СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год в 10 классе»

Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год

классного руководителя 10 класса МБОУ «Ботаническая школа»

Аметовой Динары Кяшибовны

1. Реализация поставленных целей и задач.

Воспитательная работа в этом учебном году была направлена на достижение таких воспитательных целей и задач:

 Цель: воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общественных ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.

Задачи:

  1. Содействие процессам самопознания и самосовершенствования личности учащихся, их нравственной самореализации;

  2. Поддержка творческой активности личности учащихся во всех сферах деятельности;

  3. Продолжение работы по изучению личности учащихся;

  4. Формирование навыков самообразования и самовоспитания;

  5. Воспитать в ребёнке личность, способную к самооценке, самоанализу, самовоспитанию, формировать нравственное самосознание, культуру поведения, научить управлять самим собой;

  6. Привлечение к жизни класса родителей и создание единой системы: «Классный руководитель + ученики + родители = МЫ».

Для достижения целей решались воспитательные задачи:

Воспитательные задачи, поставленные вначале учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию социально адаптированной, толерантной, коммуникабельной личности, обладающей высоким уровнем самосознания и самостоятельности, богатым духовно-нравственным потенциалом, развитыми творческими способностями. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям старшего школьника.

Деятельность в 2017-2018 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы и индивидуального плана ВР для 10 класса, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно – ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы и ситуации в классном коллективе. В начале учебного года был составлен план воспитательной работы в соответствии с целями и задачами, а также воспитательной программой МБОУ «Ботаническая школа»

2. Организация учебно-познавательной деятельности.

На начало и на конец учебного года в 10 классе обучалось 8 учащихся, 6 девочек (5 -2001 и 1 -2001 года рождения, 2 мальчика (2002 года рождения).

Уровень развития познавательных интересов в классе на достаточном уровне. По итогам учебного года окончивших учебный год на «5» - нет, на «4 и 5» Процент успеваемости и качества знаний – 100%.

Уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся – высокий. Можно отметить достаточный уровень культуры общения ребят друг с другом, с окружающими. В течение года нарушений дисциплины не было. В классе большое количество пропусков по болезни. Положительно на ребят влияют беседы о толерантности, о добром отношении друг к другу.

Уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности – высокий. Ребята добросовестно относились к своим поручениям, проявляли активность и самостоятельность.

Активный познавательный интерес и ответственное отношение к учёбе проявляют почти все учащиеся. В целом в классе сформировалось ответственное отношение к учебной деятельности.

В течение года мною постоянно отслеживалась ситуация образовательного роста учащихся, а также контролировалась подготовку учащимися домашних заданий. Регулярно, через беседы с учителями-предметниками выявлялись успехи детей, проблемы, которые доводились до сведения родителей и решались по мере возникновения.

Контроль над успеваемостью и учебной дисциплиной осуществлялся путем взаимодействия с учителями и родителями, посещения уроков, тесной взаимосвязи в педагогическом коллективе класса. Практика показывает, что уровень контроля был на достаточном уровне. Но есть необходимость продолжить осуществлять строгий контроль успеваемости в новом учебном году, т.к. ребята будут учиться в выпускном классе, и им предстоит успешная сдача ГИА.

3. Развитие коллектива класса и классного самоуправления.

Определённые результаты в течение учебного года достигнуты в развитии классного коллектива. По мнению учащихся, учителей и родителей, в классе сложился благоприятный психологический микроклимат. Ребята доброжелательны, самостоятельны, активны. Общественную активность ребят можно считать на достаточном уровне. В классе развито самоуправление: К. Ольга – командир класса и ответственная за сектор правопорядка, А. Анна – учебный и экологический сектора, К. Карина – культурный и информационный сектора, С. Альбина – спортивный и трудовой сектора. Выполнение своих обязанностей происходит по собственной инициативе и в полной мере. Девочки самостоятельно распределяют дежурство в классе, по школе. Отлично справляются с поручениями. Активно участвуют в выступлениях на мероприятиях и классных часах. Мною были проведены различные социометрические исследования, которые показали, что все девочки самодостаточны как личности, для каждой из них созданы в классе условия и возможности для проявления и реализации своих способностей, через различные виды деятельности. Уровень развития межличностных отношений в классе находится на высоком уровне, конфликты отсутствуют. Класс дружный и сплочённый, дети активные, инициативные, дисциплинированные, знают и соблюдают нормы поведения.

4. Эффективность внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

На протяжении учебного года воспитательная работа в 10 классе была организована по следующим направлениям:

- «Я и мои интересы» (интеллектуальное)

- «Я – гражданин России» (гражданско-патриотическое)

- «Я и окружающие меня люди» (духовно-нравственное)

- «Быть здоровым – это здорово!» (спортивно-оздоровительное)

- «Я – культурный человек» (художественно-эстетическое)

- «Я и природа» (экологическое)

