Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Анализ воспитательной работы Центра за 2023 – 2024 учебный год |
|
составила: педагог-организатор Центра Рыбакова Лариса Владимировна |
Смоленск 2024
«Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних». Сократ |
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитать традиционные ценностные отношения.
Обучающийся должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Специфика воспитательного процесса в Центре для обучающихся с интеллектуальными нарушениями заключается:
в преодолении затруднений социальной адаптации;
в формировании коммуникативных навыков;
в приобщении обучающихся к трудовому, эстетическому и физическому воспитанию;
в социальной реабилитации детей, подготовке их к жизни в обществе;
в целенаправленном вовлечении семьи в процесс воспитания и обучения.
В Центре создаются оптимальные условия для воспитания и коррекции обручающихся, способствующие не только максимальному овладению ими знаниями, но и формированию жизненных компетенций.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса и призвано направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Воспитание рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на создание условий:
для становления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека;
для включения подрастающего поколения в пространство культуры;
для осмысления ребенком цели своей жизни в соответствии с возможными путями развития;
для включения обучающихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и возможностям проблем в различных сферах жизни.
Это отражается и в методической теме нашего образовательного учреждения «Совершенствование форм образовательной деятельности в условиях модернизации образования при переходе на ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
Цель воспитательной работы: формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Воспитательные задачи:
Создание и поддержание условий для самореализации каждого обучающегося при продвижении по образовательному маршруту с учетом его индивидуальных психофизических возможностей и потребностей.
Реализация воспитательно-образовательного процесс в охранительно-оздоровительном режиме с целью сохранения физического и психического здоровья обучающихся.
Воспитание школьников в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Совершенствование профилактической работы по предупреждению правонарушений.
Вовлечение обучающихся и воспитанников в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
Привлечение родителей к участию в делах Центра: создание условий для участия семьи в воспитательном пространстве.
Структурные элементы воспитательной системы:
методическое объединение классных руководителей;
педагоги службы сопровождения;
руководители кружков и педагоги дополнительного образования.
Содержание воспитания в 2023 – 2024 учебном году:
Р
абочая программа воспитания
цель программы: – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Д
ополнительная образовательная программа
«Художественно - эстетической направленности»
цель программы: создание условий для изучения развития и реализации интересов, способностей, наклонностей обучающихся и воспитанников для их самореализации и самоопределения в обществе.
Р
абочая программа воспитания
задачи:
Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации и проведения;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни Центра; инициировать и поддерживать ученическое самоуправление и актив класса;
вовлекать школьников в кружки, творческие объединения и курсы внеурочной деятельности, работающие по школьным программам дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей потенциал школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
организовывать раннюю профориентационную работу с обучающимися, знакомить с миром современных профессий;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями;
использовать ресурс межведомственного взаимодействия с объединениями культуры, театрами, музеями, медицинскими организациями, спортивными федерациями в рамках целенаправленной воспитательной деятельности;
развивать предметно-эстетическую среду Центра и реализовывать ее воспитательные возможности;
поддерживать деятельность функционирующих на базе Центра детских общественных объединений и организаций. Привлекать к ним школьников, педагогов и родителей для освоения ими новых видов социально значимой деятельности.
Планомерная реализация данных направлений воспитательной работы позволит организовать в начальной школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Мероприятия по привитию обучающимся и воспитанникам устойчивых навыков ведения здорового и безопасного образа жизни, исключающего
