АНАЛИЗ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 7 Б КЛАССЕ
за 2014 - 2015 учебный год
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.
В классе на начало учебного года было 21 человек, из них 12 мальчиков и 9 девочек.
Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.
По итогам года 8 человек окончили учебный год на «хорошо». Процент качества знаний равен 34 % - это ниже, чем в прошлом году. Хотя я в течение года старалась следить за учебным процессом в классе (постоянно общалась с преподавателями, организовывала их встречи с родителями), в классе есть откровенно слабые и, к сожалению, ленивые дети. Учеба им дается трудно. Следует отметить, что у учащихся класса очень низка учебная мотивация, это подтвердили и результаты анкетирования. У учащихся еще не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относятся несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении.
В течение года регулярно проводились тематические классные часы, беседы, не только по плану, но и внеплановые («День героя», «День неизвестного солдата», «Дети – герои войны», урок мужества и т.д.) Данные мероприятия носили различную тематику и были направлены на развитие личности учащихся. Проводились занятия по гражданскому воспитанию, эстетическому воспитанию и этикету, экологическому воспитанию, нравственно-эстетическому воспитанию, занятия направленные на формирование здорового образа жизни, занятия по трудовому воспитанию. Кроме того, проводились беседы по правилам дорожного движения, безопасности жизнедеятельности детей, нарушениями техники безопасности.
Класс нельзя назвать дружным, так как наблюдается деление на условные микрогруппы. В классе имеется и такой ученик (Ильин Кирилл), который часто оказывается вне коллектива, и это является следствием его эмоциональных и психических особенностей, а не неприятия его классным коллективом. Отношения мальчиков и девочек не всегда являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год изменился незначительно. Несмотря на то, что постоянно проводится работа по вовлечению учащихся в совместные мероприятия(театр юного зрителя – «Сердце матери»; филормония - концерт, посвященный 125-летию К.Иванова, кинофильм «Нарспи»; библиотека имени Сеспеля - викторина «Читая К.Иванова», и другие классные мероприятия, у некоторых учащихся, к сожалению, проявляется стремление увильнуть от работы, совместных дел класса. Необходимо отметить, что проблема формирования коллектива не снята и продолжает оставаться одной из самых важных. Требуется продолжение работы по сплочению коллектива.
В течение учебного года учащиеся класса участвовали во многих школьных мероприятиях: «Минута славы» - Иванова С. 3 место, «Мисс осень», НПК «Гений чувашской поэзии» Петрова Е. и Зайцева М. 3 место, «Битва хоров» 3 место, выпуск стенгазет к году литературы: «Гений чувашской поэзии» 2 место, смотр строя и песни, выпуск стенгазет к 70-летию в Великой Отечественной войне 3 место.
Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный, но на нравственно-психологический климат в классе влияет Козлов Кирилл, который будучи лидером не всегда положительно влияет на атмосферу в коллективе. Тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу проявляют Жарский Дмитрий, Андреев Евгений, Иванова София, Федорова Наталья, Куропаткина Ксения. Для 5 учащихся класса характерна завышенная самооценка.
Учащиеся класса стали более активно и ответственно относиться к дежурству по классу и в столовой, уборке территории и субботникам.
В классе есть учащиеся из «группы риска» (Ильин Кирилл, Иванов Роман, Савельев Максим). Эти учащиеся склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем и соц.педагогом Васильевой Н.З. велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль за их деятельностью и кругом общения.
За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 4 классных родительских собрания: «Первые проблемы подросткового возраста», «Учебная мотивация», «Безопасность в сети Интернет», «Итоги года. Школьная форма». Родительские собрания проходили один раз в четверть. Большинство родителей посетили все собрания. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня школьника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание.
Помимо родительских собраний проводилось заочное анкетирование родителей «Учебная мотивация», «Интернет да или нет», посредством которых классный руководитель выясняла волнующие родителей вопросы. В классе есть опекаемый ученик - Мирзоев Данил.
Тесное воспитательное взаимодействие осуществлялось с медицинским работником школы, а также с соц. педагогом Васильевой Н.З.
Исходя из анализа воспитательного процесса в 2013-2014 учебном году, учитывая весь отрицательный и положительный опыт работы, считаю необходимым поставить цели и задачи работы в предстоящем году. В следующем учебном году необходимо сделать упор на развитие органов самоуправления в классе и самостоятельную организацию жизнедеятельности класса в соответствии с установленными правилами, обеспечения демократического уклада жизни класса.
Выводы:
- В новом учебном году продолжить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
- Разнообразить формы работы с учителями – предметниками.
- Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
- Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.
- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
- Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
Классный руководитель Степанова Н.Д.