СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 апреля 7 класс музыкальная литература

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Г.В.Свиридов

Просмотр содержимого документа
«10 апреля 7 класс музыкальная литература»

7 класс. Музыкальная литература. 10 апреля.

Тема 1: Отечественная музыка в 1960 – 1990-е годы.

Начиная с 1960-х годов, отечественная культура вступает в новый период развития. Отмена в 1958 году постановления ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере «Великая дружба» В.И.Мурадели» открывала более широкие горизонты для творческих поисков. Однако, идеологический диктат продолжал оказывать влияние, это приводило к запрету или замалчиванию многих произведений отечественных и зарубежных авторов, и даже к их изгнанию.

Расширяются международные культурные связи. В нашей стране выдающиеся зарубежные исполнители (канадский пианист Гленн Гульд, дирижеры Леопольд Стоковский, Герберт фон Караян). Регулярными становятся гастроли зарубежных оперных театров, симфонических оркестров. Начиная с 1956 года за рубежом гастролируют наши отечественные театры, музыкальные коллективы, исполнители. Все чаще в концертных программах появляются произведения зарубежных композиторов XX века – Г.Малера, Р.Штрауса, П.Хиндемита, А.Шенберга, Б.Бартока, О.Мессиана, А.Онеггера. Большим событием в музыкальной жизни стало концертное турне русского композитора, проживающего за границей – Игоря Стравинского в 1962 году.

В рассматриваемый период трудятся композиторы разных поколений. Творчество одних к этому времени стало уже музыкальной классикой – это Д.Шостакович, А.Хачатурян, Д.Кабалевский, Г.Свиридов. Наряду с ними появляется новое поколение композиторов: Э.Денисов, С.Губайдуллина, В.Гаврилин, А.Петров, Б.Тищенко, А.Шнитке, Р.Щедрин. Они ищут новые пути, с интересом изучают технику сочинения современных зарубежных композиторов. Нередко молодым композиторам приходится отстаивать свое право на музыкальное творчество. Их сочинения вызывают бурные дискуссии.

Темы для творчества: происходит более глубокое осмысление темы войны, революции, истории отечества; усиливается интерес к философским вопросам о смысле жизни и смерти.

Жанры. В 1960-е годы продолжается работа композиторов в самых разнообразных жанрах: песня и симфония, опера и балет, кантата и оратория, в камерных вокальных и инструментальных жанрах.

Песня. Появляются торжественно-патриотические песни. Самая яркая среди них «День победы» Д.Тухманова (сл.В.Харитонова). Многие песни, прозвучавшие в кино- или телефильмах, стали широко популярными – это М.Таривердиев песни из фильмов «Семнадцать мгновений весны», «С легким паром», «Ирония судьбы». Из мультфильмов – песни В.Шаинского «Улыбка», «Чунга-чанга», «Песенка про кузнечика», «Песенка крокодила Гены», песни Г.Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты». Авторов стихов и мелодий, самостоятельно исполнявших свои песни под гитару, называли «бардами» (Б.Окуджава, Ю.Визбор, А.Розенбаум, Ю.Ким, В.Высоцкий). В 1960-1980-е годы интенсивно распространяется рок-музыка (вокально-инструментальные ансамбли «Веселые ребята», «Машина времени» и др.) Рок оказывает влияние на другие жанры – например, рок-опера А.Рыбникова «Юнона и Авось».

Опера. Поиски новых тем, сюжетов. Самое яркое произведение на историческую тему – опера А.Петрова «Петр Первый». На сюжеты Гоголя написана опера «Мертвые души» Р.Щедрина, Чехова – балеты В.Гаврилина «Анюта», Р.Щедрин «Чайка», «Дама с собачкой». По роману Л.Толстого «Анна Каренина» Щедрин написал балет.

Кантата и оратория. Историческая тема воплощена в хоровой поэме Щедрина «Казнь Пугачева» (по Пушкину), тема войны и мира – в Реквиеме Кабалевского. Огромная заслуга в развитии хоровых жанров принадлежит Г.В.Свиридову – основателю направления «новая фольклорная волна». Начало этому направлению положил цикл «Курские песни», в котором композитор использует музыкальный диалект песен южнорусской области. Свиридов также начал возрождение традиций русской духовной музыки (Три хора к драме А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» на слова и распев XVI века). Немало духовных произведений было создано в связи с 1000-летием Крещения Руси (1988).

Стремление композиторов отразить парадоксальность своего времени приводит к поискам в музыке новых жанров, форм, стилей, средств музыкальной выразительности. В одном произведении зачастую соединяются принципы различных жанров – симфонический, хоровых камерных, инструментальных и вокальных. Появляются хоровые действа Гаврилина, сочетающие в себе признаки оратории, симфонии, вокального цикла, балета, драматического спектакля. Влияние жанра оратории обнаруживается в Тринадцатой симфонии Шостаковича, синтез симфонии, вокальной и инструментальной музыки – в его Четырнадцатой симфонии.

