СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
XXI век – век, в котором миром управляет физика?.
Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Что важнее всего на Земле?
Можно определить следующую структуру осуществления “Метапредметности” на уроках физики и и использовать на уроках и дома:
1) уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из других учебных предметов (физика, химия, астрономия, география, история и др.):
- Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).
2) Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции.
Например:
Исследование 1
Рассмотрите устройство медицинского термометра (градусника) для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу :Цена деления шкалы термометра. Верхний предел шкалы термометра. Нижний предел шкалы термометра. Погрешность термометра.
Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление лежит в основе действия (работы) термометра.
Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в таблицу.
Исследование 2
Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно проделать с мензуркой или мерной кружкой).
После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таблицу: Цена деления шкалы шприца. Верхний предел шкалы.
С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользуетесь — столовой ложки, чайной ложки, чашки.
Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, запишите в таблицу.
3) Для практического применения универсальных учебных действий предлагаю систематические упражнения.
Например:
1. С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь.
2. В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде.
4) Большое значение имеют обобщающие уроки. С целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме учащимися при ответах используются блок-схемы типа:
А) Устройство, прибор, механизм –
1) назначение; 2) устройство; 3) принцип действия; 4) применение;
5) условия применения;
В) физическая величина –
1) определение; 2) обозначение; 3) формула для вычисления; 4) единица измерения; 5) прибор.
5) Использую решение нетрадиционных систематизирующих задач в профильном обучении.
Например задачи по теме “Молекулярная физика и основы термодинамики”. Особое место занимают задачи на перевод графика некоторого газового процесса из одних координат в другие. В этом случае требуется правильно записать функциональную зависимость между параметрами термодинамической системы согласно условию задачи и получить нужную функцию параметров в требуемых координатах.
6) Проведение мониторинга метапредметных результатов.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию”.
Рефлексия результатов деятельности (может проходить в различной форме на каждом занятии).
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; “лабиринты”; упорядочивание; “цепочки”; хитроумные решения составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д.
© 2023, Моик Наталия Николаевна 213