СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Томас Мор и его «Утопия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Томас Мор и его «Утопия»

Автор: Владимир Коваленко

Я полностью убежден, что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе как вовсе не уничтожив собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот.

Томас Мор – фигура масштабная: поэт, философ, лорд-канцлер Англии и католический святой (в 1535 году Мор воспротивился желанию короля реформировать церковь, за что был обезглавлен). До сих пор его наследию не дана однозначная оценка. Одни исследователи считают Мора убежденным социалистом, другие видят последовательного христианина. Третьи настаивают, что личность Мора следует отделять от тех идей, что изложены в знаменитой «Утопии».

Одна из первых иллюстраций к «Утопии»

«Утопия» остается одной из самых загадочных работ в истории политической философии. Продолжает ли автор идеи Платона? Возрождает ли античные представления об идеальном государстве? Или, возможно, Мор проводит аллегорию на небесное Царство?

Впервые эту небольшую книжку опубликовали в 1516 году. Ее полное название: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Книга быстро обрела известность, и уже к 1523 году ее переводят на другие европейские языки.

Абрахам Орелий. Карта Утопии, 1595

Повествование ведется в форме беседы между Мором и его товарищем – странником Гитлодеем. Гитлодей рассказывает Мору о некоем таинственном острове, где ему посчастливилось побывать. На этом острове расцвело самобытное государство Утопия.

Утопия состоит из 54 городов. Народоправие - основополагающий принцип государственного устройства. Гитлодей описывает выборную иерархию: тридцать семей каждый год избирают себе филарха; десять филархов подчиняются протофилархам; собрание протофилархов составляет сенат. Сенат возглавляет князь, которого избирают филархи из четырех кандидатов.

И мужчины, и женщины на острове занимаются преимущественно сельским хозяйством. Каждый специализируется на определённом ремесле. Рабочий день длится порядка шести часов, остальное время посвящено наукам, искусству, духовному росту. Граждане Утопии трепетно относятся к религии, атеизм вовсе запрещен:

С неумолимой строгостью запретил всякому ронять так низко достоинство человеческой породы, чтобы доходить до признания, что души гибнут вместе с телом и что весь мир несется зря, без всякого участия Провидения. Поэтому, по их верованиям, после настоящей жизни за пороки назначены наказания, и за добродетель – награды.

Традиционная общинная трапеза утопийцев. Эдвард Бауден. Иллюстрация к "Утопии", 1965 г.

Производство и потребление организованы таким образом, что ни один гражданин Утопии не оказывается в нужде. Главы семейств получают потребительские товары на специальных складах, причем без каких-либо ограничений. Как следствие, в Утопии нет денег – они попросту не нужны. Но главная политическая особенность Утопии – запрет на частную собственность:

Впрочем, друг Мор, если сказать тебе по правде мое мнение, то по-моему, где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел. (.) Но если она [частная собственность] останется, то и у наибольшей и наилучшей части населения навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей.

Отмена частной собственности, убежден Мор, способна поменять весь уклад общественной жизни. Так, одежда и домашний быт граждан Утопии сведены к единому стилю, так же как и архитектура, и планировка городов. Таким образом законодатели Утопии истребили среди своих граждан чувство зависти, а, следовательно, и основной мотив к преступлениям. Тем редким маргиналам, которым все же удалось провиниться перед обществом, закон приписывает статус «государственного раба» и отправляет на тяжелую и позорную работу. Впрочем, условия их жизни остаются вполне сносными.

Итак, запрет на частную собственность, по Мору, на корню уничтожает человеческий эгоизм и приводит граждан к общественному единству.

Утопийцы высмеивают любовь заморских гостей к блеску и роскоши. Золото считается позорным металлом - из него делаются кандалы и отхожие места.

В контексте своего времени идеи «Утопии» казались революционными. Книга противопоставляла угрюмую атмосферу позднего средневековья гуманистической жажде преодоления человеческих пороков. Мор отталкивался от христианского общинного идеала любви к ближнему, выводя из него не просто трактат о государственном управлении, но живую философию, построенную на диалектике античной и христианской традиций. Философу удалось создать нетленный образ: и сегодня «Утопия» позволяет нам сравнивать свою жизнь с тем местом, которого никогда не было.

12.10.2018 21:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!