СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация пятиклассников. Особенности, проблемы, поиски решения по изучению личности в период адаптации.

 

Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста?

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия.

Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая. Наиболее серьезные требования предъявляются к умственному и речевому развитию учащихся: навыки логических операций с понятиями, систематизация учебных знаний, перенос интеллектуальных навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и содержательность устной речи. Так в 5б классе, Гладков М Гладков А. , Ерохина А. Орехова Т. прекрасно показали отсутствие затруднений в общении со сверстниками, умение точно и качественно выполнять поставленные задачи. С огромным интересом принимаются за новые, еще не известные, задания. Не боятся обращаться за помощью. С большим интересом участвуют в конкурсах, как по русскому языку, так и по литературе. И это большая заслуга учителя нач. классов Кониковой С. Б. Большую роль играют и родители. Видно, что при обращении  к мамам  получают посильную помощь. Но большинство родителей участвуют лишь поверхностно. Так при обучении написания сочинений с использованием упражнения в учебнике, записей в тетрадях и черновике, не многие родители предложили свою помощь.  Многие ребята ( Бабичева К  , Чужданова К ) пришли на урок только с набросками сделанными в школе. Чужданова А.   списала  сочинение с решебника или интернета, но немного исправив. Так же пользуются помощью интернета Момот И. , Лейдерман В. Очень часто говорят ребята о том, что у родителей не было времени. И это не единичный случай. Это систематически. После посещения родительского собрания абсолютно ничего не изменилось. Так, вызывает  беспокойство подготовка к урокам Коломыцевой Ю.  Она систематически не выполняет д.з. не учит определения, старается выкрутиться из сложившейся ситуации путем вранья. Ситуация изменилась только в конце четверти. Результат 2 «четверки» в четверти, а была отличницей. Большую помощь своему ребенку, Коломыцевой  Я. оказывает мама. Не все получается у Яны, сказывается проблема с речью, но она учит все определения, выполняет  д. з. ,делает индивидуальную работу. Большие проблемы у Серова В. Он пишет с огромным трудом, не успевает выполнять заданное. Расчитывать на помощь родителей не приходится. После родительского собрания ничего не изменилось. Мама  приняла все в «штыки». Письменные задания приходится ждать неделями. Большое влияние на Струкова И. оказывают родители, но после их упоминания у ребенка начинают дрожать руки.          

 

 

Рубеж 4-5-х классов, по свидетельству многих психологов и педагогов характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения. Это выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие негативные проявления свойственны многим ученикам, но у тех из них, чье развитие уже было проблемным, имеется вероятность сохранения и закрепления негативных тенденций в устойчивых формах поведения. Проблемы с  поведением бывают на уроках русского языка и литературы у Момот И. и Серова В. На замечания реагируют, но ненадолго. Вообще, поведение в классе очень хорошее.

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.

К 4-му классу общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.  Практически все ребята в классе спокойно реагируют на замечания. Слезами пытается исправить ситуацию в свою сторону Чужданова А.   

Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении. Так,  Рязанов Д. и Юраков В. при ответе ищут поддержку у более сильных учащихся.  Основной причиной школьных затруднений являются фиксируемые у детей те или иные нарушения психического развития.    При этом необходимо отметить, что речь идет не о серьезных отклонениях от нормы, которые вовсе не позволяют ребенку обучаться в массовой школе, а о временных, приходящих, слабовыраженных и малозаметных недостатках. Как правило, это дети с легкой задержкой психического развития, дефектами воспитания, эмоциональными, личностными и нейродинамическими нарушениями.

 

Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза, т.е. стабильности, равновесного психического состояния организма с окружающей средой. Адаптационные реакции на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и рассматриваются как целостный адаптационный синдром. Процесс адаптации имеет несколько фаз в своем развитии: первоначальной декомпенсации, частичной и полной компенсации. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.

Социальная адаптация включает:

1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями