Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики
Учитель физики
Борсук Оксана Тимофеевна
Физика
Формирует
Способствует воспитанию высоконравственной личности
- Творческие способности учащихся
- Мировоззрение учащихся
- Убеждения учащихся
Познавательные интересы учащихся складываются из:
- сущность
- практическое применение
- овладение методами познания
Стадии формирования учащихся увлечения учебным предметом.
- От любопытства к удивлению
- От удивления к активной любознательности и стремлению узнать
- К прочному знанию и научному поиску
От любопытства к удивлению
У школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса.
Любопытство перерастает в любознательность.
От удивления к активной любознательности и стремлению узнать
Стремление учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Поддержка у учащихся стремления узнать новое приводит к ощущению ими чувства радости от процесса познания.
Стремление учащихся к прочным знаниям по предмету связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике. В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира.
К прочному знанию и научному поиску
Приемы и средства, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся
- Эвристическая беседа с логической последовательностью вопросов
- Интересные исторические факты
- Использование художественной и научно-популярной литературы
- Использование произведений искусства
- Демонстрационный эксперимент и домашние лабораторные работы
- Занимательный материал
Эвристическая беседа с логической последовательностью вопросов
Позволяет вести беседу целенаправленно и требует от учащихся напряжения умственных сил. Активизация познавательной деятельности, таким образом, определяется на самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов. Например, вопрос «С каким ускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением?» Кроме вопросов, рассчитанных на логическое мышление, часто включаю вопросы и задания, требующие от учащихся высказываний на интуитивном уровне: догадки, выдвижения предположений и т.д. Эти частично-поисковые задания придают беседе исследовательский характер.
Интересные исторические факты
Для микробесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом, на которых говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, значимых исторических событиях для страны, зачастую такие беседы бывают импровизированными. Изучение темы «Вес тела» обязывает меня быть готовой к беседе о невесомости на искусственных спутниках Земли, о космических кораблях и их создателях, о перегрузках и их влиянии на организм. Перед изучением вопроса «М.В. Ломоносов о строении вещества» готовлюсь к беседе об основных, наиболее интересных этапах жизни и деятельности ученого, о его вкладе в развитие науки.
Использование художественной и научно-популярной литературы
Использование художественной и научно-популярной литературы
Способствует закреплению и углублению знаний учащихся, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. При изучении темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор утверждая, что «воз и ныне там»; прошу ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные слова: «Ехала деревня мимо мужика» (тема «Относительность движения»)
Почему «воз и ныне там?»
Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам; Да только воз и ныне там.
Эпиграфы к урокам
Тема «Температура»
Тепло и холод- это две руки природы, которыми она делает почти всё.
Ф. Бекон
Тема «Механические колебания»
Взлетая выше ели не ведая преград,
Крылатые качели летят, летят, летят…
Ю.Энтин
Тема «Строение атомов»
Ещё быть может каждый атом-
Вселенная где сто планет;
Там всё, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, что здесь нет.
В. Брюсов
Использование произведений искусства
Способствует получению глубоких знаний, приобщает учащихся к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус. Важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешения цветов. Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения, рассказываю о психологической особенности восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый – прохлады. При изучении темы «Звуковые явления», говорим о влиянии на человека, на животный и растительный мир классической музыки, рок-музыки; о благотворном воздействии колокольного звона. Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного и музыкального искусства.
Демонстрационный эксперимент и домашние опыты
Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.
Возможности демонстрационного эксперимента в условиях нашей школы ограничены, поэтому активно использую материал из ЦОР по физике и рекомендую ребятам проводить опыты в домашних условиях.
Домашние лабораторные работы
Домашние лабораторные работы в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса; быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях.
Список домашних лабораторных работ по физике в 7 классе.
Тема: Движение и взаимодействие тел
1
Определение пройденного пути из дома в школу.
2
Определение времени затраченного при движении из школы домой.
3
Взаимодействие тел.
4
Определение плотности куска мыла.
5
Тяжел ли воздух?
6
Определение массы и веса воздуха в твоей комнате.
7
Почувствуй трение.
Тема: Работа и мощность
8
9
Вычисление работы, совершаемой учеником при подъеме по лестнице.
Определение мощности, которую ученик развивает при подъеме.
10
Выяснение условия равновесия рычага.
Тема: Строение вещества
11
Взаимное притяжение молекул.
12
13
Как впитывают влагу различные ткани?
Смешиваем несмешивающиеся.
14
Рост кристаллов.
15
Определение зависимости давления газа от температуры.
16
Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.
17
Плавает или тонет?
