Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Верхотурский»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
Аналитический отчет
учителя технологии
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №46»
Составитель:
Бармина
Наталия Геннадьевна
учитель технологии
МАОУ «СОШ№46»
Верхотурье
2020
Содержание
Введение | 3 |
1. Аналитическая часть | 5 |
1.1 Уровень и динамика качества образования | 7 |
1.2 Результаты внеурочной деятельности | 10 |
1.3 Использование современных технологий | 12 |
1.4. Использование оборудования для оснащения кабинета «Технология» | 14 |
1.5. Выполнение функций классного руководителя | 16 |
1.4 Обобщение и распространение опыта | 17 |
2. Проектная часть | 18 |
3. Заключение | 19 |
Список литературы | 20 |
Введение
«...Мы вступаем в новую эру воспитания,
целью которого является скорее открытие,
нежели обучение»
Маршал Маклюэн
Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений, технических средств и информационных систем и многого другого. Современный мир динамичен. Что было современно и модно вчера - сегодня уже не актуально.
Наше время - это время перемен. Наша страна остро нуждаются в новом поколении людей – со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду так, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям. Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность.
Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия для формирования у обучающихся навыков работы с современным технологичным оборудованием и освоением современных технологий, через развитие критического мышления, творческой и познавательной деятельности. Нужно, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В связи с этим актуальной становится проблема повышения познавательной мотивации, развития творческого и критического мышления у обучающихся через введение в образовательный процесс технологий развивающего обучения для формирования компетенций у обучающихся.
Именно школьный возраст – время, когда закладываются основы творческой личности. Отсюда вытекает противоречие между тем, что обществу, государству необходимо, чтобы в молодежи были заложены творческие качества и стремление познать новое, но в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка.
Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Опираясь на федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственного образовательный стандарт основного общего образования, ФК ГОС (10-11 классы), а также концепцию преподавания учебного предмета «Технология», в межаттестационный период целью моей педагогической деятельности является: создание условий для формирования у обучающихся базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием и освоением современных технологий, через развитие критического мышления, творческой и познавательной деятельности, профессионального самоопределения и творческой самореализации.
Для реализации данного направления были поставлены следующие задачи:
- апробировать современные педагогические технологии, направленные на развитие интереса к предмету технология, формирование hard и soft компетенции;
- разработать и внедрить дидактические и методические материалы для формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии;
- провести мониторинг результативности обучения и обобщить результаты работы.
- представление своего педагогического опыта и повышение квалификации в различных формах педагогического взаимодействия.
Объект исследования: процесс формирования и развития творческих качеств личности обучающихся через проектную деятельность с 5-8класс.
Предмет исследования: применение современных педагогических технологий в учебной деятельности обучающихся на уроках труда.
Гипотеза: если в процессе обучения предмету «Технология» в системе применять современные педагогические технологии: проектные, личностно-ориентированные, ИКТ, здоровьесберегающие, игровые как условие развития информационных компетенций, то это будет способствовать формированию и развитию познавательного интереса и творческих способностей у обучающихся.
Цель аналитического отчёта: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за межаттестационный период, а также анализ эффективности формирования и развития интереса к предмету обучающихся с применением современных педагогических технологий в условиях образовательного учреждения.
Аналитическая часть
Преподаю предмет «технология» в МАОУ «СОШ №46» с 2006 года. Основные направления моей профессиональной деятельности:
За период моей работы в данном учебном заведении выявила следующие проблемы:
Недостаточное развитие исследовательской грамотности учащихся, низкий уровень познавательной активности (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
Разный уровень развития способностей учащихся;
Недостаточный уровень у обучающихся умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся, строю на активизации познавательной деятельности учеников на уроках технологии, развитии творческого потенциала учащихся. Помогаю ученикам освоить такие приемы, которые позволят расширить полученные знания самостоятельно, т.е. научить осуществлять поиск информации, производить ее структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки. Создаю условия для формирования у учащихся адекватной самооценки. Способствую формированию коммуникабельности, умения работать в команде. Стараюсь давать свободу для самовыражения, так как ребенок развивается только в деятельности. На уроках большое внимание уделяю созданию благоприятного психологического климата на уроках и дополнительных занятиях. Ребята с удовольствие идут на занятия, им приятно находиться на уроках и общаться, как с учителем, так и с друг с другом. Особенно радостно, когда работа га уроке приносит им эмоциональное удовлетворение. Это отражается в мониторинге самооценки, который я провожу на каждом занятии.