употребление алкоголя и психотропных веществ, по профилактике вредных привычек, безнадзорности и правонарушений:
Сроки | Направление деятельности |
Сентябрь | Безопасность дорожного движения: «Азбука пешехода» |
Октябрь | Охрана здоровья, профилактика вредных привычек: «Здоровое поколение» |
Ноябрь | Антикоррупционная безопасность: «По закону справедливости» |
Декабрь | Правовые знания и профилактика правонарушений: «Права детства» |
Январь | Художественно-эстетическое воспитание: «В мире прекрасного» |
Февраль | Гражданско-патриотическое воспитание: «Мое отечество» |
Март | Профориентационная работа: «Моя будущая профессия» |
Апрель | Экологическая, антитеррористическая и пожарная безопасность: «Земля наш общий дом» |
Май | Воинская слава России: «Великая победа» |
Количество обучающихся в 2023 – 2024 учебном году (все обучающиеся с ОВЗ)
Общее количество обучающихся | Обучается в ОУ | Из них инвалидов | Обучается на дому | Из них инвалидов |
264 | 192 | 129 | 72 | 72 |
УЧАСТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРА ВО
ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательные мероприятия сентябрь
«Азбука пешехода» - месячник профилактики детского дорожно-транспортного травматизма |
дата | название мероприятия | классы | |
В течение месяца | Тематические классные часы и внеклассные занятия в рамках месячника по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Азбука пешехода». | 0 - 11 | |
01.09 | Торжественная линейка на «День Знаний» | 0 - 11 | |
«#Добро рядом» | 0 - 11 | |
«Герои рядом» | 3Б, 5В, 7А, 7Б и 8А | |
«Космическая история России» | 7В, 9Б,9В и 10А | |
Фестиваль рисунков «Пусть всегда будет солнце!» | 3Б, 5В, 7А, 7Б, 8А и 8Б | |
04.09 - 08.09 | Всероссийская акция «Капля жизни» | 1 - 11 | |
11.09 - 17.09 | Международная акция «Очистим природу от мусора» | 5-11 | |
18.09 - 22.09 | «Всероссийская неделя безопасности дорожного движения» | 0-11 | |
20.09 - 26.09 | «Деятельность подпольных комсомольских организаций» | 5В - 11 | |
25.09 | «Город-древний, город юный, город-воин, город-щит» | 2 - 11 | |
Смоленская областная филармония «Город-ключ» | 5В - 11 | |
27.09 | «Урок Цифры» | 9 - 10 | |
Воспитательные мероприятия октябрь
«Здоровое поколение» - месячник охраны здоровья, профилактики вредных привычек |
дата | название мероприятия | классы |
В течение месяца | Тематические классные часы и внеклассные занятия в рамках месячника по охране здоровья, профилактики вредных привычек: «Здоровое поколение». | 0 - 11 |
05.10 - 06.10 | «День Учителя» | 3 - 11 |
11.10 | Беседа с инспектором Кович Н. П. | 9 - 11 |
12.10 | «Встреча с друзьями» | 2Б и 3Б |
20.10 | «Общешкольный субботник» | 3 - 11 |
20.10 | «Умей управлять своими эмоциями» | 5-11 |
23.10 - 27.10 | «Неделя документального кино» | 5-11 |
24.10 | «Международный день анимации» | 1-5 |
25.10 | «Всероссийская выставка-фестиваль «Смоленский оберег-2023» | 10 уч-ся |
27.10 | Классные часы. Подведение итогов I четверти. Правила поведения на весенних каникулах. | 0 - 11 |
Воспитательные мероприятия ноябрь
«По закону справедливости» - месячник антикоррупционной безопасности |
дата | название мероприятия | классы |
В течение месяца | Тематические классные часы и внеклассные занятия в рамках месячника антикоррупционной безопасности: «По закону справедливости» | 0 - 11 |
07.11 | Разговор с отцом Сергием «Мы - едины!» | 8 - 11 |
08.11 | Акции «Я - Россиянин» | 4 - 5 |
13.11 - 15.11 | «Звезды мне укажут путь» | 5 - 11 |
15.11 | Смоленская областная филармония «Преступление века» | 3 - 11 |
16.11 | «ХV Областной музыкально-хореографический конкурс» | 10 об-ся |
20.11 - 29.11 | «Урок цифры» | 6-11 |
24.11 | «День Матери» | 0 - 11 |
29.11 | «Всероссийские детские кинопремьеры» | 6 - 11 |
Воспитательные мероприятия декабрь
«Права детства» - месячник правовых знаний и профилактики правонарушений |
дата | название мероприятия | классы |
В течение месяца | Тематические классные часы и внеклассные занятия в рамках месячника правовых знаний и профилактики правонарушений «Права детства» | 0 - 11 |
05.12 -08.12 | Праздничное украшение к Новому году | 0 - 11 |
08.12 | Спартакиада «Спортивные приключения» | 5 - 11 |
08.12 | Конкурс «Рукотворные чудеса» | 10 об-ся |
09.12 | «День Героев Отечества» | 5 - 11 |
11.12 - 15.12 | «Неделя здорового питания» | 1 - 11 |
12.12 - 15.12 | Акция «Покормите птиц зимой!» | 2А и 3Б |
14.12 | Мастер-класс «Веселый Снеговик» | 2 - 5 |
15.12 | Мастер-класс «Спасибо за жизнь!» | 2 - 5 |
15.12 | Классные часы. Подведение итогов II четверти. Правила поведения на весенних каникулах. | 0 - 11 |
