МБОУ "Чурапчинская СОШ им С.А. Новгородова"
«Согласовано» Заместитель директора по УЧ _____________ (Захарова Е.А.) «_______»___________2018г. | «Утверждаю» Директор __________(Уарова Н.В.) «_______»_____________2018г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 8 вида
ПО ПРЕДМЕТУ "География. Физическая география"
6 класс
Учитель, реализующий программу: учитель географии
Макарова Л.С.
с. Чурапча, 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с умственной отсталостью: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей с интеллектуальной недостаточностью для ___________
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Оценочных практических работ:14.
Контроль и обобщение, коррекция по теме: 8.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно–исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).
Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.
Средства обучения: УМК, Методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.
Планирование составлено на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», во исполнении ст. 79 данного ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Устав образовательной организации;
Авторская программа Т.М. Лифановой для 6 класса, специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: - М.: «Просвещение», под редакцией кандидата педагогических наук И.М. Бгажноковой, 2013 г.
Учебный план образовательной организации;
Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОУ)
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета;
Заключение психолого – медико –педагогической комиссии.
Учебно – методический комплекс
Лифанова Т.М. География. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил./Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 12 – е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 184 с.: ил.
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2018
Скрябина А.О., Пороцкая Т.И. «Физическая география» 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 1995
Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского. «География. Физическая география. 6 класс.»
Ряховские С.В. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география. 6 класс: контрольно-измерительные материалы»
Цели и задачи курса:
Основная цель курса: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию.
Задачи:
- Образовательная:
дать элементарные, но научные и систематические сведения о России, особенностях природы нашей страны, о Земле и ее исследователях;
- Развивающая:
показать особенности взаимодействия человека и природы, помочь усвоить правила поведения в природе, научиться ориентироваться на местности, составлять простейшие планы;
- Воспитательная:
Способствовать развитию патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий;
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного курса 6 кл.
Личностными результатами изучения курса являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, и другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с ОВЗ.
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(предметные результаты)
Учащиеся должны знать:
• что изучает география;
• горизонт, линию и стороны горизонта;
• основные формы земной поверхности;
• виды водоемов, их различия;
• меры по охране воды от загрязнения;
• правила поведения в природе;
• отличие плана от рисунка и географической карты;
• масштаб, его обозначение;
• основные направления на плане, географической карте;
• условные цвета и знаки географической карты;
• распределение суши и воды на Земле;
• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
• расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
• основные типы климатов;
• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
• делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
• читать простейшие планы местности (для начальных классов массовой школы);
• ориентироваться на географической карте, глобусе;
• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).
IV.Содержание учебного курса география 6кл.
Начальный курс физической географии состоит из следующих разделов:
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 ч |
2 | Ориентирование на местности | 3 ч |
3 | Формы поверхности Земли | 2 ч |
4 | Вода на Земле | 5 ч. |
5 | План и карта | 4 ч |
6 | Земной шар | 7 ч |
7 | Карта России | 11 ч |
8 | Внеклассное занятие | 1 ч |
| Итого | 35 ч. |
Введение (2 ч)
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года.
Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1—5 классах.
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года («Живой мир», 1—4 классы, «Природоведение», 5 класс).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1—5 классы. Знакомство с новым учебником.
Ориентирование на местности (3 ч)
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (математика).
Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).
Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
План и карта (4 ч)
Рисунок и план предмета.
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.
План класса.
План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).
Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).
Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.
Изготовление топографического лото.
Формы поверхности Земли (2 ч)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.
Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).
Поверхность нашей местности («Живой мир», 1—4 классы, «Природоведение», 5 класс).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).
Предметы и явления неживой природы (естествознание).
Образование гор (природоведение).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.).
Вода на Земле (5 ч)
Вода на Земле.
Родник, его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, ее части. Горные и равнинные реки.
Использование рек.
Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе («Природоведение», 5 класс).
Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения («Естествознание», 6 класс).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная деятельность).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов:
растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различении берегов и других ее частей.
Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).
Земной шар (3 ч)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий.
Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика).
Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение).
Кругосветные путешествия (история).
Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятельность).
Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.
Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.
Карта России (10 ч)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Работа с контурными картами.
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
Работа с контурными картами.
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа).
Работа с контурными картами.
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.
Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.
Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.
Реки: Лена, Амур.
Озера: Ладожское, Онежское, Байкал.
Работа с контурными картами.
Наш край на карте России.
Повторение начального курса физической географии.
Контрольная работа.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение, 5 класс).
Вода, полезные ископаемые (естествознание, история, 6 класс).
Различение цвета и его оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране.
Внеклассные занятия. 2 ч.
V. Планирование коррекционной работы по географии в 6 классе.
№ | Основные темы программы | Количество часов по теме | Коррекционная работа |
1 | Введение | 2 | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
2 | Ориентирование на местности | 3 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. |
3 | Фомы поверхности Земли | 2 | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция восприятия времени. |
4 | Вода на Земле | 5 | Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. |
5 | План и карта | 4 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Развитие пространственного восприятия. |
6 | Земной шар | 7 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. |
7 | Карта России | 11 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция познавательной деятельности обучающихся. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока. | Часы | Дата. | Основные понятия, словарь. | Выполнение практической части программы. | Д.З. |
I | ВВЕДЕНИЕ (2 часа) |
1 | География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. c. 4-7 | 1 | 04.09-08.09 | География, природа Земли, население, хоз. деятельность. | Знакомство с учебником. Знакомство с физич. картой полушарий. | |
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года. с. 7-13 | 1 | 11.09-15.09 | Сутки, восход, заход, высота Солнца. Продолжительность дня и ночи, равноденствие. Температура воздуха, сезонные изменения. | Чтение и обобщение календарей природы и труда. | |
| | | | | | |
| | | | | | |
II | ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ (3 часа) |
3 | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. | 1 | 18.09-22.09 | Горизонт, поверхность Земли. | Зарисовка линии горизонта. | |
4 | Компас и правила пользования им | 1 | 25.09-29.09 | Компас, строение, обозначение сторон горизонта. | Схематическая зарисовка компаса. ПР.Р. | |
5 | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях. | 1 | 02.10-06.10 | Направления ориентирования, компас, стороны горизонта. | Упражнения в определении сторон горизонта по мест. признакам. ПР.Р. | |
III | ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (2часа) |
6 | Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. | 1 | 09.10-13.10 | Понятие рельефа, формы рельефа. Различие плоских и холмистых равнин | Показ на физической карте России равнин. | |
7 | Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. | 1 | 16.10-20.10 | Образование гор, горы России. Образование вулканов. Вулканы на территории России. Землетрясения. | Моделирование из пластилина горы, зарисовка горы. Показ по физ. карте гор. Зарисовка схемы вулкана в разрезе. ПР.Р. | |
IV | ВОДА НА ЗЕМЛЕ (5 часов) |
8 | Родник, его образование. | 1 | 23.10-27.10 | Образование родников, их значение. Использование подземных вод, | Зарисовка схемы образования родника. ПР.Р. | |
9 | Контрольная работа | | 30.10-03.11 | | ПР.Р. | |
10 | Как люди используют реки. | 1 | 13.11-17.11 | Использование рек в промышленности и с\х. Строительство ГЭС Значение воды в природе и жизни человека. | Показ рек на физ. карте России. | |
