Просмотр содержимого документа
«Анализ ОГЭ 2017 по биологии»
Анализ ОГЭ по биологии за 2016-2017 учебный год.
В 2016-2017 году экзамен по биологии 9 классов в форме ОГЭ сдавали 14 человек. ОГЭ проводилось 1 июня 2017 года.
ОГЭ по биологии в 9-х классах проводилась с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки по биологии выпускников IХ классов. Содержание экзаменационной работы определялось на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).
Максимальный балл, который можно было получить за экзаменационную работу – 43 балла.
Работа включала 32 задания и состояла из двух частей.
Часть 1 содержала 28 заданий с кратким ответом: 22 задания с выбором одного верного ответа из четырех; 2 – с выбором трёх верных ответов из шести; 1 – на соответствие; 1 - на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1- на включение пропущенных в тексте терминов и понятий; 1 – на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с определенными моделями по заданному алгоритму.
Часть 2 содержала 4 задания с развёрнутым ответом, из них: 1 – на работу с текстом, требующую извлекать необходимую информацию из предложенной, отвечая на поставленные вопросы; 1 – на работу со статистическими данными, представленных в табличной форме; 2 – на применение биологических знаний на практике.
Содержание экзаменационной работы определялось в соответствии с целями обучения биологии в школе:
Освоение знаний о живой природе
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за объектами живой природы
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
В экзаменационной работе проверялись следующие умения и виды деятельности:
Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
Называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем, организмов различных царств живой природы.
Изменчивость организмов, их приспособленность к среде обитания
Классификация и систематизация органического мира
Устанавливать причинно- следственные связи
Сравнивать биологические объекты
Применять биологические знания в практической деятельности
Анализировать и прогнозировать
Умение проводить мысленный эксперимент, обобщать и формулировать вывод.
Кол-во выпускников, сдававших экзамен | Отметка по 5- бальной шкале | Уровень обученности % | Качество % | Ср.бал |
5 | 4 | 3 | 2 |
14 | 1 | 8 | 5 | 0 | 100 | 64 | 3,7 |
№ | Фамилия, имя учащихся | Элементы работы | Кол-во баллов | Оценка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
1. | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 2 | 3 | 0 | 30 | 4 |
2. | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 22 | 3 |
3. | | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 24 | 3 |
4. | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 28 | 4 |
5. | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 29 | 4 |
6. | | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 30 | 4 |
7. | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 28 | 4 |
8. | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 3 | 0 | 30 | 4 |
9. | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 0 | 3 | 0 | 36 | 4 |
10. | | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 25 | 3 |
11. | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 | 0 | 25 | 3 |
12. | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | 0 | 27 | 4 |
13. | | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 23 | 3 |
14. | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 38 | 5 |
Верно выполнили (количество) | 14 | 11 | 14 | 13 | 14 | 11 | 11 | 12 | 14 | 14 | 9 | 11 | 13 | 5 | 13 | 10 | 12 | 13 | 12 | 9 | 13 | 8 | 3 | 5 | 1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 1 | 6 | 0 | | |
Допустили ошибку | 0 | 3 | 0 | 1 | 0 | 3 | 3 | 2 | 0 | 0 | 5 | 3 | 1 | 9 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 5 | 1 | 6 | 11 | 9 | 13 | 11 | 10 | 11 | 11 | 13 | 8 | 14 | | |
Поэлементный анализ:
№ | Элементы содержания заданий теста | Выполнили верно (%) | Не справились (%) |
| 1 часть | | |
1. | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей | 100 | - |
2. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы | 78 | 22 |
3. | Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Грибы | 100 | - |
4. | Царство Растения | 93 | 7 |
5. | Царство Растения | 100 | - |
6. | Царство Животные | 78 | 22 |
7. | Царство Животные | 78 | 22 |
8. | Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека | 86 | 14 |
9. | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | 100 | - |
10. | Опора и движение | 100 | - |
11. | Внутренняя среда | 64 | 36 |
12. | Транспорт веществ | 78 | 22 |
13. | Питание. Дыхание | 93 | 7 |
14. | Обмен веществ. Выделение. Покровы тела | 36 | 64 |
15. | Органы чувств | 93 | 7 |
16. | Психология и поведение человека | 71 | 29 |
17. | Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи | 86 | 14 |
18. | Влияние экологических факторов на организмы | 93 | 7 |
19. | Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира | 86 | 14 |
20. | Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме | 64 | 36 |
21. | Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | 93 | 7 |
22. | Умение оценивать правильность биологических суждений | 57 | 43 |
23. | Умение проводить множественный выбор | 21 | 79 |
24. | Умение проводить множественный выбор | 36 | 64 |
25. | Умение устанавливать соответствие | 7 | 93 |
26. | Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 21 | 79 |
27. | Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных | 29 | 71 |
28. | Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму | 21 | 79 |
2 часть |
29. | Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать) | 21 | 79 |
30. | Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме | 7 | 93 |
31. | Умение определять энерготраты при различной физической нагрузке. Составлять рационы питания | 43 | 57 |
32. | Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания | - | 100 |
Таким образом, можно сделать вывод, что трудными оказались вопросы:
11 - Внутренняя среда
14 - Обмен веществ. Выделение. Покровы тела
20 - Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме
22 - Умение оценивать правильность биологических суждений
23 - Умение проводить множественный выбор
25 - Умение устанавливать соответствие
26 - Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов
27 - Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных
28 - Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму
На высоком уровне не справились с заданиями (29-31) почти все ученики. С заданием 32 - Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания – не справились все учащиеся.
Вывод:
В следующем учебном году продолжать работу по подготовке к ОГЭ на уроках, консультациях и во внеурочное время.
продолжить ведение мониторинга по подготовке к ОГЭ по биологии.
стимулировать познавательную деятельность учащихся как средство саморазвития и самореализации личности;
использовать индивидуализацию и дифференциацию обучения учащихся;
контроль знаний, учащихся проводить в форме тестовых заданий;
широко использовать биологические тексты, рисунки, статистические данные, представленные в т.ч. в табличной, графической, схематичной форме как источник биологической информации при контроле знаний и на этапе изучения нового материала. Использовать биологические рисунки для распознавания биологических объектов;
существенно усилить практическую направленность курса биологии: широко использовать лабораторные и практические работы, решать биологические задачи с практическим содержанием;
учить смысловому чтению и работе с разными видами текстов (читать, понимать прочитанное, задавать вопросы к тексту, делать выводы, строить умозаключения, обосновывать факты и явления на основе прочитанного). Формировать умения классифицировать, обобщать, сопоставлять и устанавливать последовательность объектов, процессов, явлений, применять биологические знания в практических ситуациях;
воспитывать у учащихся положительное отношение к учебной деятельности;
осуществлять взаимодействие между семьёй и школой с целью организации совместных действий для решения успешности обучения и повышения качества знаний обучающихся.