Ответить на вопросы:

  1. Назовите композиторов 1960-1990-х годов. Какие произведения они написали?

  2. Укажите авторов и жанры следующих произведений: «Анюта», «Дама с собачкой», «День Победы», «Петр Первый», «Улыбка».





Тема №2: Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998).

Свиридов (текст биографии Свиридова идет на экзамен – Билет №3, вопрос №1).

Жизненный и творческий путь.

Г.В.Свиридов – крупнейший русский композитор XX века. Его называли последним представителем русской классической музыки. Очень рано Свиридов оказался в числе признанных классиков советской музыки. Главным направление его творчества была вокальная – сольная и хоровая музыка.

Свиридов родился 16 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеж возле Курска в простой крестьянской семье скромного почтового работника и учительницы. На гражданской войне убили его отца, он с трех лет рос сиротой. Его ранние музыкальные впечатления связаны с пением церковного хора, с домашним музицированием, в котором преобладали песни и романсы. В доме звучал граммофон с оперными ариями и романсами Глинки. На улице пели частушки, играла гармошка. В 7 лет Свиридов начал заниматься на фортепиано, играл на балалайке в любительском оркестре. С 1929 по 1932 г. он учился в курской музыкальной школе. К этому же времени относятся первые опыты сочинения музыки.

В 1932 году Свиридов переехал в Ленинград и поступил в Центральный музыкальный техникум по классу фортепиано, а затем композиции профессора М.А.Юдина. Учиться было нелегко, помогать было некому (в 1924 г. умер отец), поэтому юноша играл на фортепиано в кинотеатрах и ресторанах, зарабатывая себе на жизнь. Вокальный цикл «Шесть романсов на стихи Пушкина», созданный выпускником техникума, сразу же принес известность двадцатилетнему композитору. Его сразу же приняли в Союз композиторов. В 1936 г. он поступил в Лнинградскую консерваторию. С 1937 г. до окончания консерватории в 1941 г. он занимался в классе Д.Д.Шостаковича.

В ранний период творчества Свиридов испытал большое влияние Шостаковича, у которого прошел серьезную, строгую школу, изучал классическое наследие и глубоко осваивал музыку XX века. Это влияние проявилось в инструментальных произведениях (Фортепианное трио, за которое получил Государственную премию в 1946 году, Соната для фортепиано памяти Соллертинского и др.).

В 1950 г. Свиридов создает вокальную поэму «Страна отцов» на стихи армянского поэта Аветика Исаакяна, которая стала началом периода творческой зрелости. С этого времени основным направление его творчества становится вокальная и хоровая музыка. Круг поэтов, на чьи тексты композитор пишет свои произведения, достаточно широк: Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский, Исаакян, Бернс.

В 1950-1970-е годы в его творчестве развивается ораториальный жанр. Он вдохнул в этот жанр новую струю и подтолкнул к нему многих композиторов. Для него оратория – это сжатое выражение напряженный мыслей о Родине, о пережитых событиях истории страны. Он всегда придавал огромное значение слову, дополняющему эмоциональную стихию музыки.

Им были созданы монументальные вокально-симфонические фрески «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на стихи Маяковского, кантата «Курские песни» на народные тексты, вокальный цикл «Петербургские песни» на стихи А.Блока, концерт для хора «Пушкинский венок», симфонические сюиты «Время, вперед!» и «Метель» (по повести Пушкина), «маленькие кантаты»: «Деревянная Русь» на стихи Есенина, «Снег идет» на стихи Пастернака.

Главный образ творчества композитора – вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа, человека с его богатым, сложным поэтическим духовным миром, нравственной чистотой, любовью к Родине. Тема России пронизывает все творчество Свиридова.

В 1970-90-е годы Свиридов создает произведения, в которых использует подлинные церковные тексты, интонации древнерусских духовных песнопений. Его последнее сочинение называется «Песнопения и молитвы».

Свиридов скончался 6 января 1998 года.



Ответить на вопросы:

  1. Укажите годы жизни Г.В.Свиридова.

  2. Что вы знаете о семье композитора?

  3. Какое образование получил Свиридов? Назовите его учителей.

  4. Перечислите наиболее известные произведения Свиридова.

  5. Какие темы нашли отражение в творчестве Свиридова?







Домашнее задание: 1. Выучить текст биографии Г.В.Свиридова и рассказать. Записать свой рассказ на видео. Отправить мне.

2.Посмотреть фильм о Г.В.Свиридове:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=190&v=l7I7yxxa078&feature=emb_title



© 2020 171 0