11 | Болота, их осушение. | 1 | 20.11-01.12 | Образование болот, болотные пространства, трясина, торф, осушение болот. | | |
12 | Острова и полуострова. | 1 | 04.12-08.12 | Понятие острова и полуострова, отличие, заливы, бухты. | Зарисовка схем острова и полуострова. Показ по карте. Моделирование из пластилина острова и полуострова. ПР.Р. | |
V | ПЛАН И КАРТА (4 часа) |
13 | Рисунок и план предмета. | 1 | 11.12-15.12 | План, рисунок, вид сверху, соотнесение рисунка и плана. | Сравнение рисунка и плана предмета. Зарисовка предметов и их плана (вида сверху). ПР.Р. | |
14 | План класса. | 1 | 18.12-22.12 | Масштаб, план, чертёж. | Чтение планов по условным знакам. ПР.Р. | |
15 | Контрольная работа | 1 | 08.01-12.01 | | ПР.Р | |
16 | Условные знаки физической карты. | 1 | 15.01-19.01 | Легенда карты, знаки физ. карты. | Зарисовка в тетрадях условных знаков карты, прикрепление к соответствующему знаку иллюстрации. ПР.Р. | |
VI | ЗЕМНОЙ ШАР (7 часов) |
17 | Планеты. | 1 | 22.01-26.01 | Другие планеты Солнечной системы. Краткие сведения о планетах. | Зарисовка схемы Солнечной системы (планеты). ПР.Р. | |
18 | Глобус- модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. | 1 | 29.01-02.02 | Глобус, полюса, земная ось, экватор. Изображение воды и суши на глобусе. | Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов. ПР.Р. | |
19 | Распределение воды и суши на Земле. | 1 | 05.02-09.02 | Глобус, карта, легенда карты, цвета воды и суши. | Оформление таблицы названий океанов и материков. ПР.Р. | |
20 | Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. | 1 | 12.02-16.02 | Понятие материка, местоположение. Западное полушарие, материки, Восточное полушарие. Первооткрыватели Америки и Антарктиды. | Обозначение на к\карте данных материков. ПР.Р. (кон. карта) | |
21 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). | 1 | 19.02-23.02 | Солнце- источник жизни на Земле. Теллурий. | Опыт: показ с помощью теллурия смены дня и ночи. ПР.Р. | |
22 | Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. | 1 | 26.02-02.03 | Пять поясов, отличие друг от друга. | Вычерч. в тетради схемы расположения поясов освещённости. Нанесение поясов освещён. на глобус ПР.Р. (кон. карта) | |
23 | Природа умеренных и полярных поясов. | 1 | 05.03-09.03 | Материки умеренных и полярных поясов, Океаны и моря. Природа поясов, деятельность человека. | Прикрепление картинок животных и растений к соответствующему поясу. | |
VII | КАРТА РОССИИ (20 часов). |
24 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России- Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. | 1 | 12.03-16.03 | Понятие границы, приграничных территорий, государства, граничащие с Россией на западе и юге. | ПР.Р. Обозначение границ нашей Родины на к\карте. | |
25 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 | 19.03-23.03 | Выход России в моря и океаны. Приграничные территории. Моря Северного Ледовитого океана. | | |
26 | Острова и полуострова России. с | 1 | 02.04-06.04 | Острова и полуострова Сев. Лед океана, Тихого и Атлантического океанов. Природные и климатические условия, растения, животные, жизнедеятельность людей. | | |
27 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 1 | 09.04-13.04 | Условные цвета на карте. Восточно-Европейская равнина, Среднерусская, Валдайская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность. | | |
28 | Работа с контурными картами. | 1 | 16.04-20.04 | | Обозначение на к\картах низменностей, возвышенностей, плоскогорья. | |
29 | Работа с контурными картами. | 1 | 23.04-27.04 | | Нанесение на к\карту крупнейших месторождений полезных ископаемых: каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа. ПР.Р. | |
30 | Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. | 1 | 30.04-04.05 | Реки Европейской части России, притоки. Использование рек в народном хозяйстве. | | |
31 | Реки: Лена, Амур. | 1 | 07.05-11.05 | Истоки рек, бассейны рек, значение рек в нар. хозяйстве. | | |
32 | Наш край на карте России. | 1 | 14.05-18.05 | ХМАО на карте России. Природные условия, жив. и рас. мир ХМАО | Путешествие по ( по карте). ПР.Р. | |
33 | Контрольная работа за год. | 1 | 21.05-25.05 | | Контрольная работа за четверть ПР.Р. | |
34 | Обобщение | 1 | 28.05-31.05 | | | |
35 | Внеклассное занятие | 1 | декабрь | | | |