В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.
Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно – волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала.
При активизации познавательной деятельности на более высоком уровне с учетом активности мыслительной деятельности нужно развивать логическое мышление. Средствами, применяемыми в этом случае, выступают: эвристическая беседа, задания на сравнение и систематизацию материала, экспериментальные работы учащихся, логико-поисковые самостоятельные работы и т.п.
Восприятие внешнего мира начинается от живого созерцания, связанного с чувственными воздействиями на человека. Эти воздействия могут проявляться при наблюдении явлений в окружающем нас мире.
Явления можно наблюдать и в специально созданных условиях, например, в физическом кабинете. В этом случае имеют дело с физическим экспериментом. Окружающие нас физические объекты претерпевают различные изменения, т.е. происходят физические процессы или явления.
Задача физики – объяснить происходящее явление, причину его возникновения, но для этого нужно обнаружить явление среди многообразных проявлений природы, установить научный факт. Поэтому первым этапом изучения явления в науке является наблюдение. Но и ограничиться простым наблюдением нельзя. Явление нужно изучать глубоко и обстоятельно. Необходимо создать определенные условия протекания явлений и менять их в соответствии с планом исследования, то есть проводить физический эксперимент.
При проведении эксперимента на уроках физики воспроизводится не только физическое явление, но и выясняется взаимосвязь и зависимость протекания явления от изменения условий в данном эксперименте.
В новых условиях работы школы, в условиях возрастающего потока учебной информации и большой плотности учебного материала наряду со словесными и другими методами обучения соответствующее место должен занимать и физический эксперимент. Это тем более важно, что при обучении в школе он еще недостаточно полно используется в настоящее время.
Физический эксперимент, как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников.
Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем.
При правильно построенном объяснении материала учитель не только дает учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность.
Учитель должен попытаться вызвать у учащихся интерес к теме: привести интересные факты, связанные с историей установления закона; показать опыты, на которые учащиеся могут найти ответ в ходе объяснения и т.д. Важно лишь при этом не затратить много времени и не отвлечь внимания учащихся от предстоящего объяснения. Перед объяснением учитель должен не только назвать и записать тему урока, привлечь к ней внимание учащихся, но и указать им те познавательные задачи, которые на данном уроке будут решаться. Учащиеся должны представлять, как эти задачи будут решаться: будет ли ответ найден из наблюдений и анализа опыта или выведен теоретически на основе ранее изученных законов и закономерностей.
Познавательная роль физики
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубиться в суть познаваемого.
Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания - теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.
На первой стадии у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.
Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Стараюсь так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.
Следующая стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем - возможность их объяснения; потом - глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира.
В беседах говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, причем беседу нужно проводить эмоционально. Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников, которые связаны с их жизнью.
Поэтому при прохождении темы "Тепловые двигатели" я провожу урок-семинар, предварительно дав учащимся следующее задание:
· выяснить, каково применение тепловых двигателей:
· узнать о перспективах использования тепловых двигателей;
· составить представление о планах выпуска тепловых двигателей и их использование в нашей стране.
Ребята такие задания выполняют с удовольствием, проявляют активность, и урок - семинар проходит живо, интересно, ученики хорошо запоминают применения тепловых двигателей, понимают, где и почему они используются.
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, подбираю систему следующих в логической последовательности вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих от учащихся напряжения умственных сил. Например, вопрос "С каким ускорением падают тела разной массы?" я формулирую иначе: "Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением?"
Использование художественной и научно - популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Например: изучая с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова "Лебедь, рак и щука", пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что "воз и ныне там"; при изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок из стихотворения С.Я. Маршака "Вот какой рассеянный". Об относительности движения привожу стихотворение "Движение" А.С. Пушкина. Разбор в классе содержания этих строк позволяет учащимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения.
При изучении физики школьники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Так, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги - радуга; интерференцией и дифракцией - игра цвета на водной поверхности водоемов; преломлением света - миражи; электромагнитными и оптическими процессами - великолепие северных сияний.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание: "Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды". Ученик должен ознакомиться с его содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу.
Домашний эксперимент: "Определите объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу". Правильность определения объема картофелины отражает умение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнению работы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление и получение результатов.
При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода.
Примеры домашних экспериментальных заданий:
- Определите предел измерения и цену деления шкалы рулетки. Какие физические величины можно измерить, определить с помощью рулетки? Вычислите площадь поверхности письменного стола и объем спальной комнаты. Выразите результаты вычислений в м2 и м3.
- Вычислить давление производимое при ходьбе и стоя на месте, зная свою массу и площадь ботинка.
- Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу?
Активизировать учащихся могут занимательные формы работы. В их числе - работа с кроссвордами по физике. Даю задание учащимся, чтобы придумали кроссворды по изучаемому материалу, должны быть зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний.
На уроках кроссворды применяю для проверки усвоения фактического материала учащимися, загадывание физических терминов провожу так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; это позволит шире и глубже охватить изучаемый материал. Разумеется, я не ограничиваюсь кроссвордами, заимствованными из литературы или составленными мной.
Применяя различные формы обучения: тренировочные задания, тесты, самостоятельные работы, контрольные работы, физические диктанты, физические КВНы, различные внеклассные мероприятия; применение новых технологий на уроке, тем самым активизируем познавательную деятельность учащихся.
Задачи дают ученику возможность осмыслить существенные признаки понятия, рассмотреть физические явления на уровне фактов, физических величин и физических закономерностей. Благодаря различным проверкам знаний можно получить информацию о знаниях, умениях, навыках, полученных в процессе изучениях нового материала, закрепления.
В своей деятельности применяю ТСО, компьютер, презентации, каждый год провожу предметные недели, выпускаю стенгазеты, применяю интернет – ресурсы. Все эти работы ведут к активизации познавательной деятельности учащихся.
Одним из методов активизации учеников является проведение различных конкурсов по физике , одним из них является конкурс "Юный физик"
Положение
о районном конкурсе-марафоне для учащихся 7-8 классов
« Юный физик»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия организации и проведения районного марафона для учащихся 7-8 классов;
1.2. Марафон направлен на активизацию интереса к изучению физики, на популяризацию имен ученых и призван формировать естественнонаучное мировоззрение учащихся.
1.3. Марафон проводится в рамках подпроекта «Одаренные дети»;
1.4. Марафон проводится в форме интеллектуальной игры
2. Цели проведения конкурса:
2.1.Организация работы с одарёнными детьми, формирование их естественнонаучного мировоззрения
2.2.Создание творческих коллективов, объединенных общей целью, для развития способностей детей 7-8 классов и раскрытия их творческого потенциала.
2.3.Активизация интереса учащихся к людям, вписавшим в историю физики особые страницы своим научным подвигом и целеустремленной деятельностью.
2.4.Популяризация имен знаменитых физиков.
3.Задачи конкурса:
3.1.Создать атмосферу творчества на базе решения творческих, частично-поисковых и развивающих заданий;
3.2.Создать условия для командной и личностной самореализации;
3.3.Выявить и поддержать наиболее активных участников.
3.4.Создать условия для командной и личностной самореализации;
3.5.Выявить и поддержать наиболее активных участников.
4.Участники конкурса:
4.1. Участниками конкурса являются учащиеся 7-8 классов школ района, объединённые в команды по 5 человек, подавшие заявку на участие до 15 декабря (приложение).
4.2. От одной школы может быть представлена только одна команда
5. Оргкомитет и жюри конкурса:
5.1. Оргкомитет конкурса является основным координирующим органом по подготовке и проведению турнира.
5.2. Оргкомитет:
5.2.1.определяет и корректирует сроки проведения марафона;
5.2.2.определяет порядок регистрации участников и состав жюри;
5.2.3.разрабатывает критерии оценки конкурсных работ;
5.2.4.ведет необходимую документацию по организации и проведению марафона;
5.2.5.представляет аналитические материалы по итогам марафона;
5.2.6.оказывает необходимую организационную и методическую поддержку образовательным учреждениям, участвующим в конкурсе.
5.3Жюри конкурса:
5.3.1.является его основным аттестационным органом;
5.3.2.организует проверку конкурсных работ;
5.3.3.готовит представление в оргкомитет на награждение,
5.3.4.ведет необходимую документацию.
6. Содержание конкурса:
Конкурс состоит из 2 этапов
1 тур:
1 этап - заочный - подготовка и презентация домашнего задания. Проводится до 1 февраля.
Домашнее задание - подготовка и презентация научно-исследовательского проекта. На конкурсе каждая команда будет иметь возможность представить презентацию домашнего задания, которое будет оценено жюри.
Презентация домашнего задания представляется в оргкомитет на электронном носителе до 25 января .Оцениваться проекты будут жюри заочно по следующим критериям:
1.методическое соответствие (наличие цели, задач, их раскрытие)
2.полнота раскрытия темы
3.использование специфических эффектов (звука, видеосъёмки и пр.)
6 команд набравших наибольшее количество баллов по результатам первого тура проходят во второй тур.
2 тур:
1 этап - личное представление команды, название, девиз, приветствие и презентация проекта (презентует проект капитан, регламент- 5-7 минут);
2 этап - интеллектуальная игра (по принципу «Своей игры»), в результате которой будут определены победители двух туров.
7.Критерии оценки:
За решение теста каждый участник команды может набрать 20 баллов, то есть максимальный общий балл команды - 100 баллов. Тест будет включать вопросы программы 7-8го класса (в виде теста части А).
Приветствие команды, название, девиз оцениваются по 5-ти балльной шкале. Презентация проекта оценивается максимально в 30 баллов (оценка будет включать мнение жюри и оргкомитета).
В интеллектуальной игре вопросы будут иметь различную стоимость (от 5 до 25 баллов).
7.1. Критерии оценивания проектов
Проект на тему в своём презентационном варианте может содержать от 15 до 25 слайдов, полностью раскрывать тему явления, может иметь музыкальное сопровождение и специфические эффекты, представлен на электронном носителе в формате MicrosoftPowerPoint 2003. Печатная версия презентации желательна.
8.Подведение итогов и награждение победителей
Победители и призеры (1-3 место) награждаются грамотами и призами.
Приложение
к положению районного конкурса-марафона
«Юный физик»
В оргкомитет районного конкурса-марафона
«Юный физик»
Заявка на участие в конкурсе «Юный физик»
учащихся 7-8-х классов МБОУ ______________СОШ
Состав команды:
№п/п | Фамилия Имя участника | класс | Руководитель |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |