СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Младший школьный возраст (период от 6 до 10-11 лет) является переходным периодом, когда ребёнок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.
Основы многих психических качеств личности закладываются именно в этот период и при правильном воспитании развиваются основы будущей личности: развитие когнитивной сферы, коммуникативные навыки, самооценка, развивается эмоциональная и мотивационная сфера.
Возрастные особенности младших школьников рассмотрены в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Немалую роль в развитии детей младшего школьного возраста играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Л.С. Выготский указывает, что «умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, так как учебная деятельность, ситуация обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Во многих случаях личностные изменения в первую очередь проявляется в эмоционально-мотивационной и волевой сферах, поскольку именно в них отражаются личностные и психические изменения. У младшего школьника впервые возникает «обобщение переживаний или аффективное обобщение, логика чувств», осознание своего места в системе человеческих отношений».
У младших школьников углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация общения, чётко различаются и относительно независимо друг от друга развивается деловое и личностное общение. В общении с окружающими формируется и развивается характер младшего школьника.
По данным исследований С. А. Рубинштейн моральные суждения и понятия младших школьников обогащаются от 1 к 3 классу, становятся более чёткими, определёнными. У первоклассников они обычно основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей. У учащихся 2-3 классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно обогащается) и указаний старших (эти указания воспринимаются теперь более осознанно), сказывается и умение анализировать опыт других людей. Это характеризует и моральное поведение. Если дети 7-8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего, следуя прямым указаниям старших, то 3-4 -классники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны. В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Изменение нравственной сферы связано с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок – того, что образует внутренний стержень личности. Оценка качеств личности у 1-2классников более расплывчата, чем оценки результатов учебной работы. Учащиеся могут довольно отчётливо разобраться в таких качествах( и оценить их), которые обнаруживают себя в определённых формах поведения: сильный, ловкий, старательный, вежливый, грубый. Но они затрудняются оценить качества, в которых проявляется внутреннее отношение человека к другим людям: хороший, добрый. Для них часто неясны критерии, связанные с этими качествами. Оценить себя первоклассникам ещё более трудно.
Склонность к творчеству в принципе присуща ребёнку. Опираясь на мнение Л.С. Выготского, можно утверждать, что творчество – норма детского развития. Дети младшего школьного возраста открыты и восприимчивы ко всем формам познания окружающего мира, видят чудеса природы и мира нематериального – искусства в разных его проявлениях, готовы удивляться красоте в любой её форме. Детская фантазия имеет характер более яркий, чем фантазия взрослая – ребёнок воспринимает плод своего воображения безоговорочно, доверяет ему и не пытается контролировать. Также необходимо отметить следующий важный момент. На интересующем нас этапе развития ребёнка высокий уровень развития артистических способностей может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. К сожалению, это результат развития тенденции к общей культурной деградации общества. Необходима интенсивная работа по развитию у детей интеллекта, так как дальнейшее развитие артистизма без этого очень быстро снижается. Развитие артистизма – личностно ориентированная модель обучения ребёнка, в которой задействованы все его чувства, мысли и действия; модель, позволяющая наиболее полно культивировать в ребёнке индивидуальность. Процесс обучения, воспитания и развития артистизма детей вообще, и младших школьников в частности, невозможен без достаточного формирования такой психической функции как внимание. У детей младшего школьного возраста преобладает непроизвольное внимание. Ребенок в большей степени реагирует на яркие, эмоциональные признаки информации, чем на ее содержание, он обращает внимание на то, что ему непосредственно интересно. Внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым ими действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него.
В игре, в том числе в театральной, в выполнении связанных с ней творческих задач, ребёнок не просто пользуется наработанными навыками – он начинает творчески видоизменять их, получая новые результаты. Занимаясь творчеством, ребёнок приобретает способности и качества, которые помогают ему правильно переживать возникающие в его жизни ситуации. Ребёнок, занимающийся творчеством, готов к решению возникающих на его пути жизненных задач, его не пугают перемены – он воспринимает их как предложенные обстоятельства. Творческая деятельность со временем становится жизненной установкой ребёнка; и для него важен не только её результат, но и сам процесс творчества.
Успешное развитие творческих способностей личности возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: физическое и интеллектуальное развитие детей; создание обстановки, определяющей развитие младшего школьника; самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей; предоставление ученику свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.; доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых; комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
© 2024, Симонова Полина Алексеевна 169