СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы взаимодействия участников образовательного процесса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

   При активной стратегии, при активных методах взаимодействия акцент переносится с лекционных методов к обсуждению, а учебный процесс основан на диалоговом подходе. У учащихся появляется возможность получить ответы на волнующие их вопросы. Использование активной стратегии требует от преподавателя не только постоянной коммуникации с учащимися, но и высокого уровня компетенции по рассматриваемым вопросам.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы взаимодействия участников образовательного процесса»

Активные методы взаимодействия участников образовательного процесса

Ляпаева Людмила Ивановна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №1» г. Новый Уренгой»

При адекватном подходе к подбору методов и приемов пассивная, активная и интерактивная методики приводят к высокой эффективности и результативности урока, в том числе и с точки зрения знаний, которые получат ученики. Учитель в своей работе сочетает разные стратегии и сам находит оптимальный баланс их использования, ориентируясь на сложившуюся ситуацию, уровень подготовленности учеников, их запросы и направления развития образовательного учреждения. Поэтому пассивная стратегия ни в коем случае не означает негативную ее характеристику. При пассивной стратегии преподаватель, занимающий центральное место на занятии передает имеющуюся у него информацию. Преобладает монологовый режим общения. (Учитель говорит, а ученики его слушают). Помимо учителя в качестве источника информации может выступать текст, фильм, музыкальное произведение или любая другая иллюстрация. Сегодня всё более популярным становится использование компьютерных презентаций в преподавании. Один лишь факт включения компьютерных технологий в преподавание не дает основания классифицировать используемые методы как интерактивные. Но пассивная стратегия ни в коем случае не означает негативную ее характеристику.

При активной стратегии, при активных методах взаимодействия акцент переносится с лекционных методов к обсуждению, а учебный процесс основан на диалоговом подходе. У учащихся появляется возможность получить ответы на волнующие их вопросы. Использование активной стратегии требует от преподавателя не только постоянной коммуникации с учащимися, но и высокого уровня компетенции по рассматриваемым вопросам.

Учащиеся уже не пассивные слушатели, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Поощряется любая инициатива и творчество. Но преподаватель всегда оставляет за собой право определять основные направления движения в процессе обучения.

Суть интерактивной стратегии или метода кругового взаимодействия заключается в организации учебного взаимодействия в группах. Учитель становится организатором образовательного процесса. Он регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее задания и вопросы), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учащихся между собой. Интерактив основан на признании того факта, что сегодня учитель не может учить всему всегда – ученики в ряде случаев должны больше полагаться на себя и свои возможности.

Таким образом, следует отметить, что активная и интерактивная стратегия в большей степени вовлекают учащихся в работу на уроке, но если в первом случае активность построена на взаимодействии с учителем, то во втором учащиеся в большей степени общаются друг с другом.

Еще раз подчеркну, что на уроке учитель сочетает пассивную, активную и интерактивную стратегии.

Методы и приемы интерактивной методики:

  1. Работа в парах группах;

  2. Творческая работа;

  3. Составление кластера;

  4. Кейс-технология.

Кластер- это графическая организация материала, показывающая смысловое поле и структуру содержания темы или отдельного понятия. Слово "кластер" в переводе означает «пучок, созвездие». Ключевое слово записывается в центре, а от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны. На концах лучей записываются слова, раскрывающие содержание ключевого понятия. Эти слова также можно" распаковать" в виде новых кластеров. 
В своей педагогической деятельности применение кластера является первой необходимостью в ходе объяснения новой темы и ходе опроса домашнего задания. Считаю, что такая форма работы на уроках и дома предоставляет равные творческие возможности учащимся разных умственных способностей. В ходе применения кластеров мною отмечен тот факт, что несомненно активизировался творческий потенциал учащихся, появился интерес к учебе, в частности - интерес выполнения домашнего задания.

Кейс-технологии, с одной стороны, противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-технологий – анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

При изучении сказки К.Паустовского группам учащихся были предложены следующие задания:

1) Составить диафильм по теме «Так Филька совершил злодейство»;

2) Ответить на вопрос: «Осознает ли свою вину Филька? Сможет ли ее искупить?» (кейс-метод);

3) Составить кластер: «На ком и каким образом отразился злой поступок Фильки».