Для повышения познавательного интереса к предмету провожу нестандартные уроки: уроки – генерации идей, уроки- прототипирования, ментальные карты, уроки-исследования, урок-откровение корзина идей, кластеры, кейсы, мозговой штурм, творческий отчет деловые игры, BarCamp или антиконференция, дуэль, виртуальная экскурсия, викторина, урок мудрости, профессиональные пробы.
Основной целью моей педагогической деятельности является создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации личности ребенка, умеющей использовать приобретенные навыки в практической деятельности и повседневной жизни, творчески решать поставленные задачи, способной к профессиональному самоопределению.
Для достижения данной цели:
систематически провожу тематический учет знаний учащихся;
использую дифференцированный подход в обучении;
разрабатываю собственные ЦОР по технологии и применяю их в своей педагогической деятельности;
провожу активную деятельность в области здоровьесбережения;
прохожу обучение на курсах повышения квалификации для повышения профессиональной компетентности.
Провожу активную деятельность в области здоровьесбережения на уроках технологии. Свою деятельность строю с учетом требований СанПин. С ребятами во время уроков делаем зарядку для снятия напряжения с глаз, что снижает усталость и помогает сохранить зрение. Часто использую стихотворные варианты для проведения подвижных физических минуток на уроках. Создаю максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся. Стараюсь как можно чаще говорить о здоровом образе жизни и настроить на него школьников.
В зависимости от целей и задач изучения учебного материала использую формы: коллективная (при разработке проектов), групповая, парная (выполнение проектов, практические работы, работа по карточкам, написание рефератов), индивидуальная. Все это обеспечивает включенность учащихся в образовательный процесс.
Дополнительный материал, применяемый на уроках, способствует развитию интереса к предмету. Метод рассказа занимает небольшую часть урока и постоянно используется с другими методами: беседой, презентацией, работой с книгой. Рассказ обогащаю методическими приемами: зарисовкой на доске, схемами, таблицами, демонстрацией натуральных объектов, муляжей, моделей, элементами презентаций. Сочетание беседы с наблюдением, опытами позволяет успешно выполнять практические работы по моделированию, макетированию, прототипированию по материаловедению, кулинарии и другим разделам.
Уделяю особое внимание творческому развитию учащихся. Одним из методов является проектный, который учитывает и развивает индивидуальные способности учащегося, формирует общеучебные умения, способствует эффективному развитию трудовых навыков обучающихся. Использованные методы (проектный, исследовательский) позволяет учитывать и развивать индивидуальные способности учащихся.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин. Работа над проектом дает возможность ученицам объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, аккуратность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивание и в то же время сотрудничество.
Практическое использование знаний при выборе практических работ направлены на формирование гибких специальных способностей у учащихся:
- уметь использовать различные источники информации;
- уметь сотрудничать и работать в команде;
- уметь планировать свою деятельность;
- уметь участвовать в принятии групповых решений;
- уметь оценивать свои учебные достижения.
В результате моей работы значительно активизировалась деятельность учащихся на уроке, школьники легче и быстрее усваивают материал.
Преподавание предмета ведется по УМК В. Д. Симоненко. Технология (Универсальная линия (5-8)
Рабочая программа учителя по учебному предмету «Технология» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Она реализуется в предметной линии учебников "Технология" для 5–8 классов (универсальная линия), подготовленных авторским коллективом (Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, О.В. Яковенко). Данная программа сочетает в себе два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», что дает возможность использования УМК в малокомплектных школах и неделимых классах.
Уровень и динамика качества образования и мотивации
Моя мониторинговая деятельность состоит из нескольких этапов. Подготовительный этап включает в себя определение цели, сбор информации об уровне обученности. Этап сбора информации проходит через педагогическое наблюдение, беседы и контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся, что позволяет дать количественные характеристики качества результатов обученности учащихся. Регулярно провожу вводную, промежуточную и итоговую контрольные работы.
По итогам мониторинга, проводимого образовательной организацией при 100% успеваемости имею положительную динамику качества знаний: теоретические знания на «5» и «4» -81%, имеют практические навыки-92%.
Отслеживаю индивидуальные учебные достижения учеников и динамику развития учащихся. Практикую различные виды проверки и контроля знаний (тесты, рефераты, сообщения, защита проектов, взаимоконтроль, самоконтроль), которые позволяют быстро получить информацию о промежуточных результатах усвоения материала.
Полученные результаты я обрабатываю с помощью количественных методов. Это дает мне материал для этапа анализа, на котором я выявляю соответствие или не соответствие полученного результата, рассматриваю его эффективность, делаю выводы и намечаю программу коррекции учебных целей, форм и методов обучения с целью повышения эффективности.
Из графика видно, что 8 % обучающихся 5-8 классов проявляют низкий уровень владения предметом и нуждаются в коррекционной работе (см. Рис 1). Большая доля учеников обладает нормальным уровнем знаний 81%. Есть и ученики с повышенным уровнем.
Следующие мониторинговое исследование проводилось в феврале 2019 (см. Рис 2). Согласно полученным данным, наблюдается рост показателей. Увеличивается доля обучающихся, имеющих нормальный уровень усвоения материала. Проводилось исследование в течение года 3 раза (см. Рис 3).
Рис1. Рис2.
Рис 3.
Из приведенных данных, так же виден рост показателей. Благодаря проведенному мониторинговому исследованию был зафиксирован рост показателей качества обучения. Таким образом, результаты мониторинговых исследований показывают, что уровень обученности остается стабильным, это подтверждают годовые отметки. Обучающиеся овладели прочными знаниями, успеваемость составила 100%, качество обучения в среднем составило 84%. Это позволяет говорить об успешном пользовании на уроках всех возможностей образовательного пространства.
Для определения уровня мотивации были проведены тесты по вопросникам М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой. Результаты мониторингового исследования представлены на рисунках №1-3.
По данным мониторинга видно, что достаточно большая доля обучающихся имеют недостаточную мотивацию к учебной деятельности по состоянию на октябрь 2018.
Рис. 1 Рис.2
Рис. 3
Мониторинг учебной мотивации проводился 3 раза за год. Из полученных данных можно сделать вывод о положительной динамике в области учебной мотивации.
Апробирую в практику мониторинг сформированности гибких компетенций учащихся основной школы.
В целях успешного усвоения учебного материала отслеживаю результаты учебной деятельности через задания разного уровня сложности.
Кроме этого регулярно провожу мониторинг развития творческих способностей.
Результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность - это особая форма взаимодействия учителя и ученика. Это такое взаимодействие когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает знания, исследует новые факты и делает выводы, когда он может проявить собственное "Я". Это процесс сотрудничества учителя и ученика.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи внеурочной деятельности по технологии:
- выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере деятельности;
- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, расширять рамки общения в социуме.
Внеурочная работа по предмету технология является важнейшей составной частью моей профессиональной деятельности. В 2018-2019г проводила дополнительные занятия в 5-7 классах по изготовлению оформления и атрибутов к школьным мероприятиям: День Знаний, конкурс инсценировок сказок на новый лад, постановка новогоднего представления, концерт 9 мая, вечер встречи выпускников. Целью которых является углубление знаний по декоративно-прикладному искусству, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учениц в процессе самостоятельного получения знаний и умений с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий. Результаты деятельности были продемонстрированы на мероприятиях.
В 2019-2020 учебном году в рамках дополнительного образования реализую дополнительные общеразвивающие программы «Робототехника» и «Я – лидер» в рамках работы центра «Точка роста». Они направлены на расширение и углубление содержания раздела базового курса технологии.
Творческие способности учащихся востребованы при подготовке и участии в предметных олимпиадах и внеклассных мероприятиях. Олимпиадные задания носят нестандартный характер, выполнение этих заданий ограничено временем, учащиеся не имеют права пользоваться источниками знаний. Предметные олимпиады предполагают отличные базовые знания предмета, ярко выраженный интерес и мотивированность на изучение предмета, погружение в деятельность.
