СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ребята, сделайте письменный анализ текста. Выбирайте тот вид анализа, над которым работали на уроке.
Лингвистический анализ текста
1. Тема, основная мысль текста.
2. Функция текста (сообщение, предписание, воздействие ).
3. Перечень микротем.
4. Стиль, тип речи текста.
5. Способ связи предложений в тексте ( параллельная связь,
последовательная, цепная ).
6. Средства связи предложений ( оправданное повторение слов,
использование местоимений, использование близких по смыслу слов).
7. Ключевые ( опорные ) слова.
8. Характеристика и особенности синтаксических конструкций текста.
9. Лексические особенности текста, их связь со стилем, типом и темой текста ( эмоционально окрашенная лексика, термины, специальные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и т. п. ).
10. Подбор синонимов и антонимов к указанным словам.
11. Перечень художественных средств, использованных в тексте
( привести примеры ).
12. Вывод: доказать, что это текст, а не отдельные фразы.
Предложить свой вариант заглавия (если его нет).
Какая бывает роса на траве
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Стилистический анализ текста
1.Выявление условий (ситуации общения), с учетом которых выбирался стиль текста:
а) сфера использования текста;
б) функции речи (общение, сообщение, воздействие);
в) адресат речи (возрастной, образовательный, культурный уровень).
2. Установление стилевых черт, характерных для данного стиля.
3. Анализ языковых средств ( фонетических, словообразовательных, морфологических, лексических, синтаксических), благодаря которым текст приобрел названные стилевые черты.
4.Вывод о принадлежности текста к определенному стилю.
1.Черемуха обыкновенная - крупное дерево с округлой кроной. Она принадлежит к семейству розоцветных. Цветки растения обладают своеобразным сильным ароматом, листья обладают бактерицидными свойствами: выделяя фитонциды, уничтожают вредную микрофлору. Вот почему там, где растет черемуха, воздух всегда свежий и здоровый. Плоды черемухи черные, шаровидные, со сладкой, сильно вяжущей мякотью, содержат дубильные вещества. Обитает черемуха в европейской части страны, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Кавказе, в Казахстане.
2.Черемуха душистая И кисточки атласные
С весною расцвела Под жемчугом росы
И ветки золотистые, Горят, как серьги ясные,
Что кудри завила. У девицы-красы…
Кругом роса медвяная Черемуха душистая,
Сползает по коре. Развесившись, стоит,
……………………………. А зелень золотистая
На солнышке горит.
3. Одна черемуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты. Долго думал я, рубить или не рубить; мне жаль было. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вершка три в отрубе и сажени четыре в вышину, вся развилистая, кудрявая и вся осыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах. Я бы не срубил ее, да один из работников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня начал рубить ее. Когда я пришел, он уже врубился в неё вершка на два, и сок так и хлюпал под топором, когда он попадал в прежнюю тяпку. «Нечего делать, видно, судьба», – подумал я, взял сам топор и начал рубить вместе с мужиком. Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше, дальше врубаться в дерево. Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы свалить ее. Когда я запыхался, я положил топор, уперся с мужиком в дерево и пытался свалить его Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые, душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то в середине дерева; мы налегли, и как будто заплакало-затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились. – «Эх, штука-то важная», – сказал мужик (Л.Н. Толстой. Три смерти).
Коммуникативный анализ текста
1.Ситуация общения в данном тексте.
2.Коммуникативные цели участников общения.
3.Кому принадлежит инициатива в общении?
4.Охарактеризуйте поведение участников общения.
5.Охарактеризуйте социальные и коммуникативные роли персонажей текста, меняются ли они в процессе общения?
6.Определите приемы влияния коммуникантов друг на друга в процессе общения.
7.Оцените коммуникантов с точки зрения выполнения ими определенных правил общения.
8.Определите функционально-стилистическую принадлежность текста и докажите свою точку зрения.
9.Определите, какие предложения преобладают в данном тексте и почему.
10.Охарактеризуйте лексический состав текста, изобразительно-выразительные средства, целесообразность их использования.
Друзья
Сережка Сорокин шагал в лес за брусникой. Лес был низкорослый и болотистый. Брусники было мало. Она алела маленькими, рассыпанными по земле искрами. Надо было только чаще наклоняться.
Неожиданно грянул выстрел. Потом раздался еще хлопок, еще. Какое-то тревожное предчувствие подстегнуло мальчика, и он побежал. И вдруг совсем близко послышался знакомый голос:
- Я вас не боюсь. Это вы меня боитесь, ружья выставили.
