Общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено на заседании методического объединения протокол № 1 от «28» августа 2024 г. | Утверждаю директор ________ приказ № от «28» августа 2024 г. |
Принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от «28» августа 2024 г. | |
Адаптированная рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
Труд «Технология»
(для 6 класса)
Тогучин
2024
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (предметная область «Технология») включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета, место в структуре учебного плана.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)1 (вариант 2), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания, входящей в состав ФАООП УО.
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Труд (технология)».
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Задачи обучения:
развитие интереса к трудовой деятельности;
формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий из разных материалов.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Программа по труду представлена следующими разделами: «Деревообработка», «Растениеводство». Этот перечень может быть дополнен или заменен другими профилями труда по усмотрению образовательной организации, с учетом местных и региональных условий и возможностей для будущей трудовой занятости обучающегося, а также кадрового обеспечения организации.
Материально-техническое обеспечение образовательной области учебного предмета включает: дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации; оборудование таких предметов как: деревообработка и растениеводство требуют наборов инструментов для обработки различных материалов; горшки, теплички; наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты); проектор, экран, компьютер, копировальный аппарат, носители электронной информации, цифровые фото и видеокамеры со штативом; расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры..
Место учебного предмета «Труд (технология)» в учебном плане.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету в 6 классах рассчитана на 34 учебные недели в год и составляет 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»
Содержание учебного предмета представлено следующими разделами: «Деревообработка» и «Растениеводство».
Раздел «Деревообработка».
Узнавание (различение) материалов (древесный (сырье), крепёжный, покрасочный). Узнавание (различение) инструментов для разметки (для обработки дерева, для соединения деталей). Подготовка рабочего места. Уборка рабочего места.
Раздел «Растениеводство».
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив растения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
проявляет интерес к новым видам деятельности;
сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и пр.);
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
определяет свои желания (устал, люблю двигаться, хочу отдыхать);
проявляет стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
участвует в совместной деятельности во время уроков, подвижных игр, физкультурных минутках и др.;
оказывает посильную помощь по просьбе педагога (убирает инвентарь на место, помогает младшим и «слабым» одноклассникам);
имеет элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
осознает, что определенные его действия несут опасность для него (несоблюдение техники безопасности на уроках);
проявляет негативное отношение к нарушению учебной дисциплины в классе;
проявляет уважение к людям старшего возраста и их трудовой деятельности;
знает основы безопасного поведения во взаимодействии с людьми, в природе, по отношению к животным;
соблюдает порядок на рабочем месте.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ проявляет интерес к новым видам деятельности;
сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и пр.);
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
определяет свои желания (устал, люблю двигаться, хочу отдыхать);
проявляет стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
участвует в совместной деятельности во время уроков, подвижных игр, физкультурных минутках и др.;
оказывает посильную помощь по просьбе педагога (убирает инвентарь на место, помогает младшим и «слабым» одноклассникам);
имеет элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
осознает, что определенные его действия несут опасность для него (несоблюдение техники безопасности на уроках);
проявляет негативное отношение к нарушению учебной дисциплины в классе;
проявляет уважение к людям старшего возраста и их трудовой деятельности;
знает основы безопасного поведения во взаимодействии с людьми, в природе, по отношению к животным;
соблюдает порядок на рабочем месте.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например, керамика, батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты освоения содержания раздела «Растениеводство»
К концу обучения в 6 классе:
используют по назначению инструменты для ухода за растениями;
соблюдают технологический процесс при уходе за комнатными растениями.
Предметные результаты освоения содержания раздела «Деревообработка»
К концу обучения в 6 классе:
удерживают в руках доски;
рассматривают иллюстрации с доступным содержанием;
используют по назначению инструменты для деревообработки;
соблюдают технологический процесс при работе с деревом.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В результате изучения программы по предмету «Труд (технология)» на II этапе формирования готовности к овладению содержанием овладения программного материала у обучающегося будут сформированы ожидаемые базовые учебные действия:
принимает контакт, инициированный взрослым;
принимает контакт, инициированный другим обучающимся;
направляет взгляд на лицо взрослого, на выполняемое задание;
устанавливает контакт с учителем, обучающимися, участвующими в учебном процессе;
ориентируется в учебной среде класса (местах хранения инвентаря и др.)
