СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 и 8 апреля 6 класс Музыкальная литература

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Римский-Корсаков "Снегурочка"

Просмотр содержимого документа
«7 и 8 апреля 6 класс Музыкальная литература»

На уроке дается разбор оперы и анализ музыкальных фрагментов.

ссылка для скачивания музыки – https://cloud.mail.ru/public/2CkZ/57PockUr9



Конспект урока

Опера «Снегурочка» написана по одноименной пьесе А.Н.Островского на собственное либретто.

Жанр оперы сам композитор определил так: «весенняя сказка».

Опера написана за летние месяцы 1880 года, окончательно завершена в 1881 году.

В опере проявилось тяготение Римского-Корсакова к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму (Пантеизм – одухотворение явлений природы).

Идея: опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с ее высшими законами добра, красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной силе народного искусства, справедливости, разума, любви.

В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика: «земные» образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи, и сказочные – Деда-Мороза, Весны, Лешего. Образ Снегурочки как бы связывает эти два мира. Стремясь из мира природы в мир людей, она постепенно «оживает» под воздействием силы любви, ведущей ее к гибели.

Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре под управлением дирижера Э.Направника.

Опера имеет пролог и 4 действия.

Краткое содержание оперы:

Действие оперы происходит в сказочной стране берендеев.

Пролог

Появляется Весна, она повествует о том, что 16 лет назад стала супругой деда Мороза и матерью девочки-Снегурочки. С тех пор царство берендеев живет в постоянном холоде, ведь ревнуя, Ярило-Солнце скупо дарит свое тепло и свет. Дед Мороз готов оставить землю берендеев, но беспокоится о Снегурочке, зная, что Ярило хочет заронить в ее сердце жар любви, который погубит бедняжку. В конце концов, Мороз и Весна решают отправить Снегурочку к берендеям. Это радует дочку, которую давно влекут песни пригожего пастуха Леля. Поручив Снегурочку заботам Лешего, Мороз и Весна уходят.



Появляются берендеи празднующие проводы Масленицы. Бобыль с Бобылихой, примечают Снегурочку и забирают себе в дочки.



1 действие

В деревне Снегурочке нравится пастух Лель. Лель исполняет для нее песню и получает в дар цветок, но услышав зов, бросает подарок и спешит к другим девушкам. Появляется красавица Купава, рассказывая огорченной Снегурочке о женихе Мизгире и предстоящей свадьбе. По давнему обычаю, жених должен выкупить будущую жену у подружек. Но взгляд Мизгиря во время свадебного обряда, останавливается на Снегурочке. Сраженный красотой, жених отказывается от невесты. Опозоренная Купава, в отчаянии отправляется искать правды у царя Берендея.



2 действие

Царский терем. Все прославляют царя, но Берендей обеспокоен, ведь солнце за что-то рассержено на берендеев. Чтобы умилостивить Ярилу, Берендей хочет отметить наступление лета свадьбами всех влюбленных пар царства. В слезах, вбегает Купава и падает в ноги царю, прося заступничества и наказания для ее обидчика. Разгневанный Берендей обрекает Мизгиря на вечное изгнание, но увидев красоту появившейся Снегурочки, меняет свой приговор. Если Мизгирь до рассвета Ярилина дня сумеет разжечь сердце Снегурочки, она будет отдана ему в жены.

3 и 4 действие – на следующем уроке.

Музыка

Пролог начинается с оркестрового вступления, рисующего красочный зимний пейзаж. Звучит лейтмотив Деда-Мороза – тихо, сурово, в пунктирном ритме, в нижнем регистре у виолончелей и контрабасов. Далее звучит лейтмотив петушка у гобоя (подлинный напев петуха, записанный Римским-Корсаковым). Лейтмотив Лешего – нисходящая интонация тритона в оркестре, пение на одном звуке «Конец зиме, пропели петухи». С этими темами контрастирует лейтмотив Весны – теплая спокойная кантиленная мелодия у виолончелей, альтов и валторн.

Песни и пляски птиц. Во вступлении используются подлинные птичьи напевы. Исполняет женский хор. В основу хора положены две темы народно-песенного склада: 1. «Сбирались птицы, сбирались певчи». 2. «Орел воевода» (вторая – подлинная народная песня).

Ария Снегурочки (лирическое сопрано) создает пленительный, грациозный, прекрасный, но холодный образ. Главная тема (лейтмотив Снегурочки) – игривая мелодия с россыпью колоратур (виртуозные распевы в высоком регистре). Лейттембр Снегурочки – солирующая флейта.

Ариетта Снегурочки «Слыхала я». В ней выражены мечты Снегурочки, стремление к людям и их песня. Мелодия строится на напряженных полутоновых интонациях.

Проводы Масленицы – это народно-обрядовая сцена. Здесь активно используются мелодические обороты старинных обрядовых песен. В начале и в конце сцены хор «Прощай, Масленица».

Первое действие.

Певец-пастух Лель (контральто) – один из главных героев оперы. Лель – символ искусства и музыки. Его лейтмотив – пастушеский наигрыш у солирующих деревянных духовых инструментов. Лель охарактеризован двумя песнями.

Первая песня Леля «Земляничка-ягодка» – медленная, в стиле протяжной.

Вторая песня «Как по лесу лес шумит» – задорная, в духе хороводной.

Ариетта Снегурочки «Как больно здесь». Напевная проникновенная мелодия лирического характера, здесь продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа.

В первом действии показана сцена свадебного обряда – выкуп невесты женихом. Здесь используются подлинные народные песни.

Второе действие.

Царь Берендей - это воплощение народной мудрости, он добрый и справедливый правитель. Сцену открывает Шествие царя Берендея – сказочный оркестровый марш. Тема марша – причудливая, грозно-шутливая, построена на регистровых контрастах, чередовании пиццикато струнных и возгласов деревянных духовых инструментов.

Каватина царя Берендея – восторженный гимн природе. Задумчиво-мечтательная вокальная мелодия, в оркестре соло виолончели.



Ответить на вопросы:

  1. Как определил жанр оперы сам композитор?

  2. Какова идея оперы?

  3. Изложите содержание первого и второго действия оперы (можно коротко, своими словами).

  4. На чей сюжет написана опера?

  5. Каковы музыкальные характеристики главных действующих лиц? Какие используются лейтмотивы и лейттембры?

Дед-Мороз -

Весна -

Снегурочка -

Лель -

Царь Берендей -

  1. Каким певческим голосам поручены вокальные партии главных героев?