СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  о приемах активизации познавательной деятельности на уроках физики.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики»



Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики


Анисимова В. В.,
учитель физики
МБОУ « СОШ №3 с УИОП» г. Котовска



Формирование у учащихся мотивов учения тесно связано с за­дачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Мышление так же, как учебно-познавательная деятельность в целом и любая другая деятельность, вызывается потребностями, которые превращаются в мотивы, стимулирующие эту деятель­ность. Мотив (побудительная причина, довод в пользу чего-либо, повод к какому-либо действию) рассматривают как интегральное свойство личности (сплав интеллектуальных, волевых и эмоциональных ка­честв), как причину, побуждающую учебную деятельность разно­го содержания и характера, как исходный момент учебной дея­тельности. Познавательные мотивы - побуждения, связанные с содержа­нием и процессом учебной деятельности. Одним из наиболее действенных познавательных мотивов яв­ляется познавательный интерес. «Сущность познавательного интереса заключается в стремле­нии школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса». Познавательный интерес может быть средством обучения, выступать в качестве мотива, а на более высоком уров­не он становится свойством личности, т.е. переходит в эмоцио­нально-познавательную направленность личности. Интересы имеют индивидуальный характер.

Учащиеся разли­чаются как по качеству интересов, так и по их характеру (по сте­пени выраженности, устойчивости, глубины и т.п.). В процессе развития познавательного интереса можно выде­лить три основных этапа. Первым этапом является возникнове­ние любопытства, являющегося естественной физиологической реакцией на все новое. На втором этапе при создании опреде­ленных условий любопытство может переходить в любознатель­ность. По своему психологическому содержанию любознатель­ность близка к интересу. Отличается она от интереса неустойчи­востью, слабой направленностью. Однако про­буждение любознательности является одним из наиболее значи­мых результатов педагогического воздействия, способствующе­го формированию устойчивого интереса, который появляется на третьем этапе.

Таким образом, существует два вида интереса, связанные меж­ду собой: эпизодический, или ситуативный, и стойкий, переходя­щий при благоприятных условиях в личностную направленность обучаемого. Эпизодический интерес, как правило, обусловливает­ся методами преподавания нового материала, а также и его со­держанием. В отличие от эпизодического интереса устойчивый интерес, ставший направленностью личности, существенным об­разом не зависит от методов преподавания материала, а целиком определяется его содержанием. Познавательный интерес развивается наиболее эффективно в том случае, если он проходит последовательно выделенные этапы:

любопытство - любознательность - эпизодический интерес — ус­тойчивый познавательный интерес - направленность личности.

На всех этапах своего развития познавательный интерес харак­теризуется тремя чертами:

- положительным эмоциональным отношением к деятельности;

- наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью
познания;

- наличием мотива, непосредственно идущего от самой дея­тельности.

Другими словами, это означает, что деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься независимо от других мотивов (долга, необходимости и пр.), которые могут по­мочь возникновению интереса, но сами по себе в отдельности не определяют его сущности.

Интерес, возникающий к предмету познавательной деятель­ности (под предметом познавательной деятельности в данном случае понимается как объект изучения, так и сама деятель­ность, связанная с его изучением), может быть поддержан раз­личными путями. Для возникновения познавательного интереса наиболее существенно- создание внешних условий, позволяющих получить большое количество впечатлений и информации; накопление минимума знаний и некоторого опыта, дающего возможность начать соответствующую деятельность. Для успешного формирования устойчивого интереса предмет познавательной деятельности должен быть выбран таким обра­зом, чтобы процесс овладения им вызывал потребность в получе­нии новой информации.

Само содержание школьного курса физики является одним из источников формирования познавательных интересов. Этому способствуют такие особенности учебного предмета физики, как логическая стройность и красота физических теорий, возмож­ность экспериментальной проверки основных теоретических по­ложений, парадоксальность физических знаний, красота и лако­ничность физического «языка», возможность прогнозирования физических явлений и опытов. К особенностям учебного предмета «физика» можно отнести и его социально-практическую значимость:

  • элементы новизны при получении новых знаний путем логического анализа изученных явлений и законов;

  • жизненную значимость содержания учебного материала;

  • возможность применения полученных знаний на прак­тике и при изучении других предметов;

  • неожиданность (для уча­щихся) многих выводов из изученных закономерностей, результа­тов решения задач, данных, полученных при выполнении лабора­торных работ;

  • возникновение эстетических переживаний при де­монстрации физических опытов и явлений.

Занимательность при изучении физического материала может реализована через создание особых ситуаций, подбор содержания изучаемого материала и форм его изложения. Я.И.Перельман (автор «Занимательной физики») выделил следующие приемы, способствующие формированию познавательного ин­тереса: 1) иллюстрация положений науки событиями современности; 2) привлечение примеров из техники; 3) использование художественной литературы, легенд, сказаний; 4) рассмотрение различных фантастических ситуаций; 5) использование софизмов и парадоксов; 6) анализ бытующих предрассудков; 7) неожиданные сопоставления; 8) рассмотрение примеров, взятых из повседневной жизни; 9) анализ математических «фокусов», использование подвиж­ных и настольных игр;

10) обсуждение примеров использования физических законо­мерностей на сцене, на эстраде, в цирке и кино; 11) экскурсы в историю науки.

Формирование мотивов учения и развитие познавательных ин­тересов способствуют решению других задач обучения физике - формированию глубоких и прочных знаний, мировоззрения, раз­витию мышления. Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала. Приемы и методы создания мотивации разнообразны, каждый учитель имеет свой набор. Приведу некоторые из них:

- обращение к жизненному опыту учащихся,

- ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах,
- создание проблемной ситуации,

- использование занимательного сюжета, ролевой подход,
- выдача заданий разного уровня сложности,
- прием “трудная задача”,

- исторический экскурс к истокам изучаемых вопросов,

- более глубокое освещение отдельных проблем,

- решение задач практического содержания с использованием компьютерных технологий, в том числе из других предметных областей,

- выполнение творческих работ с использованием информационно-коммуникационных технологий,

- использование интерактивных форм организации учебных занятий (игровые уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.).

Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.


Информационные источники


  1. Перельман Я.И. Занимательная физика.-Римис, 2018 г.

  2. Методика обучения физике в средней школе. https://fizmet.org/ru/L1.htm