СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 вариант. Задания для комплексного повторения тем по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы можно использовать для комплексного повторения тем, в качестве диагностической работы с последующим анализом результатов. В каждом варианте  по 30 заданий. Возможный вариант оценки работы:  задания с 1 по 23 - по 1 баллу, задания с 24 по 30 - по 3 балла. Перевод баллов в оценки: 3 - от 14 до 18 баллов обязательной части; 4 - не менее 19 баллов ( от 16 до 23 заданий обязательной части и одно задание из дополнительной части; 5 - не менее 28 баллов ( от 19 до 23 заданий обязательной части и не менее 3 заданий из дополнительной части). Также даны эталоны ответов на задания работы.

Просмотр содержимого документа
«8 вариант. Задания для комплексного повторения тем по русскому языку.»

8 вариант
Обязательная часть
1.(1балл). Определите, в каком слове букв столько же, сколько и звуков. Подчерк­ните это слово одной чертой.
неизвестно
братья
яма
ёлка
2.(1балл). Определите, в каком слове верно выделена буква, обозначаю­щая ударный гласный звук. Подчеркните это слово одной чертой.
зАвидно
дОбыча
рассердИться
нАдолго
3.(1балл). Вставьте пропущенные буквы Ы-И после Ц в словах:
молодц…
эмоц…я
ц…ганка
ц…ферблат
4.(1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:
разговор о гуманизм…
рассказ об экспедици…
показать в развити…
жара в пустын…
5.(1 балл). Определите, в каких словах пишется приставка пре, а в каких – при; запишите слова в таб­лицу в зависимости от выбора приставки:
пр(е/и)городный поезд, пр(е/и)глушить звук, пр(е/и)взошедший самого себя, Василиса пр(е/и)мудрая, пр(е/и)одолеть невзгоды, пр(е/и)вкус сладкого.

с приставкой пре-

с приставкой при-









6.(1 балл). Определите, какие слова пишутся с одним Н, какие – с двумя НН, запишите их в таблицу в зависимости от выбора:
Ббюдоприготовле(н/нн)о, дли(н/нн)ый шарф, бесчисле(н/нн)ые ошибки, сте(н/нн)ые часы, топлё(н/нн)ое молоко, мороже(н/нн)ое мясо, тка(н/нн)ая скатерть, прочита(н/нн)ая книга

с н

с нн











7.(1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки в образовании формы слова. Подчеркните их и напишите правильно.
к празднику Первого мая___________________________________________
ближайшая остановка______________________________________________
возле обеих зданий________________________________________________
рад встрече______________________________________________________
8.(1балл). Определите, в каких словах допущены ошибки, связанные с неправильным определением рода имён существительных. Запишите правильный вариант.
далёкое Чикаго____________________________________________________
новое трюмо______________________________________________________
военный атташе___________________________________________________
широкое Миссисипи _______________________________________________


9.(1 балл). Определите, в каких словах пишется Ь, а в каких – нет. За­полните таблицу в зависимости от выбора.
Трескуч… (мороз), достич…, тревожиш…ся, (несколько) училищ…, карандаш…, дич…

с ь

без ь









10.(1 балл). Определите, в какой строке в обоих словах на месте про­пуска пишется буква Е. Отметьте эту строку знаком +.
-
агитиру…шь, завис…мый
- расходу…мые, пиш…шь
- выполн…т, сража…шься
- вскопа…шь, знач…мый