Домашняя Лабораторная работа №8
Тема: «Вычисление работы, совершаемой ученика при подъеме
с первого на второй этаж школы или дома»
Оборудование: рулетка.
Ход работы:
1.С помощью рулетки измерить высоту одной ступеньки:S 0 .
2.Вычислить число ступенек : n
3.Определить высоту лестницы: S= S 0 *n.
4.Если это возможно, определить массу своего тела, если нет, взять
приблизительные данные : m, кг.
5.Вычислить силу тяжести своего тела : F=mg
6.Определить работу: А=F*S.
7.Заполнить таблицу:
8.Сделагь вывод.
S 0 , м
n, шт.
S, м
m, кг
F, Н
А, Дж
Список домашних лабораторных работ по физике в 8 классе
Тема: Механические явления
1
Определение потенциальной энергии своего тела при качании на
качелях или съезжании с горки.
Тема: Колебания и волны
2
Наблюдение колебаний маятника.
3
4
Исследование механических волн.
Орган в бутылке.
Тема: Тепловые явления
5
Парниковый эффект в банке.
Тема: Изменение агрегатных состояний вещества
6
Вызови тучу.
7
Вызови дождь.
Список домашних лабораторных работ по физике в 9 классе
Тема: Электрические явления
- Наблюдение явлений статического электричества в быту.
- Расчет экономии электроэнергии.
Тема: Магнитные явления
Тема: Оптические явления
- Какого цвета небо.
- Заставь цвета исчезнуть.
Занимательный материал
Вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.
Использую следующие занимательные формы работы:
- кроссворды, ребусы;
- вопросы-парадоксы;
- загадки, пословицы, поговорки с физическим содержанием;
- сочинение сказок, рассказов о физических явлениях;
- шуточные задачи и вопросы;
- разыгрывание сценок;
- рисунки.
Требования к занимательному материалу
- Должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа.
- Должен вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями.
- Должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.
- Должен соответствовать увлечениям учеников.
- Должен быть ярким, эмоциональным моментом урока.
1
2
6
5
13
10
9
16
12
18
11
3
8
14
7
4
17
15
Основные понятия МЕХАНИКИ
Вопросы к кроссворду
По горизонтали:
2. Прибор для измерения массы тела
3. Движение тела вдоль траектории
5. Прибор, измеряющий скорость движения
6. Единица измерения времени
7. Наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия
10. Раздел физики, изучающий звуковые волны
13. Одна из характеристик периодического движения
14. Единица измерения силы в СИ
15. Величина равная произведению массы тела на его скорость
16. Величина, бывает мгновенной, средней
17. Единица измерения частоты
18. Единица измерения работы
По вертикали:
1. Время одного колебания
3. Вектор, проведённый из начального положения движущейся точки в её конечное положение
4. Упругие волны с частотой более 20 кГц
6. Мера механического воздействия на тело
8. Линия движения тела
9. Английский учёный, открывший закон деформации упругих тел
11. Взаимное притяжение тел
12. Величина, иногда измеряется в лошадиных силах
Ребусы по физике
Ребусы по физике скрывают в себе зашифрованные физические термины,
величины, явления. Под каждым ребусом вы сможете найти верный ответ.
ЧАСТОТА
ЭКРАН
Место занимательности на уроке может быть различным.
Проблемная ситуация.
Тема «Кипение»
Сказка:
Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
«Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».
Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?
Тема «Архимедова сила»
Что весит больше килограмм гвоздей или килограмм пуха?
Практическое применение
Шуточные задачи из книги «Физика» Г. Остера.
- В каких мальчиках быстрее движутся молекулы в простуженных
или здоровых?
- Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались
какие-то два ему неведомые явления. Одно при каждой остановке толкало
Петю вперёд, а другое, когда вагон трогало - дёргало назад. Что зто за
хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
- - Слушай, Торричелли,- сказал однажды Галилей, - раз мы все бродим
по дну воздушного океана, как по дну кастрюли, давай рассчитаем давление
атмосферы по формуле давления столба жидкости: Р= gph . Это же раз
плюнуть! Что на это ответил Торричелли?
Задачи Шерлока Холмса.
- -Пожалуйста, к столу,- сказала почтенная миссис, приглашая Ш.Х. – Блины вкусны тогда, когда горячие.
Чтобы они оставались такими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетённый проволочный поднос. Прошу отведать.
- Лучше их ставить на деревянную подставку, а не на металлическую, - посоветовал Холмс
На чём основан его совет?
- Хозяйка дома, где был Ш.Х. в гостях, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Холмс сказал: «На улице холодно»
Как он это определил?
Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность ребят.
Спасибо
за внимание!