Воспитательные мероприятия январь
«В мире прекрасного» - месячник художественно-эстетического воспитания |
дата | название мероприятия | классы |
В течение месяца | Тематические классные часы и внеклассные занятия в рамках месячника художественно-эстетического воспитания «В мире прекрасного» | 0 - 11 |
09.01 | «Новогодние приключения Вовки в Тридевятом царстве!» | 0 - 11 |
12.01 | Рождественская елка в Смоленской епархии | 3 - 5 |
15-16.01 | «Новогодние огоньки» | 0 - 5 |
17.01 | Слет «Славы Героев – будем достойны!» | 5В - 11 |
18.09 | Святочные гуляния | 0 - 5 |
25.01 | «Татьянин день - День российского студенчества» | 5В - 11 |
26.01 | «Запомни, этот город Ленинград, запомни, эти люди-ленинградцы!» | 0 - 11 |
31. 01 | «Музыка – искусство звуков» | 3Б |
Воспитательные мероприятия февраль
«Мое отечество» - месячник гражданско-патриотического воспитания |
дата | название мероприятия | классы |
В течение месяца | Тематические классные часы и внеклассные занятия в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания «Мое отечество». | 0 - 11 |
02.02 | «Сталинград - город герой» | 6 - 11 |
02.02 | «Там, где музыка живет» | 5В |
06.02 | Кукольный театр «Арлекин» | 0 - 5 |
14.02 | Смоленская областная филармония концерт «Отчизны верные сыны» | 6 - 11 |
15.02 | «Я делаю шаг» | 6 - 9 |
16.02 | Спортивно-игровая программа «Заряд бодрости» | 6 - 11 |
28.02 | «23 плюс 8» | 1 - 5 |
28.02 | «Помощь участникам СВО» | 65- 11 |
29.02 | 28.02 «23 плюс 8» | 6 - 11 |
Воспитательные мероприятия март
«Моя будущая профессия» - месячник профориентационной работы |
дата | название мероприятия | классы |
В течение месяца | Тематические классные часы и внеклассные занятия в рамках месячника профориентационной работы «Моя будущая профессия». | 0 - 11 |
11.03 | «Широкая масленица» | 2 - 11 |
12.03 | Кукольный театр «Арлекин» «Поросенок Чок» | 0 - 5 |
15.03 | «Колумб Вселенной» | 7В, 9Б, 9В, 10А |
18.03 | Встреча с защитником неба Родины | 5 - 11 |
21.03 | Концерт «Для друзей» | 2Б, 3Б, 5Б |
24.03 | Классные часы. Подведение итогов III четверти. Правила поведения на весенних каникулах. | 0 - 11 |
Воспитательные мероприятия апрель
«Земля наш общий дом» - месячник экологической, антитеррористической и пожарной безопасности |
дата | название мероприятия | классы |
В течение месяца | Онлайн уроки и внеклассные занятия в рамках месячника экологической, антитеррористической и пожарной безопасности «Земля наш общий дом» | 0 - 11 |
05.04 | Всемирный день Здоровья «Мое здоровье - мое право!» | 2 - 11 |
08.04 | Поездка в «Планетарий»: «Сын земли Смоленской» | 2Б и 3Б |
11.04 | Всероссийская эстафета «Мои финансы» | 7В, 9Б, 9В, 10А и 11А |
12.04 | «Абилимпикс-24» | 9 - 11 |
«День космонавтики. Время первых!» | 1 - 11 |
15.04 - 22.04 | «Шоу профессий!» | 5В - 11 |
15.04- 19.04 | Уборка пришкольной территории | 1 - 5 |
15.04 – 19.04 | Противодействие терроризма в молодежной среде | 2 - 11 |
19.04 | «Без срока давности» | 0 - 11 |
19.04 | «ТанцБум!» | 9 об-ся |
22.04 | «День Земли» | 5В - 10 |
22.04 – 26.04 | Финансовые операции | 4 - 11 |
23.04 | Мастер-класс «Мир профессий» | 2 - 5 |
25.04 | «День Эколят» | 1 - 5 |
26.04 | «Танцы без границ» | 9 об-ся |
Воспитательные мероприятия май
«Великая Победа» - месячник Воинской славы России |
дата | название мероприятия | классы |
В течение месяца | Онлайн уроки и внеклассные занятия в рамках месячника Воинской славы России «Великая Победа» | 0 - 11 |
02.05 | «Окна Победы» | 0 - 11 |
02.05 - 08.05 | «Георгиевская ленточка» | 0 - 11 |
06.05 - 08.05 | Возложение цветов к памятникам героев Великой отечественной войны | 0 - 11 |
08.05 | «Бессмертный полк Герои рядом с нами» | 5 - 11 |
16.05 | Церемония закрытия Пасхального фестиваля | 37 участников |
17.05 | Урок «Живой истории» | 5В и 8Б |
24.05 | Клоун-шоу | 0 - 11 |
24.05 | Последний звонок | 4А, 5В, 9-е и 11А |
28.05 | мероприятие по Гражданской обороне и спортивной подготовке | 5 - 11 |
29.05 | Кинологический центр «Гранд» | 2 - 5 |
30.05 | «Что за прелесть эти сказки» | 2 - 11 |
26.05 | Классные часы. Подведение итогов VI четверти. Правила поведения на летних каникулах. | 2 - 10 |
размещение мероприятий и отчеты по мероприятиям: http://zor.gov67.ru в разделе Воспитательная система https://cloud.mail.ru/public/4dTD/j92fzJ51b
РАБОТА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:
Согласно плану учебно – воспитательной работы Центра с 4 марта по 15 марта 2024 года была проведена методическая декада классных руководителей «Организация предметно-эстетической среды Центра.
Цель создания предметно - развивающей среды, способствовать гармоничному формированию, развитию и саморазвитию обучающихся.
