СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура осуществления "Метапредметности" на уроках физики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

XXI век – век, в котором миром управляет физика?.

Прав ли был Прометей, давший людям огонь?

Что важнее всего на Земле?

Можно определить следующую структуру осуществления “Метапредметности” на уроках физики и и использовать на уроках и дома:

1) уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из других учебных предметов (физика, химия, астрономия, география, история и др.):

- Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).

2) Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции.

Например:

Исследование 1

Рассмотрите устройство медицинского термометра (градусника) для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу :Цена деления шкалы термометра. Верхний предел шкалы термометра. Нижний предел шкалы термометра. Погрешность термометра.

Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление лежит в основе действия (работы) термометра.

Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в таблицу.

Исследование 2

Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно проделать с мензуркой или мерной кружкой).

После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таблицу: Цена деления шкалы шприца. Верхний предел шкалы.

С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользуетесь — столовой ложки, чайной ложки, чашки.

Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, запишите в таблицу.

3) Для практического применения универсальных учебных действий предлагаю систематические упражнения.

Например:

1. С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь.

2. В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде.

4) Большое значение имеют обобщающие уроки. С целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме учащимися при ответах используются блок-схемы типа:

А) Устройство, прибор, механизм –

1) назначение; 2) устройство; 3) принцип действия; 4) применение;

5) условия применения;

В) физическая величина –

1) определение; 2) обозначение; 3) формула для вычисления; 4) единица измерения; 5) прибор.

5) Использую решение нетрадиционных систематизирующих задач в профильном обучении.

Например задачи по теме “Молекулярная физика и основы термодинамики”. Особое место занимают задачи на перевод графика некоторого газового процесса из одних координат в другие. В этом случае требуется правильно записать функциональную зависимость между параметрами термодинамической системы согласно условию задачи и получить нужную функцию параметров в требуемых координатах.

6) Проведение мониторинга метапредметных результатов.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию”.

Рефлексия результатов деятельности (может проходить в различной форме на каждом занятии).

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; “лабиринты”; упорядочивание; “цепочки”; хитроумные решения составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д.

Категория: Физика
26.02.2023 23:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП