Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык»»
Русский язык
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Освоение русского языка - неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей не развиты графические навыки. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение русскому языку должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Также необходимо формировать у учащихся элементарные навыки письма и чтения в доступных ему пределах.
Целью обучения по русскому языку является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации. Подготовка к усвоению элементарных навыков письма и чтения в доступных для ребенка пределах.
Темы уроков по предмету «Русский язык» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «развитие речи и окружающий мир», «Тифлографика», «Устная речь», «Чтение», «Математические представления», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Русский язык» направлено на достижение следующих задач в 2019-2020 учебном году:
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;
учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;
учить работать с тетрадью;
формировать знания о принадлежностях для письма;
учить ориентироваться в пространстве листа бумаги, тетради;
формировать элементарные навыки чтения книг с тактильными изображениями;
формировать интерес к чтению тактильных книг.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2019\20 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Формирование элементарных навыков письма. Работа с пальчиковыми красками: постановка точек. | 1 | Изучение нового материала | Ученик знакомится с пальчиковыми красками. Ученик пробует самостоятельно поставить «точки» на листе бумаги. Ученик пробует заполнить пространство листа «точками». |
2 | Речевое развитие. Выражение согласия звуком, жестом, пиктограммой | 1 | Изучение нового материала | Прослушивание потешек, детских стихотворений. Упражнение «Сожми правый кулачок». Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием правого кулачка. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да». |
3 | Речевое развитие. Выражение несогласия звуком, жестом, пиктограммой | 1 | Изучение нового материала | Прослушивание потешек, детских стихотворений. Упражнение «Сожми левый кулачок». Ученик пробует отрицательно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием левого кулачка. Работа с пиктограммой «нет». Ученик пробует отрицательно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «нет». |
4 | Формирование диалогической речи. Выражение согласия-несогласия звуком, жестом, пиктограммой | 1 | Обобщающий | Ученик пробует при помощи учителя выбирать утвердительный или отрицательный ответ на заданный вопрос, озвучивать его звуком и показывать жестом – сжатием кулачка. Работа с пиктограммами «да», «нет». Ученик пробует ответить на вопрос с помощью пиктограмм «да» и «нет». |
5 | Формирование элементарных навыков письма. Работа с пальчиковыми красками: постановка точек. | 1 | Изучение нового материала | Ученик знакомится с пальчиковыми красками. Ученик пробует самостоятельно поставить «точки» на листе бумаги. Ученик пробует заполнить пространство листа «точками». |
6 | Формирование элементарных навыков письма. Принадлежности для письма: карандаш, ручка. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует карандаши и ручки. Ученик выбирает карандаш и ручку. Дидактическая игра «Собери все карандаши». Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет, при необходимости упражнение выполнение с помощью учителя. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев с использованием карандашей. |
7 | Формирование элементарных навыков письма. Рисование картины фломастером по точкам. | 1 | Изучение нового материала | Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует фломастеры. Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет. Ученик пробует снять колпачок с фломастера. Ученик при помощи учителя рисует фломастером картину по точкам. |
8 | Резервный урок | 1 | | |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики: работа с крупой и пластилином. | 1 | Комбинированный | Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Упражнения с крупой. Ученик пробует заполнить крупой (вдавить в пластилин) рельефно выделенный участок листа бумаги. |
2 | Формирование элементарных навыков письма. Ориентировка на плоскости листа: правая сторона, левая сторона. | 1 | Обобщающий, комбинированный | Ученик пробует определить правую и левую сторону листа бумаги, тетради. Упражнения на определение правой и левой стороны. Дидактическая игра «рисуем на правой стороне листа бумаги». |
3 | Выполнение несложных словесных инструкций. Проведи линию. | 1 | Обобщающий | Ученик при помощи учителя проводит линии в тетради «в правую сторону», «в левую сторону», «вверх», «вниз». Ученик пробует самостоятельно провести линию в заданном направлении по словесной инструкции учителя. |
4 | Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики: работа с крупой и пластилином. | 1 | Комбинированный | Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Упражнения с крупой. Ученик пробует заполнить крупой (вдавить в пластилин) рельефно выделенный участок листа бумаги. |
5 | Формирование элементарных навыков письма. Ориентировка на плоскости листа: верх, низ. | 1 | Обобщающий, комбинированный | Ученик пробует определить верхний и нижний край листа бумаги, тетради. Упражнения на определение верха и низа. Дидактическая игра «Солнышко рисуем сверху, а травку - снизу». |
6 | Выполнение несложных словесных инструкций. Проведи линию. | 1 | Обобщающий | Ученик при помощи учителя проводит линии в тетради «в правую сторону», «в левую сторону», «вверх», «вниз». Ученик пробует самостоятельно провести линию в заданном направлении по словесной инструкции учителя. |
7 | Формирование элементарных навыков письма. Принадлежности для письма: тетрадь, пенал. | 1 | Изучение нового материала | Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует тетрадь и пенал. Ученик выбирает тетрадь и пенал. Дидактическая игра «Собери пенал». Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет. Ученик пробует открыть тетрадь, закрыть, перелистывать. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1 | Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики: работа с крупой и пластилином. | 1 | Комбинированный | Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Упражнения с крупой. Ученик лепит из пластилина ручку. Ученик пробует заполнить крупой (вдавить в пластилин) рельефно выделенный участок листа бумаги. |
2 | Формирование элементарных навыков письма. Рисование картины фломастером по точкам. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует фломастеры. Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет. Ученик пробует снять колпачок с фломастера. Ученик при помощи учителя рисует фломастером картину по точкам. |
3 | Формирование элементарных навыков письма. Закрашивание пространства внутри трафарета карандашами. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя обследует трафарет. Ученик пробует самостоятельно взять карандаш и закрасить пространство внутри трафарета. |
4 | Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики: работа с крупой и пластилином. | 1 | Комбинированный | Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Упражнения с крупой. Ученик лепит из пластилина ручку. Ученик пробует заполнить крупой (вдавить в пластилин) рельефно выделенный участок листа бумаги. Упражнения с карандашами на развитие мелкой моторики. |
5 | Выполнение несложных словесных инструкций. Проведи линию. | 1 | Комбинированный | Ученик при помощи учителя проводит линии в тетради «в правую сторону», «в левую сторону», «вверх», «вниз». Ученик пробует самостоятельно провести линию в заданном направлении по словесной инструкции учителя. |
6 | Формирование диалогической речи. Беседа по рельефной картине. | 1 | Комбинированный | Ученик при помощи учителя и самостоятельно пробует прочитать изображение в тактильной книге. Ученик пробует самостоятельно и при помощи учителя ответить на вопросы по изображению с помощью пиктограмм «да» и «нет». |
7 | Выполнение несложных словесных инструкций. Дидактическая игра «Лабиринт». | 1 | Комбинированный | Ученик при помощи и самостоятельно пробует провести сказочного персонажа по лабиринта, следуя словесным инструкциям учителя «направо», «налево», «вверх», «вниз». |
8 | Формирование элементарных навыков письма. Закрашивание пространства внутри трафарета карандашами. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя обследует трафарет. Ученик пробует самостоятельно взять карандаш и закрасить пространство внутри трафарета. |
9, 10 | Резервный урок. | 2 | | |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1 | Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики: работа с крупой и пластилином. | 1 | Комбинированный | Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Упражнения с крупой. Ученик пробует заполнить крупой (вдавить в пластилин) рельефно выделенный участок листа бумаги. Упражнения с карандашами на развитие мелкой моторики. |
2 | Формирование элементарных навыков письма. Закрашивание пространства внутри трафарета карандашами. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя обследует трафарет. Ученик пробует самостоятельно взять карандаш и закрасить пространство внутри трафарета. |
3 | Формирование элементарных навыков письма. Рисование картины фломастером по точкам. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует фломастеры. Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет. Ученик пробует снять колпачок с фломастера. Ученик при помощи учителя рисует фломастером картину по точкам. |
4 | Формирование элементарных навыков чтения. Чтение книг с тактильными изображениями. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует книгу с тактильными изображениями. Ученик пробует открыть книгу, закрыть, перелистывать. Ученик при помощи учителя и самостоятельно пробует прочитать изображение. |
5 | Формирование диалогической речи. Беседа по рельефной картине. | 1 | Комбинированный | Ученик при помощи учителя и самостоятельно пробует прочитать изображение в тактильной книге. Ученик пробует самостоятельно и при помощи учителя ответить на вопросы по изображению с помощью пиктограмм «да» и «нет». |
6 | Формирование элементарных навыков письма. Рисование картины фломастером по точкам. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует фломастеры. Ученик пробует самостоятельно захватить, поднять и удержать выбранный им предмет. Ученик пробует снять колпачок с фломастера. Ученик при помощи учителя рисует фломастером картину по точкам. |
7, 8 | Резервный урок | 2 | | |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.