Задачи:
Организация предметно-развивающей эстетической среды для учащихся Центра, способствующей реализации компетентностного подхода;
формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность;
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
обеспечение охраны здоровья обучающихся.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Это не только предметное окружение в помещениях здания и вокруг, прежде всего - это гармонично организованное учебно-воспитательное пространство, содержащее источники информации, воспитательный потенциал, отражение взаимосвязи педагогического и ученического коллектива.
Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через различные формы работы с предметно-эстетической средой.
«Города – Герои России» (0А и 0Б классы) | «Города – Герои России» (7А и 7Б классы) |
«Достижения России» (1А и 1Б классы) | «Достижения России» (8Б и 9Б классы) |
«Природа России» (3А и 4А классы) | «Природа России» (6А и 9А классы) |
«Наша Смоленщина» (2А и 3Б классы) | «Моя малая Родина» (5В и 8А классы) |
«Смоляне, прославившие наш край» (10А и 11А классы) | Мини музей «Русской доблести пример» (2Б, 5А и 5Б классы) |
Мини музей «Русской доблести пример» (7Б и 9В классы) |
Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы успешно решались образовательные и воспитательные задачи. Правильно организованная в Центре предметно - пространственная среда позволяет облегчить процесс обучения школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Предметно-эстетическая среда – необходимый и важный ресурс по воспитанию и социализации в образовательной организации воспитательной программы, «окормляющей» растущего человека материально, нравственно и духовно.
В единстве приобретаемых социально значимых знаний, навыков, умений, отношений, опыта действий, проявляется личностный рост ученика, закладываются основы его ключевых жизненных компетенций и ценностей, ориентированных на воспроизводство семейных отношений и социальных институтов, утверждение личностных смыслов, связанных с понятиями «дом», «семья», «народ», «культура», «земля», «труд», «Отечество», «малая и большая Родина». Несомненно, окружающая ребенка предметно-эстетическая среда Центра обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком учебного учреждения.
Методическая декада была четко спланирована, план проведения был заранее представлен для учащихся и классных руководителей. Все намеченные мероприятия проводились в установленные сроки и были проведены на высоком уровне.
Реализация программы «Художественно - эстетической направленности» дополнительного образования обучающихся
Включение школьников в разные виды деятельности обеспечивает их позитивную социализацию. Содержание дополнительного образования учащихся реализуется в форме кружковых занятий, формируя этические нормы межличностных отношений творческого взаимодействия детей и взрослых.
Система дополнительного образования в Центре функционирует в течение всего учебного года и позволяет воспитанникам показать свои достижения посредством организации выставок, участия в соревнованиях, концертах, совместной работы с коллективом учителей, воспитателей, родителями, общественными организациями:
СОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества».
МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1» г. Смоленска.
МБУ ДО «Центр дополнительного образования» г. Смоленска.
В Центре в 2023 – 2024 учебном году работали следующие кружки:
№ | Направление деятельности | Название кружка | Наполняемость | Название организации |
Всего обучающихся | Из них инвалидов |
1 | Спортивно-оздоровительное | «Танцуй красиво» | 12 | 4 | ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска |
2 | «Ратник» | 12 | 3 |
3 | «Огоньки» | 10 | 4 |
4 | Социально-педагогическое | «Музейное дело» | 10 | 4 |
5 | «Кулинарное искусство» | 10 | 6 | МБУ ДО «Центр дополнительного образования» г. Смоленска |
6 | «Сказка за сказкой» | 10 | 4 | СОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» |
7 | «Учимся играя» | 20 | 10 | МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1» г. Смоленска |
| | Всего: | 84 | 35 | |
Кружковой работой охвачено 44 % обучающихся, обучающихся в Центре. Из них 42% имеют статус ребенок-инвалид. При согласовании и скоординированности в работе классных руководителей, воспитателей и руководителей кружков, в Центре формируется единая воспитательная среда для развития личности каждого обучающегося, в целях подготовки его к общественной и культурной жизни в соответствии в социокультурными нормативными моделями современного общества.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Занятость учащихся Центра во внеурочной деятельности