11.(1 балл). Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Отметьте это предложение знаком +.
- На этом участке мы ничего (не)косим. (Е. Носов)
- Это была чудесная, ни с чем (не)сравнимая ночь победы. (В. Катаев)
- Снег шёл ровно и (не)устанновсю ночь.(В. Короленко)
- Солнце, ещё (не)вошедшее в силу, греет бережно и ласково. (В. Солоухин)
12.(1балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Опреде­лите, в каком предложении нужно поставить
одну запятую.
Отметьте это предложение знаком +, поставьте запятую.
- Всякая благородная личность глубоко сознаёт свои кровные связи с отечеством.
-В человеке порядочном патриотизм есть не что иное как желание
трудиться на пользу своей страны. (Н. Добролюбов)
- Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей. (И. Тургенев)
- Люди никогда не довольны настоящим и по опыту имея мало надежды на будущее украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения. (А. Пушкин)
13.(1 балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Опреде­лите, в каком предложении нужно поставить две запятые.
Отметьте это предложение знаком +, поставьте запятые.
- Гибнет в потоке времени только то что лишено крепкого зерна жизни и
что следовательно не стоит жизни. (В. Белинский)
- Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее будущее вдруг
выступит само собой. (Н. Гоголь)
- Честь порядочность совесть это качества которыми дорожить нужно. (Д. Лихачёв)
- Если хочешь чтобы у тебя было мало времени ничего не делай. (А. Чехов)
14.(1 балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Опреде­лите, в каком предложении перед союзом И должна стоять запятая. От­метьте это предложение знаком +.
- Людям ничто не даётся даром и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства.
- Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей парубкой и
дикими лесными ягодами. (К. Паустовский)
- Весной озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было
найти только версты за три на кочке в болотном лесу. (М. Пришвин)
- Ветви зарывались в землю прорастали корешками и снова подымались
но уже самостоятельными пихточками. (П. Сигунов)
15.(1 балл). Прочитайте предложение. Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Давно заметил (1) что (2) когда (3) ветерок (4) проникающий в лес (5) качает ветви деревьев (6) то в этом есть особенная (7) глубокая прелесть. (М. Пришвин)
16.(1 балл). Прочитайте. Найдите предложение с грамматической ошиб­кой (с нарушением синтаксической нормы). Запишите его, исправив ошибку.

- В конгрессе принимала участие двадцать одна страна.
- Согласно распоряжения директора все сотрудники получили премию.
- Все десять победителей конкурса были награждены призами.
- Татьяна сказала Онегину, что она «другому отдана» и будет «век ему верна».
17.(1 балл). Прочитайте первую часть предложения, четыре варианта его продолжения. Выберите грамматически правильное продолжение предложения и отметьте его знаком +.
Готовясь к устному выступлению,
- стала понятна точка зрения оппонента.
- потребуется личная убеждённость автора.
- у меня возникло своё видение проблемы .
- я смог разобраться в существе вопроса.
18.(1балл). Прочитайте предложения и определите, в каком из них неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Вчера была проведена генеральная репетиция спектакля.
2) Мне предложили работу с гарантийным доходом.
3) На краю посёлка у самого поля стояла ветряная мельница.
4) Вчера в музее мы любовались работой искусных мастеров прошлого века.

Ответ:______________________________________________


Прочитайте текст и выполните задания 19-23


(1)…(2)Они объединены одним желанием - знать. (3)И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4)В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5)Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться.
(6)Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) Они путались, блуждали, начинали со сложного, не имея представления о простом.
(По К. Чуковскому)


19.(1 балл). В тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком +.
-В нашей библиотеке функционируют десятки тысяч библиотек.
- Библиотека – важная часть жизни современного человека.
- Библиотеку посещали тысячи самых разных людей.
- Библиотеки – наше богатство.
20.(1 балл). Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗНАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем предложении. Отметьте знаком + верную характеристику.

- Иметь сведения. Знать о случившемся.
- Обладать знанием чего-нибудь, иметь понятие, представление о чём -нибудь. Он хорошо знает своё дело.
- Обладать опытом общения с кем-нибудь. Знаю его по институту.
- Испытывать, переживать. Не знать покоя, отдыха.

21.(1 балл). Укажите знаком +, какие слова являются грамматической основой в шестом предложении текста.
- книги нужны были; они терялись
- им нужны были; они терялись
- книги нужны были; приходя сюда, они терялись
- книги нужны были; они терялись в океане

22.(1 балл). Отметьте знаком + верную характеристику четвёртого предложения.
- простое
- сложное бессоюзное
- сложносочинённое
- сложноподчинённое
23.(1 балл). Отметьте знаком + правильную морфологическую характеристику слова ОБЪЕДИНЕНЫ из второго предложения текста.
- глагол
- причастие - имя прилагательное - деепричастие
Дополнительная часть

24.(3 балла). Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.
1) кр…пива, распол…гаться , пл…щадка
2) в…ковой, р…сница, перег…реть
3) изр…чение, поб…дить, уд…ржаться
4) д…ждливый, одухотв…рение, с…мафор
25.(3 балла). Прочитайте предложение. Если нужно, поставьте запятую на место, обозначенное скобкой. Объясните постановку запятой или её отсутствие.
Время – это тиран, который имеет свои капризы ( ) и который каждое
столетие другими глазами смотрит на то, что делают и говорят. (Б. Паскаль)
26.(3 балла). Прочитайте предложение. Расставьте знаки препинания.
Лев Николаевич Толстой писал В искусстве простота краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства которая достигается только при большом даровании и большом труде.
27.(3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать выделенные слова. Заполните таблицу.
1) (В)последствии я понял, что не ценить своё время так(же)
неудобно, как не уметь писать и читать.
2) (За)счёт воздействия Луны на Землю воды океана притягиваются
в сторону Луны, (в)следствие этого возникают приливы.
3) Свернув (в)право, я понял, что такая густая трава растёт только по
берегам озера, потому(что) здесь достаточно влаги.
4) (Во)время урока, что(бы) понять новый материал, надо внимательно слушать учителя.

