СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Амфотерные соединения.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки учеников к ЕГЭ и олимпиадам. Рассмотрены реакции со щелочами при сплавлении и в растворах, а также способы разрушения комплексных соединений.

Просмотр содержимого документа
«Амфотерные соединения.»


Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по химии.

Одно из заданий высокого уровня сложности (оно входит в третью часть экзаменационной работы - задание С2), проверяет знания о свойствах веществ, в том числе и амфотерных свойствах.

Для успешного выполнения этого задания нужно знать и способы разрушения комплексных солей. В учебной литературе этому материалу уделяется недостаточно внимания. Ни в одном отдельно взятом пособии он подробно не рассматривается.

Оксиды и гидроксиды многих переходных металлов имеют амфотерные свойства. Они нерастворимы в воде, но взаимодействуют и с кислотами, и со щелочами. При подготовке к ЕГЭ нужно усвоить материал о свойствах соединений цинка, бериллия, алюминия, железа, хрома. Рассмотрим основные реакции на примере цинка, алюминия и их соединений.

    1. Основные свойства при взаимодействии с сильными кислотами:

ZnO + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O

Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O

    1. Кислотные свойства при взаимодействии со щелочами:

а) Реакции при сплавлении.

Формулу гидроксида цинка записывают в кислотной форме H2ZnO2 (цинковая кислота).

H2ZnO2 + 2NaOH = Na2ZnO2 + 2H2O (цинкат натрия)

ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 + H2O

Кислотная форма гидроксида алюминия H3AlO3 (ортоалюминиевая кислота), но она неустойчива, и при нагревании отщепляется вода: H3AlO3 – H2O = HAlO2, получается метаалюминиевая кислота.

По этой причине при сплавлении соединений алюминия со щелочами получаются соли – метаалюминаты:

Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O

Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O

б) Реакции в растворе происходят с образованием комплексных солей: Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2 [Zn(OH)4]

ZnO + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] -

тетрагидроксоцинкат натрия.

Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]

Al2O3 + 2NaOH + 3H2O = 2Na[Al(OH)4] -

тетрагидроксоалюминат натрия.

При взаимодействии соединений алюминия со щелочами в растворе получаются разные формы комплексных солей:

Na[Al(OH)4] - тетрагидроксоалюминат натрия,

Na3[Al(OH)6] - гексагидроксоалюминат натрия,

Na[Al(OH)4 (H2O)2] - диакватетрагидроксоалюминат натрия.

Форма соли зависит от концентрации щелочи.

Соединения бериллия - ВеО и Ве(ОН)2 - взаимодействуют со щелочами аналогично соединениям цинка, соединения хрома (III) и железа (III) - Cr2O3, Cr(OH)3, Fe2O3, Fe(OH)3 - аналогично соединениям алюминия, но оксиды этих металлов взаимодействуют со щелочами только при сплавлении.

Cr2O3 + NaOH = NaCrO2 + H2O –

метахромит натрия, хромат (III) натрия.

Fe2O3 + 2NaOH = 2NaFeO2 + H2O –

феррит натрия, феррат (III) натрия.

При взаимодействии гидроксидов этих металлов со щелочами в растворе получаются комплексные соли с координационным числом 6.

Гидроксид хрома (III) легко растворяется в щелочах.

Cr(OH)3 + 3NaOH = Na3[Cr(OH)6

гексагидроксохромат (III) натрия.

Гидроксид железа (III) имеет очень слабые амфотерные свойства, взаимодействует только с горячими концентрированными растворами щелочей: Fe(OH)3 + 3NaOH = Na3[Fe(OH)6] -

тетрагидроксоферрат (III) натрия.

Из рассматриваемых металлов с растворами щелочей взаимодействуют только Ве, Zn, Al:

Be + 2NaOH + 2H2O = Na2[Be(OH)4] + H2­ -

тетрагидроксобериллат натрия.

2n + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2­

2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2­

Железо и хром с растворами щелочей не реагируют, эти реакции возможны только при сплавлении с твёрдыми щелочами.

При рассмотрении способов разрушения комплексных солей можно выделить несколько случаев:

  1. При действии избытка сильной кислоты получается две средних соли и вода:

NaAl(OH)4 + 4HClизб. = NaCl + AlCl3 + H2O

K3Cr(OH)6 + 6HNO3 изб. = 3KNO3 + Cr(NO3)3 + 6H2O

  1. При действии недостатка сильной кислоты получается средняя соль активного металла, амфотерный гидроксид и вода:

NaAl(OH)4 + HClнед. = NaCl + Al(OH)3 + H2O

K3Cr(OH)6 + 3HNO3 нед. = 3KNO3 + Cr(OH)3 + 3H2O

  1. При действии слабой кислоты получается кислая соль активного металла, амфотерный гидроксид и вода:

NaAl(OH)4 + H2S = NaHS + Al(OH)3 + H2O

K3Cr(OH)6 + 3H2CO3 = 3KHCO3 + Cr(OH)3 + 3H2O


  1. При действии углекислого или сернистого газа получается кислая соль активного металла и амфотерный гидроксид:

NaAl(OH)4 + CO2 = NaHCO3 + Al(OH)3

K3Cr(OH)6+ 3SO2 = 3KHSO3 + Cr(OH)3

  1. При действии солей, образованных сильными кислотами и катионами Fe3+, Al3+ и Cr3+ происходит взаимное усиление

гидролиза, получается два амфотерных гидроксида и соль активного металла:

3NaAl(OH)4 + FeCl3 = 3Al(OH)3 + Fe(OH)3 + 3NaCl

K3Cr(OH)6 + Al(NO3)3 = Al(OH)3 + Cr(OH)3 + 3KNO3

6. При нагревании выделяется вода:

NaAl(OH)4 = NaAlO2 + 2H2O

K3Cr(OH)6 = KCrO2 + 2H2O + 2KOH

Для отработки умений можно выполнить следующие задания:

  1. Составить уравнения четырёх возможных реакций между растворами гексагидроксохромата (III) калия, хлорида алюминия, сероводорода, соляной кислоты.

Ответ:

1) K3Cr(OH)6 + AlCl3 = Cr(OH)3 +Al(OH)3 + 3KCl

2) K3Cr(OH)6 + 3H2S = 3KHS + Cr(OH)3 + 3H2O

  1. K3Cr(OH)6 + 6HCl изб. = 3KCl + CrCl3 + 6H2O


  1. K3Cr(OH)6 + 3HCl нед. = 3KCl + Cr(OH)3 + 3H2O

2. Даны водные растворы гексагидроксохромата натрия, сернистого газа, бромида железа (III), гидроксида натрия.

Напишите уравнения четырёх возможных реакций между ними.

3. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между растворами гексагидроксоалюмината калия, карбоната калия, угольной кислоты, хлорида хрома (III).

4. Осуществить превращения:


HCl NaOH NaOH изб. H2SO4 t

ZnO  y zy  ZnO

KOH Н2O KOH HCl

Al  Al(OH)3 yz  Al(OH)3

спл.



Г.С. Основская,

учитель химии средней школы № 7

г. Великие Луки Псковской области.