СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык»»

Русский язык


Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).


Общая характеристика учебного предмета:

Освоение русского языка - неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей не развиты графические навыки. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение русскому языку должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Также необходимо формировать у учащихся элементарные навыки письма и чтения в доступных ему пределах.

Целью обучения по русскому языку является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации. Подготовка к усвоению элементарных навыков письма и чтения в доступных для ребенка пределах.


Темы уроков по предмету «Русский язык» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «развитие речи и окружающий мир», «Тифлографика», «Устная речь», «Чтение», «Математические представления», а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Русский язык» направлено на достижение следующих задач в 2019-2020 учебном году:

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

  • развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;

  • учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;

  • учить работать с тетрадью;

  • формировать знания о принадлежностях для письма;

  • учить ориентироваться в пространстве листа бумаги, тетради;

  • формировать элементарные навыки чтения книг с тактильными изображениями;

  • формировать интерес к чтению тактильных книг.



ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2019\20 учебный год


1 четверть – 8 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Формирование элементарных навыков письма. Работа с пальчиковыми красками: постановка точек.

1

Изучение нового материала

Ученик знакомится с пальчиковыми красками. Ученик пробует самостоятельно поставить «точки» на листе бумаги. Ученик пробует заполнить пространство листа «точками».

2

Речевое развитие. Выражение согласия звуком, жестом, пиктограммой


1

Изучение нового материала

Прослушивание потешек, детских стихотворений. Упражнение «Сожми правый кулачок». Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием правого кулачка. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да».

3

Речевое развитие. Выражение несогласия звуком, жестом, пиктограммой


1

Изучение нового материала

Прослушивание потешек, детских стихотворений. Упражнение «Сожми левый кулачок». Ученик пробует отрицательно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием левого кулачка. Работа с пиктограммой «нет». Ученик пробует отрицательно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «нет».

4

Формирование диалогической речи. Выражение согласия-несогласия звуком, жестом, пиктограммой


1

Обобщающий

Ученик пробует при помощи учителя выбирать утвердительный или отрицательный ответ на заданный вопрос, озвучивать его звуком и показывать жестом – сжатием кулачка. Работа с пиктограммами «да», «нет». Ученик пробует ответить на вопрос с помощью пиктограмм «да» и «нет».

5

Формирование элементарных навыков письма. Работа с пальчиковыми красками: постановка точек.

1

Изучение нового материала

Ученик знакомится с пальчиковыми красками. Ученик пробует самостоятельно поставить «точки» на листе бумаги. Ученик пробует заполнить пространство листа «точками».

6

Формирование элементарных навыков письма. Принадлежности для письма: карандаш, ручка.

1

Комбинированный

Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует карандаши и ручки. Ученик выбирает карандаш и ручку. Дидактическая игра «Собери все карандаши». Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет, при необходимости упражнение выполнение с помощью учителя. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев с использованием карандашей.

7

Формирование элементарных навыков письма. Рисование картины фломастером по точкам.

1

Изучение нового материала

Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует фломастеры. Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет. Ученик пробует снять колпачок с фломастера. Ученик при помощи учителя рисует фломастером картину по точкам.

8

Резервный урок

1




II четверть – 8 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики: работа с крупой и пластилином.

1

Комбинированный

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Упражнения с крупой. Ученик пробует заполнить крупой (вдавить в пластилин) рельефно выделенный участок листа бумаги.

2

Формирование элементарных навыков письма. Ориентировка на плоскости листа: правая сторона, левая сторона.

1

Обобщающий, комбинированный

Ученик пробует определить правую и левую сторону листа бумаги, тетради. Упражнения на определение правой и левой стороны. Дидактическая игра «рисуем на правой стороне листа бумаги».

3

Выполнение несложных словесных инструкций. Проведи линию.

1

Обобщающий

Ученик при помощи учителя проводит линии в тетради «в правую сторону», «в левую сторону», «вверх», «вниз». Ученик пробует самостоятельно провести линию в заданном направлении по словесной инструкции учителя.

4

Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики: работа с крупой и пластилином.

1

Комбинированный

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Упражнения с крупой. Ученик пробует заполнить крупой (вдавить в пластилин) рельефно выделенный участок листа бумаги.

5

Формирование элементарных навыков письма. Ориентировка на плоскости листа: верх, низ.

1

Обобщающий, комбинированный

Ученик пробует определить верхний и нижний край листа бумаги, тетради. Упражнения на определение верха и низа. Дидактическая игра «Солнышко рисуем сверху, а травку - снизу».

6

Выполнение несложных словесных инструкций. Проведи линию.