Олимпиаду в ежегодно проводим на школьном уровне, так как уже 2 года муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников по технологии не проводится.
Результаты школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников |
Год | класс | кол-во участников | балл | статус |
2018 | 6а | 10 | 45 | победитель |
2018 | 6б | 8 | 42 | призер |
2018 | 7А | 10 | 43 | призер |
2018 | 7б | 7 | 36 | призер |
2018 | 10 | 5 | 40 | призер |
2019 | 6а,б | 12 | 45 | победитель |
2019 | 7а | 8 | 39 | призер |
2019 | 7б | 8 | 41 | призер |
Ученики 5-6 классов с удовольствием участвовали в школьной метапредметной неделе «Рождественская сказка». Каждый из ребят получил сертификат участника, унес с собой разные изделия и много положительных впечатлений. Ребята выразили горячее желание поучаствовать в этом мероприятии в следующем году.
Провожу мастер - классы для ребят на интересующие их темы. Одна из самых любимых тем это "Вышивка лентами". Освоив технику работы девочки применяют ее в повседневной жизни. А также популярностью пользуются «Бросовый материал», «Картон», в этом году «Моделирование».
17.01.2019 года организовала мастер-класс по керамике для учащихся 8 классов. Девочкам было предложено слепить подставку под горячее в технике "Лепка жгутами". Получились красивые работы, а главное что они унесли с собой новые знания, умения и конечно же положительные впечатления.
Мои ученики принимают участие в различных районных мероприятиях: краеведческие чтения «Люби и знай свой край родной» (2017), выставка «Рождественский сувенир», конкурс «Подросток и закон» 2019 год, конкурс детского творчества «Пасхальные перезвоны» (2017), конкурс творческих проектов по образовательной области «Технология» (2019 г., 2 и 3 место), конкурс новогодних игрушек, фестиваль детского творчества для детей с ОВЗ «Мы все можем» (2019).
В рамках данной деятельности обучающиеся принимают участие в учебно - практических конференциях с творческими и исследовательскими проектами («Цветочный интерьер», 2018 год, «Куклы бывают разные или кукольная история»,2017 год, «Мода и экология» 2017, проект по созданию предприятия «Формирование комфортной среды: Семейная столовая» 2019год, проект «Декор своими руками» 2019 год). В рамках реализации ФГОС ООО, с целью выполнения направления «проектная деятельность» в 2019 году была организована школьная конференция для учащихся 9 классов, где ребята достойно защитили свои проектные работы по технологии: «Интересная профессия…ВОСПИТАТЕЛЬ»,«Профессия - дизайнер»,«Мода и геометрия»,«Футболист… кто это?»
Желание каждого учителя - привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию интереса, активизации учебной деятельности, повышению уровня практической направленности технологии и развитию творческих способностей, помогает правильно организованная внеурочная деятельность.
Использование современных технологий
В своей педагогической деятельности использую современные образовательные технологии, так как применение данных технологий делает урок интересным, развивающим, соответствующим требованиям ФГОС.
Технологии, которые использую на уроках:
Эффективный метод развивающего обучения, это коллективное обучение, где педагог выступает в роли тьютора. Коллективный способ обучения – технология, во время которой каждый учит каждого. Дети работают в парах, группах, индивидуально. Во время проведения урока в данной технологии необходимо новый материал разбить на небольшие отдельные законченные отрывки. Ученики класса могут работать как в одной группе, так и в нескольких, все зависит от количества учеников в классе. Оптимальный вариант - в группе – 4-6 учеников. Именно четное количество детей дает возможность полноценно поработать в парах. Предварительно учащимся раздается новый материал по теме урока, разделённый на небольшие законченные по смыслу отрывки, которые учащиеся должны изучить, а за тем донести информацию до своих одноклассников. Конечно же неотъемлемым этапом данного урока является определение темы урока, его целей, рефлексия, самооценка и взаимооценка. Для этого на уроке должен быть разработан оценочный лист, в котором прослеживаются все этапы урока и критерии оценивания по каждому из них.