выполняет простые речевые инструкции (дай, возьми, встань, присядь, подними и др.);
подражает простым движениям и действиям с предметами;
выполняет простые действия с предметами и изображениями по образцу;
выполняет действие по образцу;
использует по назначению учебные материалы;
планирует предстоящую деятельность (в словесном или наглядном плане) с помощью педагога;
ориентируется в последовательности действий согласно предложенному плану;
выполняет задание от начала до конца при значительной / незначительной помощи / самостоятельно.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Календарно-тематический план по предмету
Труд(технология)
6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание, виды деятельности | |
|
| Столярное дело | 52 | |
1 | Вводное занятие. ТБ в столярной мастерской. | 1 | Узнавание материалов для деревообработки. Подготовка рабочего места с помощью. Лес – это богатство нашей Родины. |
2 | Материалы и технологические сведения по деревообработке. | 1 |
3 | Бережное расходование заготовок из древесины. | 1 |
4 | Знакомство с некоторыми техническими свойствами древесины. | 1 | Верстак – это стол для разметки и обработки древесины. Подготовка рабочего места, уборка рабочего места по инструкции и с частичной помощью учителя. |
5 | Инструменты и приспособления. | 1 |
6 | Узнавание инструментов и материалов для деревообработки. | 1 |
7 | Знакомство с устройством столярного верстака. | 1 |
8 | Знакомство с правилами безопасной работы. | 1 |
9 | Узнавание ручных инструментов для обработки древесины. | 4 |
10 | Заготовка деталей и сборка изделия. | 4 |
11 | Подготовительная работа с заготовкой. | 1 |
12 | Шлифовка заготовки наждачной бумагой. | 1 |
13 | Выполнение простейшей разметки по шаблону. | 1 |
14 | Изготовление шаблона заготовки из картона, бумаги. | 1 |
15 | Постановка приёмов работы зачистки шкуркой деталей различной формы. | 1 |
16 | "Солнце". Знакомство с изделием. | 1 | Соблюдение последовательности действий при изготовлении деревянной поделки (с помощью учителя). Сборка поделки (с помощью учителя) |
17 | "Солнце". Разметка заготовки. | |
18 | "Солнце". Шлифовка наждачной бумагой. | 2 |
19 | "Солнце". Нанесение покрытия на изделие. | 1 |
20 | Повторный инструктаж по ТБ. Назначение разметочного инструмента. | 1 |
21 | "Кухонная подставка". Знакомство с изделием. | 1 |
22 | "Кухонная подставка". Разметка заготовки. | 1 |
23 | "Кухонная подставка". Шлифование заготовки наждачной бумагой. | 2 |
24 | "Кухонная подставка". Склеивание деревянных деталей. | 1 |
25 | "Кухонная подставка". Сверление отверстия в заготовке. | 1 |
26 | "Кухонная подставка". Нанесение покрытия на изделие. | 2 |
27 | "Лопатка". Знакомство с изделием. | 1 |
28 | "Лопатка". Разметка заготовки. | 1 |
29 | "Лопатка". Шлифовка заготовки. | 2 |
30 | "Лопатка". Нанесение покрытия на изделие. | 2 |
31 | Подготовка рабочего места. Уборка рабочего места. | 1 | . Формирование умения аккуратной работы с изделием Соблюдение последовательности действий при работе |
32 | "Бабочки". Знакомство с изделием. | 1 |
33 | "Бабочки". Шлифовка заготовки наждачной бумагой. | 2 |
34 | "Бабочки". Склеивание деревянных деталей. | 1 |
35 | "Бабочки". Сверление отверстия в заготовке. | 1 |
36 | "Бабочки". Нанесение покрытия на заготовку. | 2 |
37 | "Бусы". Разметка заготовки. | 1 |
38 | "Бусы". Шлифовка заготовки наждачной бумагой. | 1 |
39 | "Бусы". Нанесение покрытия на изделие. | 1 |
| Растениеводство | 16 | |
40 | Условия для жизни растений. | 1 | Формирование представления о жизни растений. |
41 | Особенности листьев комнатных растений. | 2 |
42 | Ёмкости и инвентарь для комнатных растений. | 2 | Формирование умения поливать растения лейкой |
43 | Уход за комнатными растениями: полив. | 1 |
44 | Практическая работа. Определение необходимости полива. | 1 |
45 | Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев. | 1 |
46 | Ручной инвентарь для посева семян в ящики. | 1 | Формирование умения посева семян. |
47 | Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. | 1 |
48 | Перекапывание почвы. | 1 | Формирование умения перекапывать почву. |
49 | Оформление грядки. | 1 | Формирование умения изготавливать бороздки и лунки на грядке. |
50 | Изготовление бороздки(лунки) на грядке. | 1 | |
51 | Высаживание рассады в открытый грунт. | 1 | Формирование умения ухода за рассадой. |
52 | Полив рассады. | 1 | |
53 | Опрыскивание рассады. | 1 | |
1 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (далее – ФАООП УО).