- Семья

- Труд и творчество

- Профилактическая работа


В интеллектуальном направлении была поставлена следующая цель: создание условий для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей, учащихся средствами воспитательной работы. Для развития общенаучных навыков, привития интереса к учебе с учащимися проводились индивидуальные беседы по вопросам подготовки к урокам, была организована взаимопомощь среди учащихся, проведены классные часы: «Приемы эффективного общения», «Верное средство», социологическое анкетирование «Учебные интересы и потребности обучающихся», «Определение уровня воспитанности», «Главные вопросы» - позволяющие открыто обсуждать все насущные и наболевшие вопросы и проблемы класса и школы в диалоге, а так же обучающие игры «Мои права и обязанности», «Мои планы на будущее» и другие. Учащиеся класса принимали активное участие в различных внеклассных и внешкольных мероприятиях, отчитывались перед классом о своей успеваемости. В течение года классный руководитель подготовила и провела различные тематические беседы на актуальные темы: «Правила личной безопасности», «ООПТ – достояние человечества», «Всеобщая декларация прав человека», «1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом», «Наследодатели и наследники. В каких случаях и как составляется завещание?», «По страницам Красной книги», «Главные ценности нашей жизни», «Равенство прав людей от рождения», «Законы - на чьей стороне?», «Мои цели в жизни». Регулярно проводим предметные очные и дистанционные олимпиады, викторины, тренинги, диспуты. Такие неформальные мероприятия оказывают большое влияние на обучение ребят. Каждый стремится к улучшению своих знаний, повышению интеллектуального уровня. Воспитание интеллекта – это в первую очередь создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, побуждение к самосовершенствованию.



В гражданско-патриотическом направлении была поставлена следующая цель: формирование патриотического, гражданского, правового сознания учащихся.

Все проведенные мероприятия направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Много внимания уделялось патриотическому воспитанию учащихся. Ребята посещали школьную библиотеку, активно участвовали в тематических мероприятиях в течение года и в месячнике военно-патриотического воспитания. Особенно интересно было мероприятие посвящённый Дню воинской славы России – смотр строя и песни и конкурсе чтецов. На классных часах ребята расширили свои представления о Красной Армии, была сформирована положительная нравственная оценка служению отечеству во все времена истории нашего государства. Согласно плану по реализации военно-патриотического воспитания в классе мною были запланированы и проведены следующие мероприятия:

  1. Разработан цикл бесед «Дни воинской славы РФ», посвященные памятным датам в истории России;

  2. Проведены Уроки Мужества согласно тематике;

  3. Организован и проведен цикл классных часов «Герои Отечества»;

  4. Проведена беседа «Есть такая профессия – Родину защищать!»

  5. Организована выставка фотографий «Мой папа солдат!»

  6. Классный час «8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста».

  7. Беседа «15 февраля – Памятная дата России. День памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества».

  8. Смотр строя и песни.

Много внимания уделялось воспитанию уважительного отношения к старшему поколению и своим родителям. Проведены акции «День пожилого человека» (октябрь 2017 г.), «Мой папа – солдат» (май 2018 г.), «Георгиевская ленточка» (май 2018 г.), «Бессмертный полк» (май 2018 г.).

Классные часы и беседы «Дни воинской славы РФ», «Герои Отечества», «Революция 1917 года в России – как это было», «Символы России», «Обязанности и  ответственность», «День Конституции РФ. Символы России», «Современные герои Отечества», Крым – часть России» (по страницам истории) «Богатое многообразие мировых культур способствовали воспитанию гражданских качеств личности и правовой культуры.

Цель духовно-нравственного воспитания – это формирование нравственных основ человеческой личности, культуры поведения и культуры общения, умения выслушивать мнение других и отстаивать правильность своей позиции. Подростки учатся ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков.

Ключевыми делами класса можем считать: создание фотолетописи класса «Это – мы». Поздравление именинников класса с Днём рождения, день матери, день пожилого человека, поздравления одноклассников с Новым годом, Днём 8 Марта и Днём защитника Отечества; участие всего класса совместно классным руководителем в школьных мероприятиях. В течение года классный руководитель подготовила и провела различные тематические беседы на актуальные темы: "Ценность человеческой жизни", «Тебя мы славим, край родной!» (посвященный празднованию дня рождения ст. Милютинской), «Богатое многообразие мировых культур», «Они живут среди нас» беседа ко дню инвалидов, «По страницам истории…», «Мы в ответе за тех, кого приручили…», «Интернет благо или зло? », «Мои тебе пожелания», «Книга в жизни школьника: отношение ученика к учебной и художественной литературе», которые способствовали развитию нравственности, формированию правильной личной позиции, идентичности личности, а так же очеловечиванию многих отрицательных поступков современного мира.

Организация и проведение занимательных игр: «Я познаю мир», «Главные вопросы современности», «Профессии, которые я выбираю», урока занятости, профориентационного тестирования, информирование обучающихся о положении на рынке труда в Ростовской области позволила в доступной форме обсуждать вопросы идентичности личности подрастающего человека и развитие навыков саморефлексии.

Степень активности участия учеников класса в проведении общешкольных мероприятий можно считать высокой. Анализ занятости учеников класса в кружках, секциях, творческих объединениях показал, что такие ребята составляют 100 %. Наиболее популярны среди ребят данного возраста такие виды деятельности: экология и краеведение.

В спортивно-оздоровительном направлении была поставлена следующая цель: формирование у учащихся культуры сохранения собственного здоровья, преодолению вредных привычек средствами физической культуры и занятием спорта.