Информационно-коммуникативная технология используется на уроках технологии и вносит в урок яркость и неповторимость. Презентации и электронные образовательные ресурсы являются сегодня непосредственным помощником в проведении урока. Это мультимедийные презентации, видеоролики, музыкальное сопровождение, различные интернет ресурсы. Всё это активизирует познавательную деятельность учащихся, мотивирует к изучению предмета.
Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Проект учениками выполняется как индивидуально, так и в парах и группах. На уроке учащимся невозможно качественно выполнить проект из-за недостаточного количество отведённого времени на его выполнение, поэтому выполнение проекта продолжается на кружке или в домашних условиях, как выполнение домашнего задания.
Технология 3D – моделирования – это одна из новых технологий. Различные компьютерные программы так же помогают решать инженерно –технологические задачи, развивать пространственное мышление, логику. При моделировании 3D Paint, SketchUp, SweetHome 3D. Так, при изучении темы «Интерьер дома», можно использовать программу SweetHome 3D. В данной программе учащиеся могут построить дом, создавать интерьер дома. Работая в программе, ученики самостоятельно размещают окна, двери, продумывают размещение комнат, их размер, подбирают мебель по размеру и цвету, украшают интерьер комнатными растениями и многое другое. Выполнив все построения и размещения по дому можно совершить 3D прогулку. Кроме этого
Одной из современных технологий на уроках технологии, является проектная деятельность. Проектная деятельность заключается в разработке и изготовлении нового продукта учеником под руководством учителя и постепенно переходит в самостоятельную деятельность школьника. Изготавливая изделие, учащийся учится проектировать, моделировать, изготавливать изделие, анализировать, оценивать, вносить поправки, корректировать, работать на различном оборудовании. Во время работы над проектом, ученик должен продумать до мелочей свой продукт деятельности, зарисовать эскиз изделия, на основе которого должен построить чертёж, выполнить его моделирование, найти оптимальные способы обработки, изготовить изделие, оформить документацию. Ученик должен уметь работать над творческим и исследовательским проектом, понимать в чем разница одного от другого. Творческий проект состоит из двух частей: изготовление изделия и разработка документации на изделие. В моей практике организация проектной деятельности учащихся занимает важное место в организации развивающего учебного пространства, как на уроках так и во внеклассной работе.
Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика. Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность.
Игровая технология может применяться на уроках технологии. В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры. Особенности игры в старшем школьном возрасте — нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу. Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны учебные деловые игры. Это могут быть игры итоговые, выявляющие усвоения знаний по разделу программы, по всей программе полностью, например, «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером», игры, направленные на развитие профессиональных качеств учащихся, деловые игры, профессиональные пробы, например, игра «Устройство на работу» и другие. Игра на роке является активным методом обучения. Учащиеся, во время проведения такого урока, являются активными участниками игры. В игре использую: загадки, ребусы, пословицы и поговорки, кроссворды, пазлы, сказки.
Кладовая знаний - информационные источники: учебник, энциклопедии, журналы и др. Современные источники информации будут доступны тем кто научится работать ней.
Умение работать с текстом является главной учебно-познавательной компетенцией, которой должны овладеть учащиеся в школе. Не секрет, что сейчас дети мало читают и даже учебник, который в большинстве своем, содержит информацию для запоминания и не мотивирует познание. Необходима специальная работа по формированию умений работать с текстом: вычленять главное, преобразовывать текст в тезисы, таблицы, схемы. Если эта работа ведется регулярно, то ученик понимает её значимость для саморазвития. Повышается уровень активности, характеризующийся стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Учебный предмет технология представляет возможности для формирования данной компетенции, так как формулы, схемы и таблицы являются важной составляющей предмета.
Для формирования навыка самостоятельной индивидуальной деятельности учащихся на уроке изучают и прорабатывают технологические карты. В качестве домашней работы ребятам предлагается самостоятельно разработать технологическую карту и изготовить изделие.
1.4. Использование оборудования для оснащения кабинета «Технология»
Принципиальное значение для реализации требований образовательного стандарта по технологии является обеспеченность инструментами, оборудованием и расходными материалами.
Технические характеристики применяемого оборудования соответствуют психофизиологическим возможностям школьников 5-8 классов, учебное оборудование должны быть компактным и при этом состав учебного оборудования должен обеспечивать возможность выполнения всех основных технологических операций, предусмотренных примерными учебными программами, при безусловном выполнении требований безопасности труда.