1

Обобщающий

Ученик при помощи учителя проводит линии в тетради «в правую сторону», «в левую сторону», «вверх», «вниз». Ученик пробует самостоятельно провести линию в заданном направлении по словесной инструкции учителя.

7

Формирование элементарных навыков письма. Принадлежности для письма: тетрадь, пенал.

1

Изучение нового материала

Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует тетрадь и пенал. Ученик выбирает тетрадь и пенал. Дидактическая игра «Собери пенал». Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет. Ученик пробует открыть тетрадь, закрыть, перелистывать.

8

Резервный урок.

1





III четверть – 10 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося


1

Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики: работа с крупой и пластилином.

1

Комбинированный

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Упражнения с крупой. Ученик лепит из пластилина ручку. Ученик пробует заполнить крупой (вдавить в пластилин) рельефно выделенный участок листа бумаги.

2

Формирование элементарных навыков письма. Рисование картины фломастером по точкам.

1

Комбинированный

Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует фломастеры. Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет. Ученик пробует снять колпачок с фломастера. Ученик при помощи учителя рисует фломастером картину по точкам.

3

Формирование элементарных навыков письма. Закрашивание пространства внутри трафарета карандашами.

1

Комбинированный

Ученик самостоятельно и с помощью учителя обследует трафарет. Ученик пробует самостоятельно взять карандаш и закрасить пространство внутри трафарета.

4

Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики: работа с крупой и пластилином.

1

Комбинированный

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Упражнения с крупой. Ученик лепит из пластилина ручку. Ученик пробует заполнить крупой (вдавить в пластилин) рельефно выделенный участок листа бумаги. Упражнения с карандашами на развитие мелкой моторики.

5

Выполнение несложных словесных инструкций. Проведи линию.

1

Комбинированный

Ученик при помощи учителя проводит линии в тетради «в правую сторону», «в левую сторону», «вверх», «вниз». Ученик пробует самостоятельно провести линию в заданном направлении по словесной инструкции учителя.

6

Формирование диалогической речи. Беседа по рельефной картине.

1

Комбинированный

Ученик при помощи учителя и самостоятельно пробует прочитать изображение в тактильной книге. Ученик пробует самостоятельно и при помощи учителя ответить на вопросы по изображению с помощью пиктограмм «да» и «нет».

7

Выполнение несложных словесных инструкций. Дидактическая игра «Лабиринт».

1

Комбинированный

Ученик при помощи и самостоятельно пробует провести сказочного персонажа по лабиринта, следуя словесным инструкциям учителя «направо», «налево», «вверх», «вниз».

8

Формирование элементарных навыков письма. Закрашивание пространства внутри трафарета карандашами.

1

Комбинированный

Ученик самостоятельно и с помощью учителя обследует трафарет. Ученик пробует самостоятельно взять карандаш и закрасить пространство внутри трафарета.

9, 10

Резервный урок.

2





IV четверть – 8 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося


1

Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики: работа с крупой и пластилином.

1

Комбинированный

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Упражнения с крупой. Ученик пробует заполнить крупой (вдавить в пластилин) рельефно выделенный участок листа бумаги. Упражнения с карандашами на развитие мелкой моторики.

2

Формирование элементарных навыков письма. Закрашивание пространства внутри трафарета карандашами.

1

Комбинированный

Ученик самостоятельно и с помощью учителя обследует трафарет. Ученик пробует самостоятельно взять карандаш и закрасить пространство внутри трафарета.

3

Формирование элементарных навыков письма. Рисование картины фломастером по точкам.

1

Комбинированный

Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует фломастеры. Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет. Ученик пробует снять колпачок с фломастера. Ученик при помощи учителя рисует фломастером картину по точкам.

4

Формирование элементарных навыков чтения. Чтение книг с тактильными изображениями.

1

Комбинированный

Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует книгу с тактильными изображениями. Ученик пробует открыть книгу, закрыть, перелистывать. Ученик при помощи учителя и самостоятельно пробует прочитать изображение.

5

Формирование диалогической речи. Беседа по рельефной картине.

1

Комбинированный

Ученик при помощи учителя и самостоятельно пробует прочитать изображение в тактильной книге. Ученик пробует самостоятельно и при помощи учителя ответить на вопросы по изображению с помощью пиктограмм «да» и «нет».

6

Формирование элементарных навыков письма. Рисование картины фломастером по точкам.

1

Комбинированный

Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует фломастеры. Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет. Ученик пробует снять колпачок с фломастера. Ученик при помощи учителя рисует фломастером картину по точкам.

7, 8

Резервный урок

2




Учитель _____________ Клюева Т.Ю.