слитно

раздельно











28.(3 балла). Прочитайте предложение. Поставьте, где нужно, двоеточие. Объясните постановку знака препинания.
Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Горький)
29.(3 балла). Прочитайте предложение, расставьте пропущенные знаки препинания, выпишите вводные слова.
Казалось дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине горы, как коршун, ожидающий добычу…(М. Лермонтов)
30.(3 балла). Прочитайте предложения. Отметьте знаком + то предложение, в котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом. Запишите остальные предложения, преобразовав придаточную часть в причастный оборот.
-Облачко обратилось в белую тучу, которая постепенно облегала всё небо. (А. Пушкин)
- Жизненный подвиг Циолковского, его творческий путь являют собой
пример беззаветной преданности тому делу, которому он посвятил жизнь. (Б. Цветков)
- Поэт, который понял «трав неясный запах», хочет, чтобы то же стал чувствовать и читатель.
- Терпенье – цветок, который растёт не в каждом саду. (Пословица)

Ответы на задания. 8 вариант.

Обязательная часть
1. братья
2.рассердИться
3. молодцы эмоция цыганка циферблат
4.разговор о гуманизме
рассказ об экспедиции
показать в развитии
жара в пустыне
5.

с приставкой пре-

с приставкой при-

превзошедший

пригородный

премудрая

приглушить

преодолеть

привкус

6.

с н

с нн

приготовлено

длинный

топлёное

бесчисленные

мороженое

стенные

тканая

прочитанная


7.
к празднику Первое мая возле обоих зданий
8. далёкий Чикаго широкая Миссисипи
9.

с ь

без ь

достичь

Трескуч (мороз)

тревожишься

(несколько) училищ

дичь

карандаш


10.
расходуемые, пишешь
11. Снег шёл ровно и неустанно всю ночь.(В. Короленко)
12. В человеке порядочном патриотизм есть не что иное как желание трудиться на пользу своей страны. (Н. Добролюбов)
13. Если хочешь чтобы у тебя было мало времени ничего не делай. (А. Чехов)
14. Людям ничто не даётся даром и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства. (Л. Леонов)
15. 13456
16.
Согласно распоряжению директора все сотрудники получили премию.
17. я смог разобраться в существе вопроса.
18. 2) Мне предложили работу с гарантированным доходом.
19. Библиотеку посещали тысячи самых разных людей.
20. Обладать знанием чего-нибудь, иметь понятие, представление о чём -нибудь. Он хорошо знает своё дело.
21. книги нужны были; они терялись
22. простое23. причастие
Дополнительная часть

24.1) крапива, располагаться, площадка
2) вековой, ресница, перегореть
3) изречение, победить, удержаться
4) дождливый, одухотворение, семафор
25. Время – это тиран, который имеет свои капризы ( ) и который каждое столетие другими глазами смотрит на то, что делают и говорят. (Б. Паскаль)
Сложноподчинённое предложение с двумя однородными придаточными частями, соединёнными союзом И. Запятая не ставится.
26. Лев Николаевич Толстой писал: « В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде».
27.

слитно

раздельно

впоследствии

так же

засчёт

потому что

вследствие

во время

вправо


чтобы


28. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, научит вас уважать человека. (М. Горький) -
Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
29. Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и, наконец, пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине горы, как коршун, ожидающий добычу…(М. Лермонтов)
30.
Облачко обратилось в белую тучу, постепенно облегавшую всё небо. (А. Пушкин)
+ Жизненный подвиг Циолковского, его творческий путь являют собой пример беззаветной преданности тому делу, которому он посвятил жизнь. (Б. Цветков)
Поэт, понявший «трав неясный запах», хочет, чтобы то же стал чувствовать и читатель. (Н. Гумилёв)
Терпенье – цветок, растущий не в каждом саду. (Пословица)