в 2023 – 2024 учебном году
Направления деятельности | Название программы | Классы | Кол-во обуч-ся | Из них инвалидов |
кол-во обуч-ся | % |
| «Разговоры о важном» | 0Б | 12 | 12 | 100% |
«Разговоры о важном» | 1Б | 12 | 6 | 50% |
«Разговоры о важном» | 2Б | 12 | 8 | 66,7% |
«Разговоры о важном» | 3Б | 12 | 5 | 42% |
«Разговоры о важном» | 5В | 13 | 8 | 61,5% |
«Разговоры о важном» | 7В | 12 | 3 | 25% |
«Разговоры о важном» | 8Б | 11 | 7 | 63,6% |
«Разговоры о важном» | 0А, 1А, 2А | 16 | 16 | 100% |
«Разговоры о важном» | 3А, 4А | 10 | 10 | 100% |
«Разговоры о важном» | 5А, 5Б | 11 | 11 | 100% |
«Разговоры о важном» | 6А, 8А | 11 | 11 | 100% |
«Разговоры о важном» | 7А, 7Б | 11 | 11 | 100% |
Спортивно-оздоровительная деятельность | «Народные забавы» | 0Б | 12 | 12 | 100% |
«Школа здоровья» | 1Б | 12 | 6 | 50% |
«Традиционная русская игра» | 7В | 12 | 3 | 25% |
«Если хочешь быть здоров» | 0А, 1А, 2А | 16 | 16 | 100% |
«Народные забавы» | 5А, 5Б | 11 | 11 | 100% |
«Игры и забавы народов России» | 7А, 7Б | 11 | 11 | 100% |
Коммуникативная деятельность | «Уроки вежливости» | 2Б | 12 | 8 | 66,7% |
«Волшебный мир сказок» | 3А, 4А | 10 | 10 | 100% |
«Школа вежливости» | 5А, 5Б | 11 | 11 | 100% |
«Речь и культура общения» | 6А, 8А | 11 | 11 | 100% |
Развитие навыков самообслуживания и независимости в быту | «Я сам» | 0Б | 12 | 12 | 100% |
Реабилитационная деятельность | «Азбука здоровья» | 0А, 1А, 2А | 16 | 16 | 100% |
«Веселые пальчики» | 5А, 5Б | 11 | 11 | 100% |
Художественно-эстетическая творческая деятельность | «Маленькие волшебники»» | 0Б | 12 | 12 | 100% |
Кружок дополнительного образования «Сказка за сказкой» | 2Б | 12 | 8 | 66,7% |
Кружок дополнительного образования «Учимся играя» | 2Б | 12 | 8 | 66,7% |
Кружок дополнительного образования «Учимся играя» | 3Б | 12 | 5 | 42% |
«Творческая мастерская» | 0А, 1А, 2А | 16 | 16 | 100% |
«Маленькие волшебники» | 3А, 4А | 10 | 10 | 100% |
«Радужный мир» | 5А, 5Б | 11 | 11 | 100% |
«Радужный мир» | 6А, 8А | 11 | 11 | 100% |
«Волшебный пластилин» | 7А, 7Б | 11 | 11 | 100% |
«Учение с увлечением!» | «Воспитание сказкой» | 1Б | 12 | 6 | 50% |
«Киноуроки в школах России» | 3Б | 12 | 5 | 42% |
«Киноуроки в школах России» | 5В | 13 | 8 | 61,5% |
«Киноуроки в школах России» | 7В | 12 | 3 | 25% |
«Эти удивительные растения» | 8Б | 11 | 7 | 63,6% |
«Занимательная математика» | 6А, 8А | 11 | 11 | 100% |
Проектная деятельность | «Наш город – наш дом» | 5В | 13 | 8 | 61,5% |
«Школе – зеленый цвет» | 7В | 12 | 3 | 25% |
«Все начинается с детства» | 7А, 7Б | 11 | 11 | 100% |
Информационная культура | «Моя информационная культура» | 8Б | 11 | 7 | 63,6% |
ВСЕГО: | 143 | 108 | 75,5% |
Организационная деятельность классных руководителей по взаимодействию с родителями (законными представителями), семьей.
Составление социального паспорта каждой семьи и класса в целом.
Выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с учащимися, в решении проблем Центра.
Выявление родителей, способных к организаторской работе, подготовка и проведение выборов родительского комитета на родительском собрании.
Распределение поручений между родителями по участию в делах класса.
Изучение запроса, заказа родителей на содержание и формы обучения детей.
Организация индивидуальных и общих консультаций для родителей.
Обеспечение и стимулирование работы родительского комитета.
Составление плана работы с семьями.
Помощь родителям в составлении программы развития своего ребенка.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в классе с использованием активных форм педагогического всеобуча.
Совместное планирование и анализ деятельности класса, творческих дел.
Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии совместно с родителями через организацию экскурсий на предприятия, встреч – бесед с родителями.
Проведение дискуссий, классных часов по проблемам нравственности совместно с родителями класса.
Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни через проведение совместно с родителями Дней здоровья, спортивных соревнований; общешкольных мероприятий.
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются не только Центром, но и семьей. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива Центра.
