СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выполнение рисунка в технике нитяная графика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Обучающая: ознакомить учащихся с историей создания нитей, технологией выполнения техники изонить; формировать умения пользоваться инструментами при выполнении рисунка нитями.

Воспитательная: воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусства - изонить,воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая: развивать координацию движений рук, исполнительские умения, развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Планируемые результаты:

1. Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.

2. Метапредметные (УУД): регулятивные - освоить теоретические знания техники изонить, коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, познавательные - познакомить с видами ручных работ с нитями. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.

3. Личностные –воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду

Тип урока: комбинированный

Оборудование: картон, нитки разных цветов; ножницы, иглы, карандаш; циркуль, линейка, резинка стирательная.

Ход урока:

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний

Ребята, какие виды декоративно-прикладного творчества вам знакомы? (вышивка, вязание, аппликация и т.д.) Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с одним из видов этого творчества.

Изучение нового материала

Изонить – изображение нитью – так называют этот вид деятельности. Достоинство изонити в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии здесь есть, где разгуляться. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, а также декоративное панно для дизайна интерьера и использовать в оформлении элементов одежды.

Изонить как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонити требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность и точность. Обучающийся вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия.

Работа в технике изонити формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, терпение, то есть способствует развитию личности ребенка.

Маленькие хитрости изонити:

Если необходимо удлинить нить, то это можно сделать двумя способами:

– закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с узелком с изнанки на лицо;

– привязать к концу старой нити новую и работать дальше.

Если вы хотите закончить работу или видите, что вам не хватит нитки, выводите иглу на изнанку завязывайте узел или можно не завязывая узлов, начало и конец нити (длиной примерно 1 см) аккуратно приклеить на изнанке.

Для работы в данной технике проверьте наличие материалов и инструментов:

– картон, бархатная или наждачная бумага; шелк, наклеенный на флизелин. Это основа, на которой мы создаем композицию. На одной стороне начертите рисунок – это изнанка, на другой стороне (цветной) вышивайте – это лицо изделия;

– нитки. Они могут быть катушечные или мулине, но лучше всего нитки «Ирис» или «Гарус» (ровные, блестящие и не очень тонкие). Чем больше цветов и оттенков ниток, тем богаче будет композиция;

– иголки. Выбор иглы зависит от того, по какому фону вы будете вышивать. Если это картон, то подойдет обычная: острая с маленьким ушком, если ушко у иглы будет большое, то будут оставаться большие отверстия, что выглядит не эстетично. Если основа ткань, то желательно выбрать иглу с тупым концом и большим ушком (для работы по трикотажу).

– чертежные инструменты: карандаш (хорошо отточенный), линейка, треугольники, циркуль;

– шило, ножницы, клей (ПВА или клей – карандаш).

Прежде чем начать работу с острыми и опасными инструментами необходимо напомнить обучающимся о правилах работы и техники безопасности:

рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь свое место (игла – в игольнице; ножницы, циркуль, линейки – в пенале или стакане, нитки – в коробке);

игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если вы случайно смахнете ее рукавом;

нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;

руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;

никогда не берите в рот нитки, иголки, булавки и другие предметы;

не следует откусывать нитку: это портит зубы;

необходимо помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, циркуль, иглу и булавки – тупым концом.

Техника выполнения изонити проста и доступна даже младшему школьнику. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

Начертить на изнаночной стороне картона любой угол;

Разделить каждую сторону угла на равное количество частей (например 12);

Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «О»;

Сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины (точка «О»);

Вдеть нить в иглу, сформировать узелок;

Заполнить угол в такой последовательности: из точки 1 в точку 1 на другом луче угла, из точки 2 в точку 2 на другом луче угла. При заполнении угла, по лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны угла к другой, по изнаночной – стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий.

Рис. 2

Заполнение окружности (рис.3)

Начертите окружность (радиусом 50 мм);

Разделить окружность на четное количество частей (на 12 равных частей);

Сделать проколы во всех полученных точках;

Вдеть нить в иглу, сформировать узелок;

Заполнить окружность по схеме.

При заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок в виде звезды, а по изнаночной нить повторяет линию окружности.

Рис. 3

Изонить неотделима от понятия цвета. Если пучок света пропустить через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса – спектр. Именно ее мы видим, любуясь радугой.

Видимый спектр – это непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Всем знакома считалочка для запоминания основных цветов: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

При составлении композиции в технике «Изонить» (для среднего и старшего школьного возраста) можно использовать более сложные приемы. Рассмотрим прием заполнение окружности во всем его многообразии. Для этого варианты заполнения окружности сведены в таблицу.

На рисунке 4 представлены образцы заполнения окружностей по таблице. Из этой таблицы можно выбрать любые варианты для своей композиции.

Из угла так же можно составить множество вариантов: паутинка, звездочка, волна, елочка.

Рис. 5. Паутинка

Рис.6. Елочка

Рис.7. Волна

Рис.8. Звездочка

Узор для квадрата

Усложняя задание, выполните упражнение по заполнению квадрата (заполняется по технологии вышивания окружности).

Рис.9. Квадрат

Узор «Сердечко»

Заполняется по технологии вышивания окружности (первая хорда может пролегать по центру узора);

Рис.10. Сердечко

Узор «Бабочка»

Вытянутая капелькообразное крылышко непременно получится, если вы разобрались с заполнением окружности

Рис. 11. Бабочка

Физминутка

За дровами мы идём И пилу с собой несём. (Ходьба.) Вместе пилим мы бревно, Очень толстое оно. Чтобы печку протопить, Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.) Чтоб дрова полезли в печку, Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.) А теперь их соберём И в сарайчик отнесём. (Наклоны.) После тяжкого труда Надо посидеть всегда. (Дети садятся за парты.)

Учитель объясняет технологию выполнения шва крест.

Хочется особо подчеркнуть, что в основе «Изонити» лежит не рисунок, а чертеж. Поэтому, очень важна точность и расчет.

Приобщение к изодеятельности не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактическое руководство этим процессом – основные слагаемые успеха. Хотелось бы порекомендовать для использования данную методику учителям начальных классов и преподавателям трудового обучения, творческие занятия изонитью развивают художественный вкус, логику, пространственное воображение, внимание и память, приучают к аккуратности, настойчивости и терпению, способствуют успешному обучению в школе.

Закрепление изученного материала

На каких материалах можно использовать технику изонить?

Назовите приспособление для натягивания нити?

Какие нитки, используются для техники изонить?

Какими способами можно удлинить нить?

Подведение итогов

Оценивание

Рефлекция

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

21.01.2021 18:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП