СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как молодой специалист в своей педагогической деятельности придерживаюсь кредо «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».
В своей работе руководствуюсь требованиям ФГОС и главной задаче современного обучения: решение проблемы личностно-ориентированного образования, т.е. такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения — познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель—ученик.
Главная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться.
Концепция, которой я придерживаюсь в своей работе – это развитие личности ребёнка на основе формирования его учебной деятельности. Ставлю перед собой цель: помочь каждому ученику овладеть учебной деятельностью, т.е. – научить учащихся учиться и не зависимо от того есть ли у ученика особенности в развитии.
Свою профессиональную деятельность учителем физической культуры в МАОУ НОШ 28 я начал в 2018 году, одновременно с запуском пилотного проекта «Ресурсный класс».
В этот год на площадку школы пришли 5 учеников с ментальными нарушениями, у которых не были в полном объёме сформулированы бытовые навыки, отсутствие академических навыков, поведенческие проблемы, которые мешали ребятам включиться в образовательный процесс.
Традиционно в каждом классе взаимодействуют две стороны. Одна сторона – это успевающие ученики. Они с легкостью усваивают материал, представляемый учителем. И другая сторона - это ребята, которые получают низкие баллы по успеваемости. В моем случае появилась и третья сторона- это ученики с особенностями в развитии, абсолютно новая и непонятная сторона.
Главная задача, которая стояла передо мной - донести знания до каждого ребенка, не ущемив права не одного из участника общеобразовательного процесса, не ставя в приоритет не одну из сторон.
Огромной поддержкой и помощью для меня в первый год работы стал педагог- тьютор, который закреплен за каждым учеником с особенностями в развитии.
Но случались ситуации, когда педагог отсутствовал на площадке школы из-за болезни или других причин, тогда ребенок выпадал из образовательного процесса и оставался в «Ресурсной зоне».
Одним из выходов из данной проблемы считаю ученическое тьюторство-«наставничество».
В роли тьюторов-наставников выступают сами ученики регулярного класса.
Ученик - наставник оказывает помощь однокласснику с особенностями в развитии в преодолении проблем и трудностей процесса самообразования, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения, так же оказать помощь в обучении бытовых навыков, к примеру, переодеть спортивную форму, помощь в сопровождении в туалет и тд.
В функции ученика- «наставника» входит не только самостоятельное усвоение предлагаемого для изучения материала, но и помощь своему однокласснику с особенностями в развитии. Кроме того, учащиеся помогают друг другу осуществлять взаимоконтроль после самоконтроля.
Рассматривая не только учебный процесс, можно сказать, что не только «отличники» могут выступать в роли «тьютора- наставника», но и ребята с более низкой успеваемостью, успешные в других видах деятельности.
Во время проведения своих уроков я привлекаю ребят, которые получают возможность оказать помощь своему однокласснику и на сегодняшний день это не зависит от того есть на площадке с учеником с особенностями в развитии педагог- тьютор.
До начала урока я провожу дополнительный инструктаж ученикам- наставникам.
В этом случае обычные ученики выступают в качестве полноценных организаторов учебной деятельности детей- инвалидов.
Эффективность прохождения (повторения) учебного материала учениками с особенностями в развитии гораздо выше если им помогает ученик – наставник. Это связанно с рядом причин причин:
- наставник являются ровесниками подътьюторных учеников с особенностями в развитии, и им всегда легче задать вопрос;
- наставник – это одноклассники, которые уже добились некоторых успехов в учебе;
- наставник в более доступной форме стараются донести учебный материал до сверстников;
- наставник относятся к выполнению работы с повышенной ответственностью, потому что боятся, что эту работу им больше не доверят.
Для примера я хотел представить вашему вниманию свою ученицу 2 класса– Эльмиру. У Эльмиры аутизм. В 2018 году девочка была не готова к занятиям физической культурой совместно с регулярным классом. Эльмира выбегала из класса, не выполняла инструкции, срывала занятия.
На сегодняшний день ребенок активно занимается спортом, выполняет инструкции учителя, может под кураторством ученика- наставника находиться на занятии без сопровождения педагога- тьютора, успешно выполняет нормативы.
И своего опыта могу сказать, что дети, прошедшие тьюторско- наставническую школу, отличаются большей ответственностью.
Как сказано ранее, в роли тьютора могут выступить не только те дети, которые успешны в изучении главных предметов (русский язык, математика, литература), но и дети, которые менее успешны в этом. Как правило, такие ребята - творческие личности. Самооценка таких ребят намного повышается из возложенной на них ответственности.
И в заключение, опыт моей работы показывает, что использование тьюторской деятельности учащихся позволяет решить ряд важных задач:
Учебные задачи:
Образовательные задачи:
Есть ещё много проблем, которые предстоит решать, потому что каждый ребенок – это отдельная личность, у которого есть своё «Я». И самая главная задача учителя создать такую атмосферу, чтобы каждый ребёнок не потерял своего лица, чувствовал себя в школе и в классе комфортно, и чтобы он с радостью спешил в школу за новыми знаниями.
© 2020, Суриков Михаил Михайлович 224