Сохранение здоровья в современном мире - одна из самых актуальных проблем. Большинство учащихся 10 класса имеют хронические заболевания, по этой причине частые пропуски по болезни, поэтому важно проводить профилактические мероприятия в рамках этого направления. Основными формами работы в этом направление являются классные часы: «Здоровые дети в здоровой семье», «Откажись от вредных привычек», «Основные правила ЗОЖ», беседы: «Профилактика инфекционных заболеваний», «Пивной алкоголизм и его профилактика», «Как бороться с ОРВИ И ОРЗ», «С папой вдвоём мы всех превзойдём», «Жить – это здорово!». Я часто знакомлю девочек со спортивными достижениями знаменитых спортсменов. Постоянной формой работы в нашем классе является изготовление различной ярких агитационных и информационных брошюр и буклетов по профилактике различных социальных отклонений у людей: изготовление стенной газеты «Алкоголь – это яд», «Мы против СПИДа», Спорт – здоровье, дружба!», «Нет табачному дыму!». Хороший эффект дают совместные походы и соревнования, к проведению которых я привлекаю родителей «День здоровья. Общешкольный экологический поход», регулярные экскурсии в природу.

В рамках месячника профилактики ЗОЖ была проведен День большой профилактики ЗОЖ, акция «Мы за здоровый образ жизни», выступление школьной агитбригады «Новое поколение выбирает жизнь», в ходе которых обучающимся 10 класса были даны основные рекомендации о сохранении здоровья в виде красочных буклетов и информационно-профилактических листовок. Особе внимание было уделено теме «Основные составляющие здоровья», «Как сохранить здоровье нервной системы и избежать стресса», «Как сохранить здоровье при использовании компьютера» и «Как укрепить иммунную систему». В конце каждый получил информационный материал для детального изучения и использования на практике.

В рамках недели пропаганды знаний о здоровом образе жизни и действий по его утверждению были просмотрены цикл видеофильмов «За здоровый образ жизни», проведен медиалекторий «Быть здоровым – это здорово», а так же изготовлены плакаты и транспаранты по темам «Наркотики – беда!», «Спорт – здоровье, дружба!» и «Сломай сигарету!». В ходе занятий участникам классный руководитель дала творческое задание – придумать такой рекламный плакат, взглянув на который люди обязательно откажутся от вредных привычек и подумают о своем здоровье. По итогам мероприятия были оформлены информационные материалы, которые были использованы в виде агитационного материала в фойе школы

В рамках экологического месячника был проведен День большой профилактики ЗОЖ, классный час «7 апреля - Всероссийский День Здоровья», Акция «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». В ходе мероприятий классный руководитель назвал основные вопросы, определяющие тематику всего занятия «Что значит – быть здоровым?» и «Каковы основные правила ЗОЖ?». По ходу классного часа была проведена серия увлекательных минизаданий: определены компоненты ЗОЖ, где каждый поделился своим видением данного пункта, далее работая в группах участники обсудили вопрос о том, что они вкладывают в понятие «здоровый образ жизни», затем прошел конкурс эрудитов с решением интеллектуальных заданий по теме ЗОЖ и в ходе рефлексии каждому необходимо было привести самый убедительный аргумент в необходимости здорового образа жизни. Так же учащиеся приняли активное участие в практической акции «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». В рамках месячника здорового питания была проведена беседа «Все ли полезно, что мы едим», участие в оформление кулинарной книги и оформление стенной газеты «Основы ЗОЖ», все эти мероприятия способствовали пропаганде здорового образа жизни учащихся и их родителей, семейных ценностей; сохранению и приумножению здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития.


В художественно-эстетическом направлении была определена следующая цель - формирование эстетической культуры личности через овладение ею художественными знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству.

Основными мероприятиями, в рамках формирования эстетической культуры обучающихся 10 класса являются: организация творческих выставок: «Заповедные места России», «Красная книга России и РО», конкурс рисунков и плакатов: «Учитель – как много в этом слове!», «Любимый уголок природы», «Осенний вернисаж», «Берегите природу!», «Толерантность в повседневной жизни», «СПИД – чума 21 века», «Они живут среди нас», «ООПТ Ростовской области», беседы: «Я хозяин жизни», изготовление агитационных материалов по разным тематикам: «Режим дня залог здоровья», выставки книг: «Мой папа солдат!», «ООПТ РО», «Королёв – город мечты», проведение игр, практикумов, музыкально-литературных вечеров: «Осенний бал», «Новый год», «День святого Валентина» и эколого-просветительские акции.

Значительную часть в своей работе в данном направлении отвожу формированию эстетического отношения к природе через практическое участие в эстетизации окружающей среды (уход за растениями: акция «Зелёный класс», «Посади свое дерево», животными: акции «Синица», «Покормите птиц» и «Кормушка», бережное отношение к естественной природе: «Не сжигайте, люди, листья», «Мусор», «Живи, родник, живи», «Голубой патруль»), а так же в использовании искусства в формировании представлений учащихся о красоте природы: организация конкурсов рисунков и изготовление авторских презентаций.

Цель экологического воспитания - формирование экологической культуры и экологического сознания школьников. Экологическое воспитание учащихся актуально и является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. В классе реализуется программа экологического воспитания учащихся “ЭкоМиР»”, которая включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды школьного, муниципального, областного и Всероссийского уровней. Основные виды деятельности, предусмотренные программой:

  1. По защите природной среды (кормление птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);

  2. По предупреждению негативных поступков в природе и борьба с ними;

  3. По улучшению природной среды (посадка растений, уборка парков и скверов);

  4. По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);

  5. По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);

  6. Озеленение территории населённого пункта, территории школы, классных комнат.

Данное направление подразумевает использование разнообразных форм практической реализации: беседы: «Защитим природу», «Птицы, зимующие на территории Донского края», День биологического разнообразия, День заповедников и национальных парков, Всемирный день дикой природы, Международный день рек, День Земли, Международный день леса, Всемирный день без табака, работа на экологической тропе в рамках работы экологического отряда «Зеленый патруль», познавательные игры: «Мой экослед», экологические акции: «Зелёный класс», «Посади свое дерево», «Синица», «Покормите птиц», «Кормушка», «Не сжигайте, люди, листья», «Мусор», «Живи, родник, живи», «Голубой патруль», «Час Земли», «Берегите первоцветы», экологические проекты, конкурсы агитационных материалов: «Биоразнообразие планеты Земля», медиалектории: «Сивучи», викторины: «Золотая осень», экскурсии, выступление агитбригад: «Мы за ЗОЖ. Мы против вредных привычек», «Мы рождены сберечь планету…» и флешмобы «Первоцветы».

В рамках экологического месячника (октябрь 2017 г.) были проведены следующие мероприятия - реализация классной программы по озеленению класса, организована выставка литературы по проблеме охраны природы и ООПТ «Экология прекрасного», проведены Всероссийский экологический урок и Всероссийский экологический диктант. В течение экологического месячника (апрель 2018 г.) был проведен цикл мероприятий в рамках Дня экологических знаний: масштабная акция «Посади дерево» (высажено более 35 саженцев различных деревьев и кустарников на территории школы – вишни, сирень, абрикосы, сливы, смородина и малина), акция «Зелёный десант», основные мероприятия проходили на фитозоне и в школьном дендрарии, где обучающиеся продолжили паспортизацию зеленых объектов в рамках работы экологического отряда «Зелёный патруль», организовали экологический флешмоб "Короткая жизнь мыльного пузыря", поучаствовали в экологической игре "Мой экологический след", просмотрели познавательную презентацию "ООПТ России и Ростовской области", поучаствовали в акции "Не рвите цветы" и "Первоцветы". Так же согласно плану работы ОО была проведена неделя биологии, химии и географии в период 16 по 23 апреля 2018 года. В результате проведения серий мероприятий, обучающие 10 класса стали более активно вникать в практическое решение экологических проблем местности. Помимо просветительских целей предметная неделя дала возможность принимать активное участие во всех запланированных мероприятиях путём творческого подхода и через общение со сверстниками. Основные мероприятия, которые проводились в ходе недели, вызывали живой интерес и отклики со стороны каждого ребёнка и взрослого.

Основная цель моей работы в направление «Семья» - это привлечение родителей к жизни и проблемам класса, через реализацию единой системы «Классный руководитель + родители + ученики = МЫ».

Огромное значение в работе с семьей имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. При выборе тем родительских собраний я опираюсь на рекомендации педагога-психолога ОО, тематику общешкольных родительских собраний и, конечно, на личное предпочтение родителей (которое определяется путем анкетирования в начале года): «Воспитания толерантности у учащихся, профилактике терроризма, экстремизма и межнациональной розни», «Профилактика алкогольной зависимости», « Нравственные законы нашей семьи», «Как уберечь ребенка от беды (профилактика суицидов)», «Об ответственности несовершеннолетних», «Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей», «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и основных правил техники безопасности во время летних каникул».

Безусловно, к педагогическому просвещению родителей я отвожу пристальное внимание, в этом году было проведено 4 заседания педвсеобуча - «Возрастные особенности старшеклассников», «Самовоспитание старшеклассников, как условие нравственного воспитания», «Правовые аспекты воспитания: гражданская идентичность», «Трудный диалог: отцы и дети». По итогам каждого заседания в ходе рефлексии озвучивались различные мнения по обсуждаемым вопросам и решались различные педагогические ситуации, которые позволяли оценить реальность возникновения той или иной ситуации в действительности.

Часто практикую различные виды анкетирования: «Определения уровня тревожности» (предупреждения у школьников нервно-психических расстройств и срывов), «Знаете ли вы подростковую психологию», общие беседы: «Воспитание толерантности в семье», «Нелегкий разговор о требовательности», «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей», «Семья – это то, что с тобою всегда» и индивидуальные консультации с родителями по волнующим их вопросам, стараюсь не оставлять без внимания ни один вопрос родителей.

В этом году огромное внимание мною уделялось профориентационной работе с родителями и детьми: беседа «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей», тренинг-практикум «Моё будущее», тренинг «Умей управлять своими знаниями».

Работа родительского комитета по итогам года оценивается хорошо, основная деятельность направлялась на содействие обеспечения оптимальных условий для организации образовательного процесса. Посещаемость родительских собраний и педвсеобучей 75-100 %, уровень результативности родительских заседаний можно считать высоким.

Систематическое проведение бесед-инструктажей по различной тематике, разработка рекомендаций для родителей «Что делать, если в дом пришла беда», «Создание дома, свободного от ПАВ», информирование детей и родителей о работе телефонов доверия, служб способных оказать помощь в сложной ситуации и ЧС.

В направлении «Труд и творчество» была поставлена следующая цель: осуществление профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда и развитие творческого начала и потенциала каждого ученика.

В рамках месячника по профориентации было много проведено разнообразной работы с родителями и детьми: урок «Моя будущая профессия», анкетирование учащихся о дальнейшем выборе профессии, конкурс фотоколлажей «Профессии моей семьи», классный час «Мой выбор будущей профессии (мифы и реальность»), просмотр презентации «Как не стать лишним в профессии», проект-защита «Профессии моей семьи».

Общественно полезный труд является основой формой трудового воспитания учащихся в нашем классе. Общественно полезный труд - это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость: дежурство в школе, по классу и летняя трудовая практика, выставка рисунков и поделок из природного материала, участие в общешкольной акции по уборке территории «Мой любимый школьный двор», изготовление кормушек из подручных средств, проведение фотоконкурса «Любимый уголок природы» и «Птицы, зимующие на территории Донского края», оформление агитационных листовок и баннеров. Практическое участие в экологических акциях: «Зелёный класс», «Посади свое дерево», «Синица», «Покормите птиц», «Кормушка», «Не сжигайте, люди, листья», «Мусор», «Живи, родник, живи», «Голубой патруль», «Час Земли», «Берегите первоцветы» и работа на экологических тропах. В рамках месячника по благоустройству территории школы все учащиеся оказали посильную помощь в прополке вишневого сада, фитозоны и поучаствовали в акции «Обелиск». В процессе систематического общественно полезного труда у школьников формируются такие нравственные качества как ответственность, бережное отношение у собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность.

Профилактическая работа в классе была нацелена на недопущение чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев и гибели несовершеннолетних путем соблюдения основных правил безопасного поведения обучающимися 10 класса по пожарной и антитеррористической безопасности, по соблюдению правил техники безопасности, в том числе безопасному пользованию бытовыми электроприборами, обращению с огнем, по соблюдению мер безопасного поведения на водных и иных природных объектах, правила нахождения на природе, возможной опасности встречи ядовитых животных и правилах первой доврачебной помощи при их нападении и иных факторах природного и антропогенного характера. Профилактическая работа, как в школе, так и в классе осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Реализация плана по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

В 10 классе проводится целенаправленная профилактическая работа с несовершеннолетними по профилактике ДТТ. Согласно программ по обучению школьников правилам дорожного движения «Основы безопасного движения» для 1-11 классов и плану по ВР,  в 10 классе проводятся ежемесячные тематические классные часы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и формирование представлений школьников о безопасности дорожного движения.

- Проведение занятий по ПДД «Правила поведения участников дорожного движения» (Цель: изучение ПДД и формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге) 18.09.2017.

- Проведение занятий по ПДД «Дорожная этика» (Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге) 11.10.2017.

- Проведение занятий по ПДД «ФЗ «О безопасности дорожного движения», разработка памяток для родителей и обучающихся по профилактике ДТП (цель: привлечь внимание учащихся к основным правилам безопасного поведения на проезжей части, к соблюдению правил ДД) 10.11.2017.

- Проведение занятий по ПДД «Кодекс РФ об административных нарушениях», выдача памяток для родителей и обучающихся по профилактике ДТП (цель: привлечь внимание учащихся к основным правилам безопасного поведения на проезжей части в зимнее время, к соблюдению правил ДД) 11.12.2017 и 10.01.2018.

- Проведение занятий по ПДД «Уголовный кодекс РФ», выдача памяток для родителей и обучающихся по профилактике ДТП (цель: привлечь внимание учащихся к основным правилам безопасного поведения на проезжей части в зимнее время, к соблюдению правил ДД) 07.02.2018 г. и 14.03.2018 г.

- Проведение занятий по ПДД «Гражданский кодекс РФ», выдача памяток для родителей и обучающихся по профилактике ДТП (цель: привлечь внимание учащихся к основным правилам безопасного поведения на проезжей части в весеннее время, к соблюдению правил ДД) 10.04.2018.

- Проведение занятий по ПДД «Итоговое занятие», выдача памяток для родителей и обучающихся по профилактике ДТП (цель: привлечь внимание учащихся к основным правилам безопасного поведения на проезжей части в весеннее время, к соблюдению правил ДД) 15.05.2018.

Так же в 2017-2018 году были проведены классные родительские собрания с целью предупреждению ДТТ среди обучающихся (с обязательным инструктажем под подпись), организовывалась выдача  различных памяток и иных агитационных материалов для учащихся и родителей.

- Родительское собрание и беседа-инструктаж «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во время осенних каникул» (с родителями и обучающимися 10 класса) 01.10.2017.

- Родительское собрание и беседа-инструктаж «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во время зимних каникул» (с родителями и обучающимися 10 класса) 15.12.2017.