Родители – обязательные участники всех событий и мероприятий, проводимых в Центре. В рамках работы с родителями по программе духовно-нравственного воспитания обучающихся проводятся собрания, беседы, индивидуальные консультации и совместные праздники. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 2023 – 2024 УЧЕБНОМ ГОДУ
УРОВЕНЬ УЧАСТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ |
Название мероприятия | Результат участия |
Конкурс декоративно-прикладного творчества среди лиц с ОВЗ и инвалидов «Новогоднее настроение» | Диплом I степени – 3 Диплом II степени - 1 |
Выставка творческих работ воспитанников смоленских государственных бюджетных организаций XI краеведческий литературно-художественный конкурс «Мир смоленских усадеб» | Грамота участника - 2 |
Конкурс «Традиционная декоративная кукла» | Диплом I степени |
Городская спартакиада среди обучающихся с ОВЗ | Диплом II степени |
Городской фестиваль инклюзивного танца «Танц Бум» | Диплом лауреата II степени- 4 |
Хореографический фестиваль «Танцы без границ», посвященный Международному Дню танца | Диплом за активное |
УРОВЕНЬ УЧАСТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫЙ |
ХV Областной музыкально-хореографический конкурс среди детей из малообеспеченных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей из детских домов и школ-интернатов | Диплом лауреата II степени сертификат участника - 2 |
Новогодняя благотворительная акция «От сердца к сердцу» | Сертификат |
Областной конкурс «Ёлка Эколят – молодых защитников Природы» | Диплом I степени – 10 Диплом II степени - 1 Диплом III степени – 2 Сертификат участника -4 |
Открытый конкурс декоративно-прикладного творчества среди лиц с ОВЗ и инвалидов «Новогоднее настроение» | Диплом I место -1 Диплом II степени |
Областной фестиваль «Мир без границ» | Сертификат участника - 2 |
Областной детский художественный конкурс «По страницам Красной книги» | Победитель I место – 2 Диплом III место Сертификат участника - 3 |
Областной конкурс «Покормите птиц» | Сертификат участника - 4 |
Областная экологическая интернет-викторина «Эколята-друзья леса» | Грамота Победитель I место – 25 |
Региональный конкурс «Масленица. Блинное безумие» | Сертификат участника - 3 |
Областной конкурс «Удивительный мир космоса» | Диплом I степени – 5 Диплом II степени - 1 Диплом III степени Сертификат участника - 1 |
Региональная онлайн-викторина «Космическая Одиссея» | Сертификат участника - 14 |
Конкурс для ОВЗ и инвалидов: «Наша Вселенная» | Диплом I степени |
Выставка художественных работ в рамках проекта «Творчество без границ: Смоленск в работах особенных детей» | Благодарственное письмо |
Областной фестиваль декоративно-прикладного творчества для людей с ОВЗ «Рукотворные чудеса» | Диплом победителя I место – 6 Диплом II степени Сертификат участника |
Региональный проект «Мои родители — учителя». | Сертификат участника-1 |
Региональная онлайн-викторина «Героическая Смоленщина» | Диплом участника - 8 |
Областной фестиваль творческих работ «Я люблю жизнь!» | Сертификат участника - 8 |
Областная выставка-фестиваль «Смоленский оберег» | Сертификат участника - 3 |
Региональная онлайн-викторина, посвященная 185-летию со дня рождения Н. М. Пржевальского | Сертификат участника - 8 |
Областной детский творческий конкурс «Марш парков-2024». | Сертификат участника |
Региональный этап Всероссийского конкурса юных аграриев «Я в АГРО» | Грамота призер III место |
Инклюзивного праздника творчества «Пасхальный фестиваль» – 2024 | Сертификат участника - 37 |
Региональный конкурс детских рисунков «Охрана труда глазами детей»-2024 | Диплом I степени - 3 Диплом участника - 3 |
УРОВЕНЬ УЧАСТИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ |
VII Всероссийский Творческий конкурс «Дары природы» | Диплом I место |
III международный творческий конкурс «Художница Осень» | Диплом I место |
Всероссийский конкурс «Семейная жизнь домашних животных»/ | Сертификат участника-2 |
Общероссийская акция «Мой герой» | Сертификат участника-4 |
Всероссийский творческий конкурс для детей с ОВЗ «Осенняя пора, очей очарованье…» | Диплом лауреата I степени – 2 Диплом лауреата II степени |
VIII Всероссийский героико-патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда спасения» | Диплом |
Всероссийская познавательная онлайн-викторина «Помоги ВШДане с уроками» (ВШДА) | Диплом участника - 2 |
Всероссийский конкурс рисунков «Я - художник» (ВШДА) | Диплом - 2 |
Всероссийская познавательная онлайн-викторина «Персонажи русских сказок» (ВШДА) | Диплом участника - 2 |
Всероссийская познавательная онлайн-викторина «Охраняю природу» (ВШДА) | Диплом участника - 2 |
Всероссийский конкурс рисунков «Весенняя фантазия» (ВШДА) | Диплом II место - 2 |
Всероссийская образовательная акция «Урок Цифры» «Облачные технологии: в поисках снежного барса» | Сертификат участника - 7 |
Всероссийская образовательная акция «Урок Цифры» «Искусственный интеллект в отраслях» | Сертификат с отличием |
Всероссийский Урок Цифры» «Мессенджеры» | Сертификат участника -6 |
Всероссийский онлайн-зачёт по финансовой грамотности «Банк России» | Сертификат участника - 5 |
Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру «Безопасные дороги» | Диплом Победителя I место - 3 Сертификат участника |
XII Международный дистанционный конкурс «Старт» | Сертификат участника - 10 |
Всероссийский экологический диктант – 2023 | Сертификат участника - 13 |
Всероссийский конкурс детского рисунка «Россия Будущего» (Российская Академия Образования) | Сертификат участника - 7 |
Всероссийский конкурс «Всем миром против терроризма» | Диплом II место - 6 |
II Всероссийский конкурс детских рисунков «Время Героев! » | Сертификат участника - 2 |
Детский творческий конкурс «Нарядная красавица» | Диплом участника |
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Новогоднее чудо» | Диплом I место Грамота участника |
Всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!» (конкурс поделок) | Диплом Победителя I место -4 |
Всероссийский творческий конкурс «Пора новогодних фантазий и волшебства» (поделка) | Диплом лауреата I степени -2 |
Всероссийский творческий экспресс-конкурс для детей и взрослых «Мой весёлый снеговик» (поделка) | Диплом лауреата I степени -2 |
Всероссийский конкурс новогодних ёлок и ёлочных игрушек «Яркая ёлка» (поделка) | Диплом лауреата I степени -5 Диплом лауреата II степени |
Всероссийский конкурс «Зима в окно стучится» | Диплом I место - 2 |
Всероссийский детский творческий конкурс «День рождения Деда Мороза» | Диплом I степени Сертификат участника |
Всероссийский детский конкурс новогодних поделок «Хоровод новогодних творений» (Высшая школа делового администрирования) | Диплом I место |
Всероссийская познавательная онлайн-викторина «По тропам зимних сказок» | Сертификат участника -2 |
Международный конкурс творческих работ «Идёт волшебница-Зима…» (рисунок) | Диплом лауреата II степени |
Международный конкурс детского творчества «В ожидании Нового года…» (поделка) | Диплом лауреата I степени |
Всероссийская познавательная онлайн-викторина «Все о цветах!» (Высшая школа делового администрирования) | Сертификат участника - 4 |
Всероссийская познавательная онлайн-викторина «Там, где клен шумит…» (Высшая школа делового администрирования) | Диплом участника - 6 |
Всероссийский детский творческий конкурс, посвященный Всемирному Дню Защиты животных «Усатые, хвостатые» | Диплом I степени |
Всероссийская познавательная онлайн-викторина, посвящённая российскому празднику охраны зимующих птиц «Что мы знаем о птицах?» (Высшая школа делового администрирования) | Грамота участника - 2 |
Участие во Всероссийском конкурсе фотографий «Семейная жизнь домашних животных» | Сертификат участника -3 |
Общероссийская акция «Мой защитник» | Сертификат участника -2 |
Всероссийский конкурс детского творчества «Подарочки для мамочки» «Я-учитель!» | Диплом победителя -2 |
Всероссийский конкурс детского творчества «Гордость России» | Диплом победителя -2 |
Общероссийский конкурс детских тематических рисунков «Разноцветные капли-2023» | Диплом участника |
Фотоколлаж «Великий город на Днепре», посвященный 1160-летию Смоленска | Грамота Победителя I место |
Всероссийский творческий конкурс «О России с любовью» в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание» | Диплом лауреата I степени -2 |
VII Всероссийский героико-патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда Спасения» | Сертификат участника |
Всероссийская викторина «9 мая в вопросах и ответах» | Диплом за успешное прохождение |
УРОВЕНЬ УЧАСТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ |
Международный творческий конкурс «Весёлая акварель» (рисунок) | Диплом I степени - 6 |
Международный конкурс детско-юношеского творчества «Пасхальное разноцветие 2024» (поделка) | Победитель I степени |
Международный краеведческий конкурс для детей «Люблю тебя, мой край родной» | Диплом Победителя I степени |
Международный конкурс по экологии «Экология России» | Диплом II степени - 6 |
Профориентационная работа
задачи:
создание условий для успешной социализации выпускников;
формирование навыков коммуникативного и адекватного поведения;
ориентирование подростка на оптимальную для него профессиональную трудовую деятельность;
оказание профориентационной поддержки обучающимся в сфере будущей профессиональной деятельности;
выработка у воспитанников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Организация сетевого взаимодействия Центра и образовательных организаций по профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ
Заключение договоров о совместной деятельности:
СОГБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»;
МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1» г. Смоленска
Проведение консультаций для родителей (законных представителей) обучающихся выпускных классов с целью ознакомления с учебными заведениями по профилю будущего обучения, трудоустройства:
ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж».
ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж»
Сетевое взаимодействие с СОГАУ ДПО «Учебный центр «Профессионал».
4 ученицы закончили обучение, достойно сдали экзамен и получили свидетельство и сертификат по специальности «Мастер маникюра».
Работа с классными руководителями и учителями предметниками по вопросам профессиональной ориентации обучающихся на уроках СБО, трудового обучения, на внеклассных мероприятиях
Март - месячник профориентационной работы
«Моя будущая профессия»
Оформление стендов по профориентации.
Ознакомление с миром профессий доступным выпускникам Центра.
Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.
Ознакомление с правилами выбора профессии.
Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.
Педагогические условия, которые направлены на развитие познавательной сферы и деятельности обучающихся Центра, соответствуют возрастным возможностям и способностям обучающихся с умственной отсталостью, и решают, как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, дальнейшего самоопределения и самореализации.
Анализ внутришкольного контроля
Основными направлениями ВШК являются:
1. Анализ планов воспитательной работы классных руководителей, который проводится с целью получения представления о состоянии воспитательной системы в каждом классном коллективе, по обеспечению личностно-ориентированного подхода в воспитательной системе.
Классные руководители считают ведение и оформление портфолио классов, как необходимый показатель воспитательной работы с обучающимися.
2. Работа по изучению личности воспитанников:
Педагогический мониторинг представляет собой стандартную процедуру повторяющихся ежегодных обследований обучающегося, которые позволяют проследить динамику его личностного развития. По результатам мониторинга педагог сможет проследить динамику, определить возможности, способности, интересы не только каждого обучающегося, но и класса в целом, наметить «траекторию» дальнейшего развития каждого обучающегося, а также, внеся корректировки в свои воспитательные планы, дополнив их методами и формами работы, предупредить проявления нежелательных, негативных поступков у обучающихся.
Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания школьников направлен на выявление следующих параметров:
1. Уровень нравственного развития и воспитания учащихся (Субъективный тест классного руководителя по М. И. Шиловой)
Процедура предусматривает анализ поступков и мотивов поведения:
мотивации, отражающей отношение учеников, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия;
способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т.е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации.
2. Оценка уровня воспитанности учащихся. (Анализ и оценка уровня воспитанности учащихся по Н.Г. Анетько). Процедура направлена на анализ и оценку уровня воспитанности учащихся с позиции их отношений к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре.
3. Уровень сформированности семейной культуры. (Анкета: «Я и моя семья»). Изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни обучающегося.
ДЛЯ КЛАССОВ, ВСТУПИВШИХ во ФГОС О С у/о:
Оценка уровня воспитанности учащихся;
мониторинг нравственного развития и воспитания учащихся;
мониторинг сформированности семейной культуры учащихся;
мониторинг сформированности личностных результатов учащихся.
3. Проведение классных часов и классных родительских собраний.
Большую возможность для изучения личности обучающихся представляет классный час. Он позволяет формировать знания по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном Центра; научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними, способствует усвоению воспитанниками знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Формы учета оценки планируемых результатов:
Опрос, наблюдение;
диагностика;
анкетирование обучающихся.
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На основании представленных данных видно, что показатели личностного роста, уровня воспитанности, уровня нравственного развития и оценка сформированности семейной культуры обучающихся имеют устойчивую положительную динамику.
Совместная воспитательная деятельность педагогов Центра и семьи, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по развитию обучающихся, в сочетании с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей) и опорой на положительный опыт семейного воспитания дает положительные результаты в воспитании учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Выводы и предложения:
Подводя итоги воспитательной работы за 2023 – 2024 учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив Центра стремился реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними задачи. Данные характеристики говорят о сложившемся и достаточно квалифицированном коллективе классных руководителей.
Цели и задачи воспитательной работы на новый учебный год:
1. Продолжить работу по созданию условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития обучающихся на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний.
2. Продолжать работать над:
поддержкой и укреплением школьных традиций, способствующих созданию общешкольного творческого коллектива.
активизацией творческого потенциала учащихся;
совершенствованием системы воспитательной работы в классных коллективах;
совершенствованием системы семейного воспитания; усилением роли семьи в воспитании детей и привлечением семьи к организации учебно- воспитательного процесса в Центре;
воспитанием патриотизма, любви к малой родине, гражданственности.
3. Необходимо уделять особое внимание вовлеченности детей группы социального риска в систему дополнительного образования.
4. Стимулировать работу классных руководителей к обмену передовым педагогическим опытом, внедрению в практику новых педагогических технологий.
5. Активизировать обучающихся к участию в школьных, муниципальных, региональных, общероссийских конкурсах, мероприятиях.
6. Активизировать работу классных руководителей по профилактике негативных явлений и искоренению вредных привычек у обучающихся «группы риска».
Реализация данных целей и задач предполагает:
• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
• Создание условий для проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
• Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в Центре;
• Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: дополнительного образования; Центра и социума; Центра и семьи.
Способы достижения:
Четкое планирование воспитательной деятельности в Центре и классах.
Прохождение воспитательной работы через все виды и формы деятельности учителей и учеников.
Профилактика правонарушений, наркомании и экстремизма в работе классного руководителя.
Работа в социуме с родителями, общественными организациями, организациями образования, культуры и спорта.
Организация внутришкольного контроля, диагностика и анализ деятельности классных руководителей.
30