябре октябре 2022 г. проводилась психодиагностика, посещение уроков, беседы с учащимися, классными руководителями и родителями учащихся 5-х классов.

В план психодиагностики входило проведение тестов по:

  1. выявлению уровня школьной мотивации по анкете Лускановой;
  2. определение уровня адаптационной тревожности по опроснику «Экспресс диагностика уровня тревожности»;
  3. выявление эмоциональных взаимоотношений в классном коллективе по методике социометрия.

Всего в диагностике приняли участие 233 ученика 5-х классов из 267, что составляет 88,3 %.

  1. Определение уровня адаптационной тревожности по опроснику

«Экспресс диагностика уровня тревожности».

Школьная тревожность - это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Прежде всего, причины тревожности определяются природной нервно-психической организацией школьника, особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей.

К основным проявлениям школьной тревожности, в частности, относят такие: учащийся часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после перемены и т.д.

В диагностике адаптационной тревожности по экспресс опроснику приняли участие 233 учащихся 5-х классов из 262.

Высокий уровень тревожности – может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»

  1. Я быстро устаю (да, нет). 2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет). 3. Я чувствую себя свободнее (да, нет). 4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет). 5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет). 6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет). 7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет). 8. Я избегаю трудностей (да, нет). 9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет). 10. У меня стало больше конфликтов (да, нет). 11. Домашние задания стали интереснее (да, нет). 12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет). 13. Я долго переживаю неприятности (да, нет). 14. Я не высыпаюсь (да, нет). 15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).

Оценка уровня тревожности:

Уровни

Баллы

Низкий

1-4

Средний

5-7

Повышенный

8-10

Высокий

11-15

В диагностике адаптационной тревожности по опроснику Прихожан приняли участие 233 учащихся 5-х классов из 262.

По результатам проведенного диагностического исследования уровня школьной тревожности обучающихся пятого класса, в период адаптации, можно сделать выводы что, общий уровень тревожности в классах находится в пределах средних значений и соответствует возрастным нормам обучающихся, что свидетельствует о нормальной адаптации обучающихся 5 класса.

При осложнении ситуации или появления дополнительных трудностей возможно появление тревоги, беспокойства, ощущение напряжения, эмоционального дискомфорта. Восстановление эмоционального равновесия происходит после достижения достаточного уровня адаптированности.

Обучающихся, имеющих средний уровень тревожности в 5-х классах, 94 человека – а это 41,4 %.

В параллели имеются обучающиеся, в количестве 54 человека (23,8 %), имеющие повышенный уровень школьной тревожности, включающие в себя такие факторы как переживание социального стресса, страх самовыражения, страх проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страхи в отношении учителей.

Обучающихся, имеющих высокий уровень тревожности – 23 человека – 10 %. Высокий уровень тревожности означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его престижу, самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров

Также в 5-х классах выявлены обучающиеся 55 человек – 24,3 %, имеющие низкий уровень школьной тревожности. Низкий уровень тревожности располагает к лени точно так же, как высокая тревожность располагает к постоянной деятельности по улучшению достигнутых результатов. Низкий уровень тревожности – «скрытая тревожность» - защитное поведение часто говорят, что дети с низким уровнем тревожности не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Многие ситуации успеха оцениваются как неуспешные (обесценивание). Также идет и обесценивание неудач – подобная чувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Не получается анализ полученного опыта. Выбирает для выполнения чаще простые задачи, чтобы всячески избежать волнующих ситуаций (т.к. уверен, что успешно справиться с проблемой).

Классным руководителям 5 классов выданы рекомендации для работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень тревожности.

Рекомендации родителям и учителям по снижению школьной тревожности пятиклассников

Рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам:

1. Взять группу тревожных детей под особый контроль, избегая в общении, по возможности, критических замечаний и негативного оценивания их личности, которые имеют психотравмирующее действие на них. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и межличностном взаимодействии.

2. Организовать на внеклассных мероприятиях работу, направленную на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков.

3. Во избежание переутомления создать щадящие условия: использовать на уроке элементы двигательной и эмоциональной разгрузки, дозировать учебную нагрузку и объем домашнего задания, производить частую смену деятельности.

4. Помнить, что в приспособлении детей с высоким уровнем тревожности большую роль играют эмоции. Такие дети могут хорошо учиться в условиях спокойной и доброжелательной атмосферы и, напротив, эти дети наименее успешны в ситуациях повышенного напряжения: в условиях ограниченного времени выполнения задания, при выполнении контрольных работ, при опросе, требующем немедленной ответной реакции.

Рекомендации педагогам по каждому ребёнку будут даны индивидуально.

Общие рекомендации

  1. Формирование учебных интересов через игровые формы обучения
  2. Учитывать индивидуальные особенности учеников в период адаптации
  3. Обсуждение с педагогами индивидуальных особенностей школьников:
  4. Согласование требований разных педагогов.
  5. Коррекции уровня тревожности.

Педагог-психолог Мбоу Лицей 5 Ибранова Г.М.

04.03.2023 17:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП