государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
Красносулинская школа-интернат №1
Анализ воспитательной работы за 2019-2020 учебный год
Воспитатель: Кривоклякина Н.Ф.
2019-2020 учебный год
Анализ воспитательной работы по самообразованию за 2019-2020 учебный год
Воспитатель: Кривоклякина Нина Фёдоровна
Методическая тема:«Экологическое воспитание детей с нарушениями интеллекта во внеурочное время».
На начало учебного года в группе 5-7-9 класса было 13 человек, 3 девочки и 10 мальчиков.
Возрастной состав детей колеблется от 16 до 13 лет. Все дети живут с родителями.Сведения о себе, о своей семье дети дают элементарные.
По диагностическим данным дети в основном соответствуют развитию своего возраста, есть дети с опережающем развитием: Уныченко Артур, Науменко Георгий.
У этих детей правильное изложение текста, стихов, рассказа, хорошо развита память.
Отстающие в классе дети: Шабовта Роман, Бочарников Андрей.
У этих детей словарный запас находится на низком уровне. Дети не могут вести диалог между собой, он ограничен бытовой фразой. Круг представлений об окружающем, узкий, примитивный.
Шабовта Роман, Бочарников Андрей обводит элементы букв и цифр по карандашному образцу учителя.Читать не могут, опираются на картинку с буквой.
Мотивация к учебной деятельности у этих детей снижена. Рома Шабовта предпочитает игровую деятельность.
Они расторможены и требуют к себе постоянного контроля и внимания со стороны взрослого.
Мелкая моторика слаба, и как следствие долго удерживать ручку не могут, да и не хотят!
В дальнейшем планирую продолжать работу по развитию мелкой моторики путём
использования различных предметов: работа с бумагой, тканью, деревом, рисование различными видами материалами (ручкой, карандашами, мелками, красками, работа с пластилином,игры с конструктором, с различными дидактическими играми.
Все детичитают послогово с переходом на целые слова, прочитанное пересказывают при помощи наводящих вопросов (кроме Шабовта Р,Бочарникова А.). Бочарников Андрей легко на слух воспринимает стихотворения, быстро заучивает их, хотя и не читает.
Воспитанники во внеурочное любят ходить в школьную библиотеку, берут детские книги на разную тематику, читают рассказы, сказки, заучивают стихотворения к различным мероприятиям.
В развитии элементарных математических представлений необходимо поработать над устным счетом до 20 прямой и обратный, над сложением и вычитанием целых чисел в пределах 100, над решением арифметических задач, над закреплением и построением геометрических фигур.
Для закрепления геометрических фигур (Шабовта Р., Андрей Б.) использую в работе различные дидактические игры с геометрическими фигурами,дидактический материал.
Все дети группы 5-7-9 класса имеют психические отклонения и нарушения в поведении. Часто бывают нарушения психоэмоционального состояния, это выражается в проявлении агрессии друг другу, все бывают непредсказуемы, (особенно Науменко Г., Бочарников А., Тищенко А., Ужакин В., Шабовта Р., Ломинов Д.)
Дети в группе все общаются между собой. Иногда появляются конфликтные ситуации, которые разрешаются путём индивидуальных бесед, проведением тематических классных часов.
С детьми проводятся регулярно беседы по коррекции волевой сферы, по коррекции поведения, по правилам вежливого отношения друг к другу, к старшим.
В дальнейшем планирую проводить совместные родительские собрания по тематике «Культуры поведения», «Вежливого тона, как в школе, так и соблюдении его в семье.»
В самообслуживании все дети практически приобрели навыки, применяют их на практике, кроме завязывания шнурков. (Рома Ш., Андрей Б, Артём Т. будем продолжать работать по закреплению этих навыков).
Культурно-гигиенические навыки выполняются всеми детьми на должном уровне, согласно возрастным особенностям детей, но закрепление полученных навыков влияет нанесоблюдение их в домашних условиях.
Хозяйственно-бытовой труд прививается согласно возрастным особенностям детей.
Дети все стараются добросовестно дежурить по столовой: накрывают и сервируют столы к завтраку и к ужину, вытирают со столов, уносят посуду, подметают и моют пол в силу своих возможностей. А также убирают в классе, и закреплённые участки в школе и на улице. Но всегда необходим контроль за их выполнением в полном объёме.
Шошина А. начала убирать в спальне, на закрепленном в школе участке. Также стал принимать участие в уборке класса, участков в школе и Шабовта Р.Отжим тряпки им даётся с трудом, но на помощь всегда приходят друзья из класса.
Наши дети всегда принимают активное участие в жизни школы. Ни одно мероприятие не обходится без наших детей, они поют, танцуют, всегда востребованы.
Очень довольны собой, когда их хвалят.
Иногда в общешкольных мероприятиях стал принимать участие Науменко Г., Бочарников А. Андрей Б. выразительно читает наизусть стихи, Георгий Н.выразительно читает с интонацией большие тексты рассказов, поёт, если у них появляется мотивация получить награду или диплом за участие. Очень рады, когда их хвалят, любят, чтобы их уговаривали, уделяли им много внимания.
Все воспитанники группы занимаются в различных кружках по интересам.
Мальчики посещают спортивные секции по футболу, волейболу (девочки), принимают участие в соревнованиях между классами, посещают кружок компьютерной грамотности. Получают грамоты за спортивные достижения.
Также воспитанники занимаются в кружках «Мягкая игрушка», «Оригами», «Белая ладья», «Мастерская художника».
