СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое родительское собрание, на котором родителям подробно рассказано что такое адаптация в пятом классе

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассника»

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели:

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.

Оборудование:

1. Столы в классе стоят по кругу.

2. Мультимедийная установка.

3.Памятки родителям, анкеты.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

С точки зрения психолога...

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.Мы ведем  речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.

 Представьте себе ситуацию:

«Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе.

Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»

Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.

С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

 Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года.

Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе?

  Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Изменения в 5 классе: Смена позиции: «старший» в начальной школе → «самый маленький» в средней школе

Признаки успешной адаптации:

- ребенок легко справляется с программой;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения;

- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

    • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителям

Признаки дезадаптации:

- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

- Нежелания выполнять домашние задания.

- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

- Беспокойный сон.

- Трудности утреннего пробуждения, вялость.

    • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя:

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.


Слова разочарования:

У тебя это не получится

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Способы преодоления тревожности:

- Не сравнивайте ребенка с окружающими.

- Доверяйте ребенку.

- Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

- Используйте наказание лишь в крайних случаях.

- Не унижайте ребенка, наказывая его.

- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

- Помогите ему найти дело по душе.

- Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.


За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.

Подведение итогов собрания.

Решение собрания:

1.   Классному руководителю  продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2.      Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3.      Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4.  Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.


Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.



1.      Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2.      По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3.      С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5.      Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________





























Анализ анкетирования родителей

Родителям было предложено ответить на 5 вопросов анкеты. Из анализа ответов можно сделать следующий вывод:

В анкетировании приняло участие 16 родителей 5»б» класса из 27.

По мнению родителей, предметы которые даются детям легко:

История: 8-57,1%

Русский язык: 2- 14,2%

Математика: 4- 28,5%

Английский: 3- 21,4%

Литература: 5- 35,7%

ИЗО: 3- 21,4%

ФИЗО: 3- 21,4%

Биология: 2- 14,2%

Информатика: 1- 7,1%

Музыка: 1- 7,1%

География: 1-7,1%

Предметы по мнению родителей по которым подготовка домашнего задания вызывает затруднения:

Биология: 3- 18,7%

Английский: 5- 31,2%

Математика: 9- 56,2%

История: 1- 6,2%

Русский язык: 8- 57,1%

ИЗО: 1- 6,2%.

Причины затруднений, которые возникают при выполнении домашнего ззадания:

Не заинтересованность в учебе: 1- 6,2 %

Улица, друзья, интернет: 1- 6,2%

Не достаточно знаний: 4- 25%

Адаптационный период: 1- 6,2%

Загруженность детей: 1- 6,2%

Плохое усвоение материала: 1-6,2%

Невнимательность: 6 – 43%

Новый предмет: 1- 6,2%

Не достаточное внимание родителей: 1- 6,2%

В какой помощи нуждается ребенок со стороны учителя, по мнению родителей:

Общение: 1-6,2%

Дополнительные занятия: 1- 6,2%

Больше уделять внимание объяснению: 2- 12,5%

Затрудняюсь ответить: 2- 12,5%

Не ругать: 1- 6,2%

Давать шансы на исправление: 1-6,2%

На вопрос «чтобы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?»

Общение: 1-6,2%

Больше спрашивать: 1-6,2%

Больше объяснять: 1-6,2%

Затрудняюсь ответить: 2- 12,5%

Чаще спрашивать: 1- 6,2%

Уроки должны быть более интересными: 1- 6,2%