Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики
Анисимова В. В.,
учитель физики
МБОУ « СОШ №3 с УИОП» г. Котовска
Формирование у учащихся мотивов учения тесно связано с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Мышление так же, как учебно-познавательная деятельность в целом и любая другая деятельность, вызывается потребностями, которые превращаются в мотивы, стимулирующие эту деятельность. Мотив (побудительная причина, довод в пользу чего-либо, повод к какому-либо действию) рассматривают как интегральное свойство личности (сплав интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств), как причину, побуждающую учебную деятельность разного содержания и характера, как исходный момент учебной деятельности. Познавательные мотивы - побуждения, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности. Одним из наиболее действенных познавательных мотивов является познавательный интерес. «Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса». Познавательный интерес может быть средством обучения, выступать в качестве мотива, а на более высоком уровне он становится свойством личности, т.е. переходит в эмоционально-познавательную направленность личности. Интересы имеют индивидуальный характер.
Учащиеся различаются как по качеству интересов, так и по их характеру (по степени выраженности, устойчивости, глубины и т.п.). В процессе развития познавательного интереса можно выделить три основных этапа. Первым этапом является возникновение любопытства, являющегося естественной физиологической реакцией на все новое. На втором этапе при создании определенных условий любопытство может переходить в любознательность. По своему психологическому содержанию любознательность близка к интересу. Отличается она от интереса неустойчивостью, слабой направленностью. Однако пробуждение любознательности является одним из наиболее значимых результатов педагогического воздействия, способствующего формированию устойчивого интереса, который появляется на третьем этапе.
Таким образом, существует два вида интереса, связанные между собой: эпизодический, или ситуативный, и стойкий, переходящий при благоприятных условиях в личностную направленность обучаемого. Эпизодический интерес, как правило, обусловливается методами преподавания нового материала, а также и его содержанием. В отличие от эпизодического интереса устойчивый интерес, ставший направленностью личности, существенным образом не зависит от методов преподавания материала, а целиком определяется его содержанием. Познавательный интерес развивается наиболее эффективно в том случае, если он проходит последовательно выделенные этапы:
любопытство - любознательность - эпизодический интерес — устойчивый познавательный интерес - направленность личности.
На всех этапах своего развития познавательный интерес характеризуется тремя чертами:
- положительным эмоциональным отношением к деятельности;
- наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью
познания;
- наличием мотива, непосредственно идущего от самой деятельности.
Другими словами, это означает, что деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься независимо от других мотивов (долга, необходимости и пр.), которые могут помочь возникновению интереса, но сами по себе в отдельности не определяют его сущности.
Интерес, возникающий к предмету познавательной деятельности (под предметом познавательной деятельности в данном случае понимается как объект изучения, так и сама деятельность, связанная с его изучением), может быть поддержан различными путями. Для возникновения познавательного интереса наиболее существенно- создание внешних условий, позволяющих получить большое количество впечатлений и информации; накопление минимума знаний и некоторого опыта, дающего возможность начать соответствующую деятельность. Для успешного формирования устойчивого интереса предмет познавательной деятельности должен быть выбран таким образом, чтобы процесс овладения им вызывал потребность в получении новой информации.
Само содержание школьного курса физики является одним из источников формирования познавательных интересов. Этому способствуют такие особенности учебного предмета физики, как логическая стройность и красота физических теорий, возможность экспериментальной проверки основных теоретических положений, парадоксальность физических знаний, красота и лаконичность физического «языка», возможность прогнозирования физических явлений и опытов. К особенностям учебного предмета «физика» можно отнести и его социально-практическую значимость:
элементы новизны при получении новых знаний путем логического анализа изученных явлений и законов;
жизненную значимость содержания учебного материала;
возможность применения полученных знаний на практике и при изучении других предметов;
неожиданность (для учащихся) многих выводов из изученных закономерностей, результатов решения задач, данных, полученных при выполнении лабораторных работ;
возникновение эстетических переживаний при демонстрации физических опытов и явлений.
Занимательность при изучении физического материала может реализована через создание особых ситуаций, подбор содержания изучаемого материала и форм его изложения. Я.И.Перельман (автор «Занимательной физики») выделил следующие приемы, способствующие формированию познавательного интереса: 1) иллюстрация положений науки событиями современности; 2) привлечение примеров из техники; 3) использование художественной литературы, легенд, сказаний; 4) рассмотрение различных фантастических ситуаций; 5) использование софизмов и парадоксов; 6) анализ бытующих предрассудков; 7) неожиданные сопоставления; 8) рассмотрение примеров, взятых из повседневной жизни; 9) анализ математических «фокусов», использование подвижных и настольных игр;
10) обсуждение примеров использования физических закономерностей на сцене, на эстраде, в цирке и кино; 11) экскурсы в историю науки.
Формирование мотивов учения и развитие познавательных интересов способствуют решению других задач обучения физике - формированию глубоких и прочных знаний, мировоззрения, развитию мышления. Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала. Приемы и методы создания мотивации разнообразны, каждый учитель имеет свой набор. Приведу некоторые из них:
- обращение к жизненному опыту учащихся,
- ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах,
- создание проблемной ситуации,
- использование занимательного сюжета, ролевой подход,
- выдача заданий разного уровня сложности,
- прием “трудная задача”,
- исторический экскурс к истокам изучаемых вопросов,
- более глубокое освещение отдельных проблем,
- решение задач практического содержания с использованием компьютерных технологий, в том числе из других предметных областей,
- выполнение творческих работ с использованием информационно-коммуникационных технологий,
- использование интерактивных форм организации учебных занятий (игровые уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.).
Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.
Информационные источники
Перельман Я.И. Занимательная физика.-Римис, 2018 г.
Методика обучения физике в средней школе. https://fizmet.org/ru/L1.htm