В настоящее время в практику преподавания вводятся принципиально новые носители информации. В связи с открытием «Точки роста» усовершенствованы технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных мультимедийных средств обучения (был заменено цифровое оборудование). Приобретен новый компьютер для учителя с современными техническими характеристиками, что позволяет выстраивать учебный процесс с применением новых программ и возможностей.
Кроме этого произошло обновление материально-технической базы технологического образования школьников. Появились новые виды ручных инструментов для обработки различных материалов, начинает использоваться ручной электроинструмент, на занятиях находят применение малогабаритные настольные многофункциональные станки. Поэтому практическое наполнение программы происходит исходя из возможностей ОО. Есть в наличии и используется на занятиях по технологии: швейные машины, оверлок, утюги, гладильные доски, электрическая плита, холодильник, 3Д оборудование (3Д принтер), ПО для 3-Д моделирования, конструкторы для практико-ориентированного изучения устройства и принципов работы механических моделей различной степени сложности для глубокого погружения в основы инженерии и технологии, квадрокоптеры, аккумуляторные дрели-винтоверты, наборы сверл и бит, многофункциональный инструмент (предназначен для шлифования, резьбы, гравировки, фрезерования, полировки), клеевые пистолеты, цифровые штангенциркули, электрические и ручные лобзики, канцелярские ножи, а также расходные материалы для практических работ.
Структурирую учебный материал, дополняя его новым содержанием, практическими работами, перераспределяя часы для изучения отдельных разделов и тем, учитывая возможности МАОУ «СОШ №46», социально-экономическими условиями, местными и национальными традициями, интересы, потребности и индивидуальные способности обучающихся.
Одним из передовых направлений науки и техники является образовательная робототехника, которая затрагивает информатику (изучается программирование), физику (рассматриваются физические принципы работы датчиков), технологию (создание моделей роботов), окружающий мир (создаются модели на основе представителей живого мира), черчение (чертежи моделей).
Использование образовательной робототехники в преподавании технологии является необходимостью, которая делает современную школу конкурентоспособной, а урок по-настоящему эффективным и продуктивным для всех участников образовательного процесса. Использование конструкторов позволяет взглянуть на школьные предметы по-новому.
1.5. Выполнение функций классного руководителя
1.6 Обобщение и распространение опыта
Задача учителя - соответствовать времени, поэтому регулярно прохожу курсовую подготовку, участвую в семинарах и вебинарах. Мной были прослушаны:
Электронный курс "Как организовать проектную деятельность в школе"
Электронный курс "Активные методы обучения"
Проектирование современного урока технологии в условиях реализации ФГОС ООО (заканчиваю обучение)
Осуществляла экспертную деятельность, в качестве члена жюри на муниципальном конкурсе «Лучшее профессиональное портфолио педагога» 2017г.
Участвую в работе ШМО, общаюсь с коллегами, использую для саморазвития печатные издания и интернет-ресурсы.
Я не только учусь у своих коллег, но и имею возможность представлять и распространять опыт своей профессиональной деятельности, а значит вносить свой вклад в повышение качества образования.
Транслировала опыт практических результатов своей профессиональной деятельности: представила опыт работы на заседаниях методического объединения учителей технологии по вопросам концепции развития предметной области «Технология». Выступала по темам на муниципальных мероприятиях: информационно - методический день «Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» 2018 год, «Будущее начинается сегодня. Как выстроить стратегию?» 2019 год, научно- технический форум «Век науки, век инноваций» 2020 год.
Имею публикации своих разработок на порталах «Знанио», Всероссийский информационно образовательный портал «Академия педагогических проектов» диплом 1 место в номинации «Методическая разработка учителя технологии» (2019год).
Успешно прошла Всероссийское тестирование педагогов на портале «Единый урок», по направлению «Учитель технологии (труда) в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС» (2018год), Всероссийское тестирование «Радуга талантов» по направлению «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности»(2017год).
Являлась участником Всероссийского дистанционного конкурса "Учитель года России – 2019», Всероссийского конкурса «Программа выявления и развития одаренных детей в условиях реализации ФГОС» (диплом 1 место,2019). В 2019 году являлась победителем муниципального конкурса методических разработок в номинации «Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО по предмету «Технология»
С 2019 года являюсь школьным организатором направления «Профориентация», а также школьным координатором проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов «Билет в будущее». Имею сертификат участника Всероссийской программы по развитию системы профориентации «Zасобой»2019г.
Сведения о повышении квалификации:
2018год, ООО «Столичный учебный центр», ОП «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС», 72 часа;
2018 год, АНОДПО «Центр профессионального развития ПРОФИ», ОП «Проектно-исследовательская деятельность учащихся в начальной и основной общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО», 8 часов,;
2019 год, ГАОУ ДПО СО «ИРО», ОП «Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС СОО», 16 часов;
2019 год, ФГАО «Фонд новых форм развития образования», ОП «Современные проектные методы развития высокотехнологичных предметных навыков обучающихся предметной области «Технология»,36 часов;
2019 год, ФГАО «Фонд новых форм развития образования», ОП «Гибкие компетенции проектной деятельности», 36 часов;
2019 год, ГАОУ ДПО СО «ИРО», ОП «Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС СОО»,16 часов.
2. Проектная часть
На современном этапе образования, задачи отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования отражают те задачи, которые ставит перед собой каждый учитель. Цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В основу Федерального государственного стандарта второго поколения и концепции преподаваний образовательной области «Технология» положены новые принципы построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике, становится основным направлением образовательного процесса. Поэтому дальнейшую педагогическую деятельность планирую нацелить на развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности. И ставлю перед собой следующие задачи:
• создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
• продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей;
• способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных;
Планируемые результаты:
- повышение качества образованности учащихся;
- повышение познавательного интереса к предмету;
- развитие интеллектуальной и исследовательской культуры учащихся по технологии, умения самостоятельно приобретать и применять знания;
Заключение
Хорошие результаты учебной деятельности обучающихся указывают на разумное внедрение в педагогическую деятельность эффективных технологий, позволяющих школьникам овладеть трудовыми навыками которые помогут им в реальной жизни вне школы.
В межаттестационный период старалась создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, так как главным является личность ребенка, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, творческое развитие каждого ученика.
Выбранные мной педагогические технологии, методы и средства обучения, личностно-ориентированный подход позволили достичь хороших результатов образования и выполнение требований стандарта.
Таким образом подводя итог педагогической деятельности за межаттестационный период, можно отметить что цель и задачи определенные в начале межаттестационного периода, достигнуты, уровень их реализации достаточный. Педагогическая деятельность в межаттестационый период дала возможность мне самой совершенствовать собственный профессионализм через самообразование, курсовую подготовку, переподготовку, вебинары и мастер-классы.
Образовательный процесс поворачивается к учителю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжение всех сил, проявления его индивидуальности.
Каждый год приходят новые ученики, все они такие разные, со своими характерами и каждого необходимо понять и научить. Каждый раз приходится решать задачу как найти подход к каждому , помочь раскрыть свой потенциал. Не секрет , что процесс обучения - обоюдный . Он дает мне возможность раскрыть тайны предмета технология, а для этого необходима хорошо его знать. Поэтому учитель постоянно должен находится в постоянном поиске новых открытий, достижений, быть в курсе всех последних творческих идей.
Список литературы:
Федеральный закон РФ №273-РФ "об образовании в Российской Федерации"
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное образование. Технология.
Концепция преподавания образовательной области «Технология»
В. И. Чупрасова Современные технологии в образовании. Владивосток: 2000 г.
Л.Н. Серебренников Методика преподавания технологии: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2019 .
Л.Л. Рыбцова Современные образовательные технологии: учебное пособие. -М.: Юрайт, 2017.
Н.В.Синица Технология. Технологии ведения дома Методическое пособие. 7 класс.- Москва, издательский центр «Вентана-граф»,2015.
Электронный курс «Активные методы обучения» Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Эффективные образовательные технологии
(http://www.moi-universitet.ru/effective-school2/)
Современное педагогическое проектирование
(http://www.moi-universitet.ru/effective-school1/)
Эффективная мотивация обучающихся
(http://www.moi-universitet.ru/effective-school3/)
16