Интересным получился кластер: злой поступок отразился на чувствах коня («Слеза скатилась у коня из глаз», на жителях деревни (замерзли колодцы-люди остались без воды), на образе природы («Ревела, обезумев, Метель»)

Обучающиеся с интересом подошли к выполнению творческого задания - составлению диафильма. Ни одна деталь не осталась не замеченной юными режиссерами.

При изучении темы «Причастие» в 7 классе провела урок-проект «Роль причастного оборота в текстах разных стилей».

В основе проекта - развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Урок ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную и групповую. В ходе урока со своими проектами, презентациями выступают 4 группы учащихся

Тема проекта 1 группы: «Использование причастного оборота в текстах научного стиля». Творческая группа исследовала тексты научного стиля, чтобы узнать, используются ли причастные обороты в данном стиле, с какой целью, как часто. Материалом для исследования послужили учебники алгебры, геометрии, русского языка, биологии, географии, обществознания.

Тема проекта 2 группы: «Использование причастного оборота в текстах публицистического стиля». Творческая группа исследовала тексты данного стиля для того, чтобы узнать о роли причастного оборота в этом стиле, и произвели цифровой анализ. Материалом для исследования послужили газеты «Восход», «Труд», «Подметки», журнал «Игромания».

Тема проекта 3 группы: «Использование причастного оборота в текстах художественного стиля». Творческая группа поставила перед собой задачу: узнать, как часто используются причастные обороты в текстах художественного стиля и с какой целью. Материалом для исследования взяли повести Чехова «Степь» (3 главы), «Супруга», «Жена», 10 стихотворений А.А.Фета, трагедию А.С.Пушкина «Скупой рыцарь».

Тема проекта 4 группы« Роль причастного оборота в текстах разных стилей». Творческая группа поставила перед собой задачи: произвести цифровой анализ использования причастных оборотов в текстах разных стилей; показать изобразительными средствами отличительные признаки употребления причастных оборотов в текстах научного, публицистического и художественного стилей

Уроки - проекты учат ребят умению работать в группе, прислушиваться к чужому мнению, ставить перед собой цели и достигать их, повышают интерес учащихся к предмету.

Считаю, что интерактивную методику полезно применять на уроках русского языка при обучении написанию сочинения – части С. Литература всегда дает нам нравственные ориентиры, показывает путь к истине. В суетный наш век люди читают мало, и писатели стали обращаться к жанру коротких рассказов-миниатюр, например, «Мгновения» Ю.Бондарева, «Зерна» В.Крупина, «Камешки на ладони» В.Солоухина, «Крохотки» А.Солженицына. « Таким образом скорее можно настичь бегущего, вечно занятого работой, затурканного бытом современного читателя,»-писал В.П.Астафьев в предисловии к сборнику рассказов «Затеси». Такие рассказы очень полезно брать для анализа на уроки подготовки к сочинению в формате ЕГЭ на начальном этапе. После прочтения рассказа учитель делит класс на творческие группы. Каждая группа выполняет свое задание: формулирует проблему, комментирует проблему, находит в тексте или формулирует позицию автора и т.д.

При анализе рассказа современного талантливого писателя 90-х годов Юрия Буйды «Продавец добра» по данной схеме учащиеся пришли к общему мнению: Ю.Буйда в рассказе утверждает, что человек живет тогда, когда он приумножает опыт души. В этом воплощается истинная, необъяснимая любовь к самой жизни, хотя путь человека, идущего дорогой добра, - трудный, трагический путь. Подтверждение данной мысли автора нашли в произведениях Солженицына (рассказ «Матренин двор») и А. Платонова («Юшка»). Также вспомнились пословицы о добре: Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются; Красота до вечера, а доброта на век.

Итак, интерактивная методика позволяет активизировать деятельность учащихся, формирует личностные качества ученика: самостоятельность, умение работать в группе, повышает мотивацию к предмету.