СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестирование

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.

К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Под сознанием понимается произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

Когда мы говорим о сравнительно низком уровне развития самосознания дошкольников, то вкладываем в это следующий смысл: дети-дошкольники, особенно в возрасте до четырех лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.

Дети более старшего возраста, от четырех до шести лет, имеют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как личностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые обращали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружающие взрослые люди.

Из сказанного следует, что методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов.

Есть определенные трудности и ограничения, связанные с использованием методик психодиагностики опросного типа в данном возрасте. Для детей-дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым личностным качествам.

Психодиагностические методики позволяют получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале: методика диагностики восприятия, диагностики внимания, диагностики воображения, диагностики памяти, диагностики мышления, диагностики речи, психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений дошкольника и другие.

В целях реализации на практике теоретического материала была проведена практическое исследование: психодиагностика детей среднего дошкольного возраста.

В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 4-6 лет.

В целях проведения исследования проведена психодиагностика по методике Р.С. Немов. «Психодиагностика». Преимуществом данной методики является то, что она предполагает проведение диагностики по различным направлениям. Программа обследования включала в себя следующие диагностические задания:

  1. Диагностика восприятия.
  2. Диагностика внимания.
  3. Диагностика воображения.

В результате проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены уровни восприятия, внимания и воображения детей среднего дошкольного возраста.

Индивидуальные результаты дошкольников представлены в Таблице 1. Обобщенные результаты представлены в диаграммах (см. Рис. 2.1 – 2.3).

Рис.1.1 Результаты задания «Узнай, кто это».

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста показал, что все дети проявили интерес к выполнению задания.

«Узнай, кто это»:

  • 0% - очень высокий уровень;
  • 30% из них показали высокий уровень;
  • 40% -средний;
  • и 30% -низкий уровень;
  • 0% - очень низкий уровень.

Рис.1.2 Результаты задания «Запомни и расставь точки».

«Запомни и расставь точки»:

  • 0% - очень высокий уровень
  • 10% из них показали высокий уровень;
  • 60% -средний;
  • и 30% -низкий уровень
  • 0% - очень низкий уровень.

Рис.1.3 Результаты задания «Нарисуй что-нибудь».

«Нарисуй что-нибудь»:

  • 0% - очень высокий уровень
  • 10% из них показали высокий уровень;
  • 40% -средний;
  • 50% -низкий уровень;
  • 0% - очень низкий уровень.

Таблица 1

Диагностическая карта по экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент.

ФИО

«Узнай, кто это».

«Запомни и расставь точки».

Задание «Уход за растениями в уголке природы»

Юрий П.

с

с

с

Алексей А.

в

с

с

Диана В.

с

с

н

Миша А.

в

в

в

Илья С.

н

н

н

Вероника С.

н

н

н

Ксения Т.

с

с

н

Людмила Т.

с

с

с

Виктория Ч.

н

н

н

Алена М.

в

с

с

Вывод: В целом можно говорить, что большинство детей показали средний уровень развития, также результатов очень высокий и очень низкий выявлено не было, что позволяет говорить о том, что у детей вывалены уровни развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста. Тестирование

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.

К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Под сознанием понимается произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

Когда мы говорим о сравнительно низком уровне развития самосознания дошкольников, то вкладываем в это следующий смысл: дети-дошкольники, особенно в возрасте до четырех лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.

Дети более старшего возраста, от четырех до шести лет, имеют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как личностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые обращали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружающие взрослые люди.

Из сказанного следует, что методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов.

Есть определенные трудности и ограничения, связанные с использованием методик психодиагностики опросного типа в данном возрасте. Для детей-дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым личностным качествам.

Психодиагностические методики позволяют получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале: методика диагностики восприятия, диагностики внимания, диагностики воображения, диагностики памяти, диагностики мышления, диагностики речи, психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений дошкольника и другие.

В целях реализации на практике теоретического материала была проведена практическое исследование: психодиагностика детей среднего дошкольного возраста.

В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 4-6 лет.

В целях проведения исследования проведена психодиагностика по методике Р.С. Немов. «Психодиагностика». Преимуществом данной методики является то, что она предполагает проведение диагностики по различным направлениям. Программа обследования включала в себя следующие диагностические задания:

  1. Диагностика восприятия.
  2. Диагностика внимания.
  3. Диагностика воображения.

В результате проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены уровни восприятия, внимания и воображения детей среднего дошкольного возраста.

Индивидуальные результаты дошкольников представлены в Таблице 1. Обобщенные результаты представлены в диаграммах (см. Рис. 2.1 – 2.3).

Рис.1.1 Результаты задания «Узнай, кто это».

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста показал, что все дети проявили интерес к выполнению задания.

«Узнай, кто это»:

  • 0% - очень высокий уровень;
  • 30% из них показали высокий уровень;
  • 40% -средний;
  • и 30% -низкий уровень;
  • 0% - очень низкий уровень.

Рис.1.2 Результаты задания «Запомни и расставь точки».

«Запомни и расставь точки»:

  • 0% - очень высокий уровень
  • 10% из них показали высокий уровень;
  • 60% -средний;
  • и 30% -низкий уровень
  • 0% - очень низкий уровень.

Рис.1.3 Результаты задания «Нарисуй что-нибудь».

«Нарисуй что-нибудь»:

  • 0% - очень высокий уровень
  • 10% из них показали высокий уровень;
  • 40% -средний;
  • 50% -низкий уровень;
  • 0% - очень низкий уровень.

Таблица 1

Диагностическая карта по экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент.

ФИО

«Узнай, кто это».

«Запомни и расставь точки».

Задание «Уход за растениями в уголке природы»

Юрий П.

с

с

с

Алексей А.

в

с

с

Диана В.

с

с

н

Миша А.

в

в

в

Илья С.

н

н

н

Вероника С.

н

н

н

Ксения Т.

с

с

н

Людмила Т.

с

с

с

Виктория Ч.

н

н

н

Алена М.

в

с

с

Вывод: В целом можно говорить, что большинство детей показали средний уровень развития, также результатов очень высокий и очень низкий выявлено не было, что позволяет говорить о том, что у детей вывалены уровни развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

14.09.2022 21:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП