Тема: «Урок 150. Повторение».
Ход урока:
Организационный момент
-Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
- Тихо сядем, откроем тетрадь, повторим правила посадки:
Я тетрадь свою открою
И как надо положу,
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Минутка чистописания.
-Как вы думайте, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) - Правильно!
- Сейчас откройте свои тетрадки, и запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Запишите в тетрадь через запятую эти слова, вставив в них нужные буквы.
-А кто мне скажет, что это за слова? (словарные)
Д.ревня, ср.да, пл.ток, скор., быстр., г.рой, завтр., м.чта, д.кабрь.
- Проверяем.
- Следующее задание – закончи предложение.
На следующей строчке запишите в столбик под номерами только ответы (слова-определения).
1. Слова, близкие по смыслу,- это…..(синонимы)
2. Слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию,- это…..(омонимы)
3. Слова, противоположные по смыслу,- это….(антонимы)
- Устно проверяем ваши ответы.
Для чего нужны в речи синонимы, антонимы и омонимы? (Чтобы наша речь была красивой, богатой, понятной, разнообразной)
-Помогают избегать повторов, более точно передают мысли и чувства.
-Раскрывают противоположные явления, придают ясность. (антонимы)
-Помогают понять речь собеседника, расширяют словарный запас.
-Хорошо, молодцы! Вы это все знаете, мы сейчас с вами это немного повторили.
-Как вы догадались, тема нашего урока: «Повторение».
Работа по теме урока:
-Сейчас, откройте свои учебники на стр. 139 , упр. 1
-Давайте, прочитаем текст и ответим на вопросы.
-В тексте говорится о светлячке, о его свете и фонарике, как он помогает и т.д.
в тексте 3 абзаца. озаглавить его можно например таинственный свет или фонарик. а можно просто светлячок, полезный жучок.
-А сейчас, каждый самостоятельно списывает последний абзац и вставляет пропущенные буквы, а потом мы проверим.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк- очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
ФонарИк- суффикс ИК
СвЕтляк – свет , светит
ЗабИрается- суффикс а, значит и в корне и, если нет суффикса а пиши е.
ВрЕдителей-
Упр. 2 стр. 139
(спиши предложения, вставь пропущенные буквы)
1.Стройные осины ВЫСОКО ( низко ) лепечут над вами, ДЛИННЫЕ ( короткие ) висячие веТки бЕрез едва шевелятся , мошки вьются стОлбом.
2.На стОле лежал МЯГКИЙ ( черствый,твердый,жесткий ) белый хлеБ и СЛАДКИЙ ( соленый, кислый, горький) пироГ.
3.СтОял в лесу дуб, ТОЛСТЫЙ ,СТАРЫЙ ( тонкий, молодой).
4.Дружба не гриБ- в лЕсу не найдешь.
Физкультминутка
-- Ребята ,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.
Продолжение работы по теме урока:
-Немного отдохнули, а теперь за работу.
Следующее упр. 3
-Прочитаем стихотворение. Как вы заметили, в стихотворении все запуталось, нам нужно исправить путаницу. Кто- нибудь выйдет к доске.
У зайчонка (суффикс ∧ОНК) морковка (суффикс ∧К).
У белки орешки (суффикс ∧ К).
У бычка (суффикс ∧ К) травка (суффикс ∧ К).
У петушка (суффикс ∧ К) зернышки (суффикс ∧ ЫШК).
У медвежат (суффикс ∧ АТ) мёд.
У журавля лягушки.
У Маши кисель.
Задание: обозначь все части слова в прилагательном РЫЖЕНЬКОЙ:
корень (выделить ∩) РЫЖ + суффикс (выделить ∧) ЕНЬК + окончание (обвести ☐) ОЙ. Основа слова: рыженьк.
-Молодцы, ребята! У нас с вами осталось еще немного времени, давайте вернемся к фразеологизмам. Кто мне скажет, что такое фразеологизмы? (Это устойчивые сочетания слов)
-А зачем нам нужны в речи фразеологизмы?(Фразеологизмы помогают речи быть яркой, эмоциональной, выразительной)
-Проверим, понимаем ли мы фразеологизмы. Я говорю предложение, а вы мне объясняете их значение.
- Настя после контрольной работы повесила нос. (Огорчаться, сильно расстраиваться, приходить в уныние)
- Владик на уроке молол языком. (болтать много и глупо)
- Георгий в перемену ходил на голове. (Хулиганить, безобразничать, шалить)
- Катя не слушала учителя, она витала в облаках. (Постоянно о чем-то мечтать, жить не сообразуясь с реальностью)
- Новую тему Костя пропустил мимо ушей. (Никак не реагировать на услышанное)
-У мамы хлопот полон рот. (означает то, что человек полностью "загружен" работой и какими то личными, по работе, а возможно и общественными делами, которые, как правило, требуют скорейшего выполнения)
Игра «Фразеологический зверинец» Слайд 3.
Хитёр как …(лиса)
Труслив как …(заяц)
Голоден как …(волк)
Здоров как … (бык)
Изворотлив как …(уж)
Надут как …(индюк)
Нем как …(рыба)
Грязный как …(свинья)
Упрям как …(осел)
Болтлив как …(сорока)
Колючий как …(еж)
-Как вы понимайте данные выражения?
в двух шагах – очень близко,
водить за нос – обманывать,
держать язык за зубами – молчать
задирать нос - слишком важничать,
рукой подать – близко,
с гулькин нос – очень мало,
светлая голова - умница,
ума палата – очень умный,
ходить на голове – шалить
Подведение итогов урока:
-Подведем итоги, какие темы, мы сегодня повторили? (орфограммы, антонимы, суффиксы, фразеологизмы)
-Понравился вам наш сегодняшний урок?
Рефлексия
Сегодня на уроке:
1. Я научился…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. У меня получилось…