Занимаясь в кружке «Мастерская художника», дети лепят, рисуют красками, карандашами, делают поделки из различного изоматериала.
Такие дети, как Филимоненко А. освоила метод пластилин графии, Ужакина Н. делает красивые поделки методом обрывной аппликации, Ужакин В., освоил метод аппликации из салфеток в технике торцевания. В кружке «Мягкая игрушка» дети шьют различные по форме, размеру и цвету мягкие игрушки. В кружке «Оригами» дети изготавливают из бумаги объёмные поделки на разную тематику.
За хорошие работы дети получают грамоты, дипломы 1,2 степени, за участие в международных конкурсах: »Совушка», «Кладовая талантов», «Цветной фейеверк»., очень горды собой, все грамоты везут домой.
Работы Ужакиной Н., Ужакина В. были выставлены на выставку областного фестиваля творчества детей-инвалидов «Мне через сердце виден мир» г. Ростова Н/Д.
Были получены грамоты за активное участие в выставке прикладного искусства.
Это развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость,внимание, развитие творческих способностей, эстетического вкуса, воображения.
Совместно со мной, учителем музыки Шестаковой О.А., рук. кружка «Оригами» Скориной Е.Н., рук. кружка «Мягкая игрушка» Путятиной Е.Н.мы с детьми принимали участие в мероприятии, посвященному Дню пожилых людей, Декаде инвалидов ЦСО ГПВ «И» Красносулинского района (СРО №3). Наши воспитанники выступили с концертом, дети своими руками изготовили различные поделки из бумаги, ткани и вручили их на память. Получили большое удовольствие от своего выступления, получили грамоту.
Проведение таких мероприятий сплачивает детский коллектив, воспитывает доброту и уважение к старшему поколению.
К празднику 23 февраля воспитанники принимали участие в смотре строя и песни, заняли 2 место, были рады своей победе, получили грамоту.
Также воспитанники принимали участие в интегрированном экологическом празднике «Чур, заповедано!» вМБУ ДОГЦВР «Досуг», со мной, рук.кружка «Оригами Скорина Н.Ф., рук.кружка «Мягкая игрушка» Путятина Е.Н., на котором выставили свои картины на экологическую тематику и рассказали, как, необходимо охранять и защищать нашу природу.
В ноябре 2019 года мной было проведено открытое познавательно-коррекционное занятие на тему «Живая и неживая природа».
Цель: называть и различать объекты живой и неживой природы.
Для проведения занятия была проведена большая предварительная работа:
Ежедневно с детьми вели наблюденияза объектами живой и неживой природы.
Рассматривали иллюстрацииэнциклопедий о живой и неживой природе.
Просматривали видеофильмы о природе, просмотрели презентацию «Живая и неживая природа», «Природа и человек».
Провели с детьми знакомство появления объекта живой природы (бабочки, лягушки, растения) и стадиями их развития.
Провели в практической деятельности посадку цветов, лука и наблюдали за их ростом.
Провели экспериментальную деятельность по сравнению живого цветка в клумбе, в горшке, с цветком не живым (изображённом на картинке).
Читали художественную литературу о живой и неживой природе, заучивали стихи, отгадывали загадки. Делали зарисовки объектов живой и неживой природы.
Проведены дидактические игры: «Живое- неживое», «Ботаническое лото», «Найди по листу дерево», «Летает не летает», «В воде, в воздухе и на земле» и т.д.
Детям была интересна и доступна тематика занятия. Дети отвечали на поставленные вопросы, были активны в ходе занятия.
В ходе занятия с детьми выяснили, что такое природа? Дети знают, что природа-это то, что нас окружает и не создано руками человека.
Опираясь, на свои полученные знания, картинки, дети рассказывали, что природа
бывает живая и неживая. Выяснили, что относится к живой природе и как можно отличить живое от неживое. Дети называли объекты живой и неживой природы. В ходе занятия сделали вывод: всё живое обязательно дышит, питается, передвигается, растёт и даёт потомство..
Закрепление изученного материала проходило через игровую деятельность.
Дети читали и отгадывали загадки показывая ответ карточками по цвету «Где природа, а где нет?»
Решали тест «Выбери правильный ответ» просмотром слайд шоу, читая вслух вопросы и выбирали правильный ответ из трех.
Заполняли таблицу «Живая и неживая природа» вписываяпредложенные слова в соответствующие графы, объясняя значение слов.
В конце занятия подвели с детьми итог словами:
Природу нужно уважать
Она заботится о нас
Наша с вами задача: «Любить и уважать природу».
Занятие было интегрированное, была прослежена связь с экологией, с музыкальным сопровождением, с использованием ИКТ.
Цели и задачи, намеченные мной на занятии, были выполнены.
Коррекционное занятие «Живая и неживая природа», план кружковой работы «Мастерская художника» на 2019-200 учебный год были опубликованы на сайтах «Инфоурок», «Копилка уроков».
Работая по экологическому воспитанию по теме: «Экологическое воспитание детей с нарушениями интеллекта во внеурочное время» планирую в дальнейшем продолжать, так как эта тематика интересна и доступна моим воспитанникам.
В ходе наблюдений в природе у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы, жизни птиц, растений, животных, насекомых. Они всматриваются в предмет и подмечают его характерные особенности. Экологические знания могут быть сформированы у детей если систематически на протяжении всего времени их знакомят с разнообразием растений, животных, птиц, которые их окружают. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.