- Родительское собрание УК РФ «Об ответственности несовершеннолетних» (цель: акцентировать внимание родителей об ответственности несовершеннолетних в части несоблюдения основных ПДД) протокол № 7 от 26.02.2018 г.

- Родительское собрание и беседа-инструктаж «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во время весенних каникул» (с родителями и обучающимися 10 класса) 21.03.2018.

- Родительское собрание и беседа-инструктаж «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во время летних каникул» (с родителями и обучающимися 10 класса) 31.05.2018.

Согласно плану общешкольных мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на  2017-2018 учебный год в 10 классе ежемесячно проводился цикл классных часов и бесед по профилактике ДДТТ и организовываются практические занятия с учащимися по изучению ПДД с проведением инструктажа.

- Беседа-дискуссия «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода» (Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге как залога предупреждения ДТТ) 12.09.2017.

- Беседа-игра «Правила дорожные пора всем знать» (цель: проверка знаний основных правил ДД и их использование в реальной ситуации) 21.10.2017;

-Инструктаж по правилам поведения обучающихся и родителей в урочное и внеурочное время (под подпись) 01.09.2017, 14.09.2017, 22.09.2017, 28.10.2017, 02.11.2017, 10.11.2017 , 28.12.2017.

- Инструктаж по правилам поведения обучающихся и родителей в урочное и внеурочное время (под подпись) 02.11.2017, 10.11.2017 ,28.12.2017.

Во время месячника безопасности дорожного движения и месячника безопасности жизнедеятельности, были проведены открытые уроки, тренировочные мероприятия, проведено занятие «Правила поведения участников дорожного движения», просмотрены видеоролики о результатах и последствиях ДТП и акция «Безопасная дорога!» (цель: изготовление наглядной агитационной продукции: листовок и буклетов по теме «Будь внимателен на дороге!»). Так же в 10 классе во время декадников «Безопасные школьные каникулы», «Безопасная зимняя дорога», «Безопасная дорога» и Акция «Внимание, дети!» в связи с уходом на каникулы были проведены занятия с учащимися по изучению ПДД и ППБ с проведением инструктажа по технике безопасности под подпись.






2. Реализация плана по пожарной безопасности

Обучение детей школьного возраста правилам пожарной безопасности в наше время очень важно. Воспитывать навыки осторожного обращения с огнём должны все: и родители, и педагоги. В классе проведены разнообразные по формам плановые мероприятия  по пожарной безопасности: «Становление пожарного дела», «Наша пожарная часть. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование», «Сигарета - яд и пожар», «Люди огненной профессии», «Знаки пожарной безопасности», «Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности», «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре». Систематически проводятся инструктажи (под подпись) с учащимися и их родителями по противопожарной безопасности, тренировочные занятия, выдача родителям и обучающимся различных информационно-разъяснительных материалов «Как вести себя во время пожара», «Действия при возникновении чрезвычайной ситуации», «Действия во время пожара, правила эвакуации».

3. Реализация плана по профилактике терроризма, экстремизма и межнациональной розни

В 10 классе МБОУ «Ботаническая школа» были проведены следующие профилактические мероприятия по противодействию распространения терроризма и экстремизма:

Классный час «Нет терроризму!» (цель: акцентировать внимание обучающихся на основные правила поведения в любых экстремальных ситуациях) 15.09.2017.

Просмотр видеофильма и агитационных материалов об основных правилах поведения в экстремальных ситуациях.

Родительское собрание «Воспитания толерантности у учащихся, профилактике терроризма,

экстремизма и межнациональной розни» - протокол № 2 от 14.09.2017 г.,


Классный час «Толерантность и межнациональные кон­фликты. Как они связаны?» (цель: акцентировать внимание обучающихся на основные соблюдение основ толерантного поведения в обществе, разъяснить причины межнациональных конфликтов на конкретных примерах) 14.11.2017


Оформление стенгазеты «Планета Толерантность» (цель: акцентировать внимание обучающихся на основные соблюдение основ толерантного поведения в обществе, путем создания информационно-агитационного материала) - 23.11.2017 г.


Беседа-тренинг «Толерантная ли личность?» (цель: изучение личных качеств личности, формирование способности к саморефлексии) – 23.11.2017 г.



Информирование родителей о правовых основах проведения работы по профилактике распространения идей экстремизма в подростковой среде протокол № 5 от 15.12.2017 г.

Беседа «Мы против насилия и экстремизма» (цель: формирование позитивного отношения к жизни, толерантного образа поведения и развитие человеколюбия) - 30.01.2018 г.


Проведение инструктажа по технике безопасности в случае террористической угрозы (1 раз в четверть).


Родительское собрание УК РФ «Об ответственности несовершеннолетних» протокол № 7 от 26.02.2018

Информирование родителей о проведении в ОО Дней антитеррористической защиты, ознакомление с памяткой «Действия при возникновении чрезвычайной ситуации» от 26.02.2018 г.

Беседа «Богатое многообразие мировых культур» (цель: познакомить с многообразием мировых культур, общности происхождения человека и акцентировать внимание обучающихся на соблюдение основ толерантного поведения в обществе, разъяснить причины межнациональных конфликтов на конкретных примерах) – 03.04.2018 г.


Родительское собрание «Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей» протокол № 8 от 19.04.2018 г.


Беседы-инструктажи «Это необходимо знать» (по необходимости) (цель: обратить внимание обучающихся 10 класса на значимость проблемы обеспечения безопасности в урочное и внеурочное время, рассказать о самых распространенных опасностях, подстерегающих их в различных ситуациях; научить, как правильно выйти из сложной ситуации, угрожающей их здоровью или жизни).

Разработка памяток для родителей и обучающихся по профилактике экстремизма и терроризма (по мере необходимости).


4. Реализация плана по предупреждению суицидов

Работа по профилактике подросткового суицида проводилась в соответствии с планом ОО и планом ВР класса. По данному направлению была проведена ставшая традиционной акция «Жизнь - это здорово!» (сентябрь 2017 г.), приуроченная к Всемирному дню борьбы с суицидом. Основная задача акции - придать детям положительный настрой, формировать оптимистическое отношение к жизни. В программу акции были включены следующие мероприятия: беседа "Ценность человеческой жизни", тренинг «В чем смысл жизни?». В ходе занятий произошло выявление общих и индивидуальных проблем детей данного возраста через выполнение различных заданий и решение стандартных ситуаций. Классный руководитель нацелил подростков на активизацию собственных позитивных ресурсов, развитие активной жизненной позиции. В ходе рефлексии каждый участник определили собственные «проекции на будущее». В конце классный руководитель проинформировал учащихся о работе телефонов доверия, служб способных оказать помощь в сложной ситуации и ЧС. В сентябре проводилось анкетирование учащихся «Определения уровня тревожности», анализ показал, что в целом уровень тревожности в 10 классе оценивается как нормальный, явных признаков для беспокойства по этому показателю здесь не просматривается, хотя у 1 обучающейся имеется показатель, характеризующийся как «несколько повышенная тревожность» (особенно это проявилось в шкале межличностная тревожность) и поэтому, результаты тестирования у нее вышли за границу нормы. Полученные данные позволяют говорить о двух уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: среднем − 9−15 баллов, высоком − более 15 баллов. Испытуемые со средним уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. В целом показатель уровня знания подростковой психологии испытуемых находится на оптимально-допустимом уровне, требующего незначительной коррекции (рекомендации). В течение года педагог-психолог проводил различные анкетирования с целью выявления суицидального риска учащихся школы, в том числе 10 класса, классный руководитель на основе этих данных осуществлял мониторинг ситуации, проводил по мере необходимости индивидуальные консультации с учащимися и родителями.

В соответствии с планом ВР класса предусматривалось проведение профилактических мероприятий: беседы «Жить – это здорово», «Интернет благо или зло», «Семья – это то, что с тобою всегда» и тренинги-практикумы «Моё будущее», «Конфликты и их разрешение», «Нелегкий разговор о требовательности», «Умей управлять своими эмоциями», «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей», классные часы «Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в подростковой среде», «Я хозяин жизни». Основной действенной формой работы в профилактике и предупреждению суицидального поведения подростков является работа с родителями: проведение родительских собраний: «Обеспечения безопасности детей в 2017-2018 учебном году» (инструктаж родителей о соблюдении безопасности детей (исполнение областного закона № 346-ЗС от 16.12.2009 "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию"), «Как уберечь ребенка от беды» (оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида), «Обеспечения безопасности детей в Интернет-пространстве» (обратить внимание родителей учащихся-подростков на значимость проблемы обеспечения безопасности детей в Интернет-пространстве, недопущения вовлечения несовершеннолетних через социальные сети в преступную и иную деятельность), «Виртуальная реальность. Как избежать беды?» (обеспечения безопасности детей в Интернет-пространстве, недопущения вовлечения несовершеннолетних через социальные сети в преступную и иную деятельность), проведение индивидуального инструктажа под личную подпись родителя и обучающегося 10 класса», «Основные правила техники безопасности во время летних каникул»; педагогических всеобучей: «Возрастные особенности старшеклассников» (познакомить с основными особенности старшего школьника, развивать умения строить конструктивные диалоги в решении любых ситуаций), «Нравственные законы нашей семьи (самовоспитание старшеклассников, как условие нравственного воспитания семьи)», «Трудный диалог: отцы и дети» (развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей, уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между родителями и детьми) и различных инструктивно-ознакомительных бесед с обязательным инструктажем под подпись): цикл бесед «Это необходимо знать», с целью доведение до сведения учащихся и их родителей информации о работе «телефонов доверия», служб способных оказать помощь в сложной жизненной ситуации, ознакомление с информационными памятками «Телефоны доверия», телефоны «горячей линии» и контактами специалистов в работе с детьми на территории РФ и РО.

В рамках дня большой профилактики (январь 2018 г.) в классе проведена психологическая акция «Мы выбираем жизнь». Основной план акции предполагал следующие мероприятия:

Определение девиза акции «Мы выбираем жизнь!».

Рефлексия «Что такое жизнь?», работа с материалом «Мысли мудрых о жизни».

Прохождение теста «Доволен ли ты собой?», обсуждение результатов.

Тренинг личностного роста «Дерево жизни», определении личностных позиций каждого участника акции, выработка позитивных жизненных установок.

В рамках этой акции для родителей 10-11 классов был проведен семинар-практикум «Позитивное восприятие жизни как профилактика детского и подросткового суицида», с целью побуждения родителей к совершенствованию собственной воспитательной позиции для воспитания у детей правильной системы ценностей, волевых качеств, порядочности, ответственности, справедливости, гармоничного развития их личности. А для учащихся 10-11классов организован классный час с элементами тренинга «Я хозяин жизни», в ходе которого подростки заглянули в себя, осознали себя Личностью, осознали свои цели и смысл в жизни и наметили ориентиры на свое будущее. Итогом этой акции стало участие родителей и обучающихся в конкурсе рисунков «Счастье жить!» и выдача памяток для родителей и обучающихся по профилактике различных отклонений в поведении, в том числе склонностей к суициду, пропаганде позитивных жизненных установок и целей «Это необходимо знать».

Важным условием в профилактике суицидального поведения обучающихся является систематическое наблюдение за детьми их поведением, настроением, уровнем успеваемости не только в школе, но семье. Основными условиями для предупреждения данного отклонения в поведении учащихся можно отнести: развитие у подростков способность к саморефлексии, содействие со стороны взрослых к осознанию их жизненных целей; помочь подросткам сформировать активную жизненную позицию; развивать целеполагание и стремление к реализации личностного потенциала.


5. Реализация плана по профилактике наркомании и пропаганда ЗОЖ

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек в нашей школе привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал. Пропаганде здорового образа жизни посвящены такие следующие классные часы: «Как сохранить здоровье!», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Пивной алкоголизм и его профилактика», «Откажись от вредных привычек», «Основные правила ЗОЖ», «1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом», «Профилактика ВИЧ-инфекции и ЗППП», «Профилактика наркомании». Организован просмотр цикла видеофильмов «За здоровый образ жизни», изготовлены различные информационные и агитационные наглядные материалы «Наркотики – беда!», «Спорт – здоровье, дружба!», «Сломай сигарету!». В сентябре организовали общешкольный поход «Золотая осень», а в апреле провели общешкольный «День здоровья». С целью развития физически здоровой личности, с целью популяризации ЗОЖ и профилактики вредных привычек был проведен месячник по профилактике ЗОЖ (декабрь 2017 г.). При проведении месячника все учащиеся были вовлечены в организованный досуг по пропоганде ЗОЖ, профилактике психоактивных веществ, алкоголизма, табакокурения. Проведены классные часы, с целью формирования основ ЗОЖ: «Здоровые дети в здоровой семье», «Основные правила ЗОЖ», «Мы за ЗОЖ. Будущее без СПИДа», «Быть здоровым – это здорово!». Организованы встречи с родителями для информирования о распространении наркотической зависимости среди несовершеннолетних и мерах по ее недопущению в ОО, проведено родительское собрание «Профилактика алкогольной зависимости».

6. Реализация плана по профилактике правонарушений

Моя работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы по следующим направлениям:

а) профилактическая работа;

б) организация досуговой деятельности;

в) работа с родителями;

г) правовой всеобуч;

д) организация каникул;

е) работа с трудными детьми (в 10 классе их нет).

В начале учебного года создала паспортизацию семьи, создала банк данных учащихся и посетила семьи с составлением акта посещения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учащимися.

Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективными оказались проводимые в классе и школе мероприятия в рамках месячника правовых знаний и профилактики правонарушений. Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.

В 10 классе МБОУ «Ботаническая школа» проводится целенаправленная профилактическая работа с несовершеннолетними, в том числе в 2017-2018 учебном году были проведены различные мероприятия по профилактике и предупреждению правонарушений.

Беседа «Что такое право собственности? Формы собственности».


Ознакомление памяткой «Само­защита права собственности».


Беседа «Всеобщая декларация прав человека».


Дискуссия «Обязанности и  ответственность».

Деловая игра «Главные вопросы современности».


Дискуссия « «Верное средство».


В рамках дня правовой помощи детям и родителям (законным представителям) были показаны видеоролики, проведена беседа “Поговорим об ответственности”, была организована встреча с учителем обществознания по вопросу “Административная и уголовная ответственность”. В 2017-2018 году были проведены классные родительские собрания и заседания педагогических всеобучей с целью предупреждения правонарушений среди обучающихся (с обязательным инструктажем под подпись), организовывалась выдача  различных памяток и иных агитационных материалов для учащихся и родителей. Так же веду пропаганду педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям «Возрастные особенности старшеклассника», «Моя будущая профессия», тренинги-практикумы «Моё будущее», Уверенность – залог успеха», родительские собрания «« Нравственные законы нашей семьи», «Самовоспитание старшеклассников, как условие нравственного воспитания», «Об ответственности несовершеннолетних», «Трудный диалог: отцы и дети». Все эти мероприятия, направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей с целью предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.

5. Выводы и перспективы в дальнейшей работе.

Анализ воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися и родителями по всем направлениям. В следующем учебном году необходимо продолжить работу по созданию атмосферы сотрудничества, взаимопонимания в классе и в школьном пространстве в целом; над повышением уровня культуры; учить толерантному общению друг с другом, с учителями, с взрослыми людьми.

Классный руководитель ________________ Д.К. Аметова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!