СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тестирование
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.
К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Под сознанием понимается произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.
Когда мы говорим о сравнительно низком уровне развития самосознания дошкольников, то вкладываем в это следующий смысл: дети-дошкольники, особенно в возрасте до четырех лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.
Дети более старшего возраста, от четырех до шести лет, имеют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как личностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые обращали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружающие взрослые люди.
Из сказанного следует, что методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов.
Есть определенные трудности и ограничения, связанные с использованием методик психодиагностики опросного типа в данном возрасте. Для детей-дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым личностным качествам.
Психодиагностические методики позволяют получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале: методика диагностики восприятия, диагностики внимания, диагностики воображения, диагностики памяти, диагностики мышления, диагностики речи, психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений дошкольника и другие.
В целях реализации на практике теоретического материала была проведена практическое исследование: психодиагностика детей среднего дошкольного возраста.
В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 4-6 лет.
В целях проведения исследования проведена психодиагностика по методике Р.С. Немов. «Психодиагностика». Преимуществом данной методики является то, что она предполагает проведение диагностики по различным направлениям. Программа обследования включала в себя следующие диагностические задания:
В результате проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены уровни восприятия, внимания и воображения детей среднего дошкольного возраста.
Индивидуальные результаты дошкольников представлены в Таблице 1. Обобщенные результаты представлены в диаграммах (см. Рис. 2.1 – 2.3).
Рис.1.1 Результаты задания «Узнай, кто это».
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста показал, что все дети проявили интерес к выполнению задания.
«Узнай, кто это»:
Рис.1.2 Результаты задания «Запомни и расставь точки».
«Запомни и расставь точки»:
Рис.1.3 Результаты задания «Нарисуй что-нибудь».
«Нарисуй что-нибудь»:
Таблица 1
Диагностическая карта по экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент.
ФИО |
«Узнай, кто это». |
«Запомни и расставь точки». |
Задание «Уход за растениями в уголке природы» |
с |
с |
с |
|
Алексей А. |
в |
с |
с |
Диана В. |
с |
с |
н |
Миша А. |
в |
в |
в |
Илья С. |
н |
н |
н |
Вероника С. |
н |
н |
н |
Ксения Т. |
с |
с |
н |
Людмила Т. |
с |
с |
с |
Виктория Ч. |
н |
н |
н |
Алена М. |
в |
с |
с |
Вывод: В целом можно говорить, что большинство детей показали средний уровень развития, также результатов очень высокий и очень низкий выявлено не было, что позволяет говорить о том, что у детей вывалены уровни развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста. Тестирование
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.
К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Под сознанием понимается произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.
Когда мы говорим о сравнительно низком уровне развития самосознания дошкольников, то вкладываем в это следующий смысл: дети-дошкольники, особенно в возрасте до четырех лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.
Дети более старшего возраста, от четырех до шести лет, имеют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как личностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые обращали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружающие взрослые люди.
Из сказанного следует, что методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов.
Есть определенные трудности и ограничения, связанные с использованием методик психодиагностики опросного типа в данном возрасте. Для детей-дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым личностным качествам.
Психодиагностические методики позволяют получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале: методика диагностики восприятия, диагностики внимания, диагностики воображения, диагностики памяти, диагностики мышления, диагностики речи, психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений дошкольника и другие.
В целях реализации на практике теоретического материала была проведена практическое исследование: психодиагностика детей среднего дошкольного возраста.
В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 4-6 лет.
В целях проведения исследования проведена психодиагностика по методике Р.С. Немов. «Психодиагностика». Преимуществом данной методики является то, что она предполагает проведение диагностики по различным направлениям. Программа обследования включала в себя следующие диагностические задания:
В результате проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены уровни восприятия, внимания и воображения детей среднего дошкольного возраста.
Индивидуальные результаты дошкольников представлены в Таблице 1. Обобщенные результаты представлены в диаграммах (см. Рис. 2.1 – 2.3).
Рис.1.1 Результаты задания «Узнай, кто это».
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста показал, что все дети проявили интерес к выполнению задания.
«Узнай, кто это»:
Рис.1.2 Результаты задания «Запомни и расставь точки».
«Запомни и расставь точки»:
Рис.1.3 Результаты задания «Нарисуй что-нибудь».
«Нарисуй что-нибудь»:
Таблица 1
Диагностическая карта по экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент.
ФИО |
«Узнай, кто это». |
«Запомни и расставь точки». |
Задание «Уход за растениями в уголке природы» |
с |
с |
с |
|
Алексей А. |
в |
с |
с |
Диана В. |
с |
с |
н |
Миша А. |
в |
в |
в |
Илья С. |
н |
н |
н |
Вероника С. |
н |
н |
н |
Ксения Т. |
с |
с |
н |
Людмила Т. |
с |
с |
с |
Виктория Ч. |
н |
н |
н |
Алена М. |
в |
с |
с |
Вывод: В целом можно говорить, что большинство детей показали средний уровень развития, также результатов очень высокий и очень низкий выявлено не было, что позволяет говорить о том, что у детей вывалены уровни развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.
© 2022, Новичкова Анастасия Дмитриевна 151