Это был голос его учителя, Феликса Петровича. Мальчик раздвинул кусты и увидел учителя. Феликс Петрович был бледен. Перед ним стояли двое с ружьями, взятыми на изготовку.
- Иди своей дорогой, - глухо сказал тот, что повыше.
- Я бы пошел, да вы на моей дороге стоите, никак не пройти мне, - ответил учитель. – И бить вам белок я не позволю. Люди их с рук кормят.
- Ишь, добренький! – вставил свое слово одетый в кожу.
- Тут народу мало, как бы вскользь заметил высокий в картузе, - можно прицелиться в белку, да промахнуться. И – несчастный случай.
- От вас всего можно ждать, - сухо ответил учитель и огляделся, словно надеялся увидеть кого-нибудь. – Для вас убийство – как утоление жажды. Что вам пользы от этой белочки? Из нее даже шапку не сошьешь.
- Ладно разговаривать! – крикнул высокий. – Уйдешь ты или нет?
И он поднял ружье.
Сереже Сорокину хотелось упасть на землю. Чем он мог помочь учителю? Ружья у него не было. Но Сережа почувствовал, что должен. Должен, и все!
Дрогнули ветки ивняка. На дорожку бесшумно вышел мальчик.
- Это ты? – произнес учитель, и в голосе его прозвучало скорее удивление, чем радость. – Много набрал?
Высокий опустил ружье. Некоторое время все стояли молча. Что мог изменить этот хрупкий, посиневший от холода мальчишка? Но самого его появления оказалось достаточно, чтобы поддержать учителя и заставить отпустить тех двоих.
- Черт с тобой! – выругался мужчина в болотных сапогах и пошел прочь. Коренастый последовал его примеру.
Учитель и ученик стояли на дорожке и смотрели им вслед.
(По Ю. Яковлеву).
Комплексный анализ текста
1.Выразительно прочитайте текст.
2. Каковы его тема и основная мысль?
3.Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.
4.Найдите средства художественной выразительности, объясните их роль.
5.Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.
6.Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
7.Из предложения 2 выпишите слово с чередующейся гласной.
8.Замените словосочетание «музейные работники», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
9.Выпишите грамматическую основу предложения 13.
10.Среди предложений 7-11 найдите предложения с обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Воспитывающая наука
(1)Любовь к родному краю, знание его истории – основа на которой только и может осуществляя(т,ть)ся рост духовной культуры всего общества. (2) Культура как р…стение: у нее не только ветви, но и корни. (3)Чрезвычайно важно что(бы) рост нач…нался именно с корней.
(4)Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой мес(?)ности необходимо для сохранения культуры страны. (5)Даже удвоив число музейных работников, мы не сможем все сбереч(?), н…чего не растерять. (6)Это по силам только армии энтузиастов-краеведов.
(7)Краеведение пр…надлежит к комплексным наукам. (8)По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок – она спокойнее, строже, беспристрас(?)нее. (9)Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной те(р,рр)итории событий связа(н,нн)ых с этой мес(?)ностью, с жизнью людей, ее населяющих, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей.
(10)Краеведение пр…дает мес(?)ности не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в ее прошлом что(то) совершенно новое, це(н,нн)ое.
(11)Краеведение учит людей (не,ни) только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересова(т,ть)ся историей, иску(с,сс)твом, литературой, повышать свой культурный уровень.
(12)Сохр…нять нужно все памятники данной мес(?)ности независимо от того, какому народу они пр…надлежат. (13)Каждый город это город нескольких культур.(По Д. С. Лихачеву)
Компаративный анализ текстов.
1.Найти тему, объединяющую тексты.
2.Выразить основную мысль текстов.
3.Прокомментировать проблему, выдвинутую авторами, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов.
4.Выразить свое отношение к основной мысли текстов.
5.Определить стиль и тип данных текстов.
6.Разбить текст на части, определить средства связи частей.
7.Составить план каждого текста.
8.Указать средства связи предложений в текстах.
9.Отметить ключевые слова.
10. Подчеркнуть предложения, которые можно использовать какпиграф к данным текстам или подобрать свой эпиграф.
11.Указать языковые средства и определить их роль в раскрытии идеи.
Сопоставительный (сравнительный) анализ текстов можно проводить параллельно и последовательно.
При последовательном анализе отдельно разбираем каждый текст, а потом находим их сходства и различия.
Параллельный же анализ подразумевает одновременную работу с текстами.
Есть в осени первоначальной…
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…
Ф.Тютчев
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтевшие по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему, Молча твои рученьки грею я и жму, В очи тебе глядючи, молча слезы лью, Не умею высказать, как тебя люблю.
А.Толстой
© 2017, Агапова Виктория Сергеевна 2914