Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год
классного руководителя 1 «А» класса .
В классе 9 мальчиков и 9 девочек. Дети разных национальностей, разных способностей, разного уровня работоспособности и воспитанности. Это особый этап в общей программе воспитания детей. Нужно было помочь ребятам наиболее безболезненно адаптироваться к школьной жизни, сделать первые шаги по сплочению коллектива.
Цель воспитательной работы: формирование ученического коллектива, моральных и эстетических норм, воспитывать патриотов своей страны, нравственного отношения к природе, основанного на понимании места человека в окружающем его мире.
Исходя этой цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики каждого ребенка.
2. Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
3. Формировать умения терпимо воспринимать информацию о себе от других.
Социальная картина в классе следующая:
Многодетные семьи – 1 (Персон Александра);
Малообеспеченные семьи – 2 (Темиров К., Ахонов Р.);
Неполные семьи – 2 (Плужникова С, Ахонов Р.);
Неблагополучные семьи – 0.
Качественный состав класса:
Всего – 18
Из них девочек – 9
Национальный состав –
Казахи – 5
Русские – 9
Немцы – 1
В классе нет учащихся, состоящих на различных видах учета.
Данный состав класса сформирован, как коллектив, уровень сплоченности хороший, класс дружный, нет лидеров, но и нет изгоев. Учащиеся дружат друг с другом по интересам, но общаются во время учебного процесса и внеурочное время на равных.
В классе сформированы свои традиции: поздравления друг друга с днем рождения, поздравления мальчиков и девочек к праздникам 7 мая и 8 марта соответственно, чаепитие с приглашением родителей, коллективные посещения культурных мест в городе и т.д.
Общественное мнение класса слабо развито, носит стихийный характер. Учащиеся – больше исполнители, чем инициаторы. В классе преобладает положительный настрой. Это сказывается и на хорошем отношении учащихся к учителям и другим сотрудникам школы. Но, наряду с этим в классе иногда возникают конфликты, которые разрешаются быстро и не носят затяжной характер.
В жизни класса степень участия ребят различная. Очень активными и «болеющими душой» за класс можно назвать Стекольникову Камиллу, Плужникову Софью, Иванько Валерию, Фрайнд Романа, Колпакову Надежду, Иванько Максима, Кисляк Валерию. Такие ребята, как Захарченко Никита, Балятин Денис, Искакова Амина,Станчева Виктория, Персон Александра, Чернецкая Виктория от поручных дел никогда не отказываются, но инициативу никогда сами не проявляют. Уровень развития коллективной творческой деятельности считаю средним.
Во внеурочное время ребята посещают кружки и секции:
Иванько Максим – борьба
Иванько Валерия – танцы
Фрайнд Роман –каратэ
Виденчук Всеволод – каратэ
Гудыря Сергей – каратэ
Балятин Денис – каратэ
Ребята принимали участие в общешкольных мероприятиях, таких как:
Участие в праздничной линейке, посвященной Дню знаний (1 сентября 2012);
Участие в фестивале «День здоровья» (10.09.12);
Участие в праздничном концерте, посвященного Дню Учителя(октябрь 2012);
Участие в Новогоднем празднике (28.12.12);
Участие в праздничном концерте, посвященном 8 Марта (06.03.13);
Выпуск поздравительной открытки к празднику «наурыз» (март 2013);
Участие в общешкольных мероприятиях, посвященных празднику «Наурыз» (20.03.13);
Участие в месячнике «Патриот» (апрель-май 2013);
Участие в фестивале военной песни (06.05.13);
Конкурс рисунков посвященный Дню Победы;
В классе действует ученическое самоуправление. Структура самоуправления такова: Классный коллектив назван «городом школьной республики» - «Кристалл». Структура «города» такова, что им управляет «аким» - Иванько Максим. В подчинении у «акима» - «заместители». Каждый «заместитель акима» выполняет свою работу в классе, «заместители» подотчетны «акиму». Между всеми подразделениями «акимата» существует взаимомвязь. Следует в новом учебном году возобновить работу по организации ученического самоуправления. Этот вид деятельности будет способствовать положительному развитию личности учащегося, так и коллектива в целом.
Очень важно для меня было – умение найти «общий язык» с детьми и их родителями. С этой целью на первом родительском собрании я провела анкетирование родителей. В этой анкете родители сообщили необходимые для меня сведения о себе и своей семье.
В течении года проводилась работа с родителями: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации. Благодаря участию родителей и творчеству детей были выполнены разные поделки и рисунки на темы: «Здравствуй, осень золотая!», рисунки к классному часу «О вреде курения». Участие в организации новогоднего утренника.
С первых дней учебы сразу выделилась группа детей, которые стремятся быть первыми во всем, серьезно относятся к учебным обязанностям, организованы. Это Иванько Валерия, Иванько Максим, Фрайнд Роман, Колпакова Надежда, Стекольникова Камилла.
В целом между ребятами сложились товарищеские отношения. Они дружат между собой, помогают друг другу. Навыки взаимоотношений между одноклассниками, культуры поведения в общественных местах формировались во время мероприятия: «Правила поведения в школе», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо».
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся являлись одним из важнейших задач. Ежедневно в течение учебного года проводилась утренняя зарядка, физминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости, мероприятия способствующие формированию здорового образа жизни. Так же все возможные конкурсы, игры и соревнования, где были задействованы не только дети, но и их родители. Все эти мероприятия помогли ребятам быть опрятными, составить свой распорядок дня. Ребята полюбили зарядку и спорт.
Воспитание школьников в духе дружбы между народами, уважения к людям разных национальностей – одна из задач воспитания подрастающего поколения. Прежде всего, это воспитание у детей дружелюбного отношения к людям других национальностей.
Очень много бесед, часов общения было проведено о правилах поведения в общественных местах. Проводились инструктажи по ТБ, ПДД, ОБЖ.
Ведущими направлениями воспитательной системы в 1 «А» классе являются следующие направления: казахстанский патриотизм и гражданственность, здоровый образ жизни, интеллектуальная культура. Кроме этих работа велась и в других направлениях, таких, как политическая и правовая культура, , экологическая культура, эстетическая культура.
Согласно поставленным задачам на 2012-2013 учебный год составлен и реализован план воспитательной работы. Этот план является частью воспитательной системы классного коллектива. Наиболее эффективным средством воспитания являются классные часы. Классные часы проводились согласно плану один раз в неделю. По школьному расписанию в 1 «А» классе классный час проводился по понедельникам 1 уроком. Классные часы бывают тематические, организационные и в форме классного собрания.
Для учащихся моего класса было проведено много интересных воспитательных мероприятий:
Казахстанский патриотизм и гражданственность
«Государственные символы – национальная гордость Республики Казахстан» - сентябрь.
«День рождения Республики моей» - октябрь
«День Независимости Республики Казахстан» - декабрь
«Зарничка» - май
«Не забыть нам этой даты, что покончила с войной» - май
«Государственная символика» - май
Духовно – нравственное воспитание
Беседа «Дружба крепкая у нас!» - октябрь
Беседа «Что такое толерантность?» - ноябрь
Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо.» - декабрь
Кл.час «Первая оценка» - январь
Воспитание ЗОЖ
«Неожиданные встречи в стране здоровячков» сентябрь
«Посвящение в юные пешеходы» - сентябрь
«Мама, папа, я спортивная семья» - май
Воспитание экологической культуры
Воспитание эстетической культуры
Беседа – презентация «Правила поведения в школе» - сентябрь
Беседа «Личная гигиена и гигиена помещений» - октябрь
Посещение краеведческого музея «Наши традиции» - ноябрь
Беседа «Кто я? Какой я?» - февраль
«Прогулка по городу Вежливости» - март
Беседа «Покорение космоса» - апрель
Культура семейных отношений
Интеллектуальная культура
Работа с учащимися в классе
Посещение квартир – сентябрь
Работа с отстающими учащимися – октябрь
Беседа о правилах поведения в школе – ноябрь, январь, апрель
Проверка дневников – февраль
В будущем учебном году следует тщательнее подойти к планированию воспитательных часов и больше привлекать учащихся к подготовке различных мероприятий.
Немаловажную роль в воспитательной системе занимают занятия ПДД, ОБЖ и правового всеобуча. ПДД и ОБЖ проводятся на организационных классных часах или во внеурочное время. Для занятий правового всеобуча отводится специальное время по вторникам перед первым уроком. Существуют программы ПДД, ОБЖ и правового всеобуча. Разработаны занятия согласно планам.
В воспитательной деятельности выбраны различные формы, средства педагогического влияния и приемы работы с классным коллективом. В результате решения поставленных задач было выявлено, что не было расхождения целей и реальных результатов. По окончании учебного года в классе проведено анкетирование учащихся по выявлению уровня воспитанности. Итоги анкетирования следующие:
Из 18 учащихся 1 «А» класса в анкетировании «Уровень воспитанности» принимали участие 18. Высокий уровень воспитанности – 3 учащихся, уровень выше среднего – 5 учащихся, средний уровень воспитанности – 4 учащихся, уровень ниже среднего – 6 учащихся, низкий уровень воспитанности – 0 учащихся.

В течении учебного года проводилась диагностическая работа по следующим направлениям: любознательность, прилежание, отношение к природе, я и школа,прекрасное в моей жизни.
Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное в моей жизни

В воспитании классного коллектива отводится важное место родителям. Триединая связь ученик, учитель и родители позволяет наиболее полно осуществить воспитательные цель. В классе запланированы и проведены 4 тематических родительских собрания:
«Адаптационный период» - сентябрь
«Развитие речи учащихся» - ноябрь
«Как на самом деле любить своих детей» - февраль
«Об итогах учебного года», «Организация летнего оздоровительного отдыха» - май
Проведены четыре родительских собрания. Посещаемость родительских собраний удовлетворительная. Из 18 семей стабильно посещают собрания только 10. В основном родители общаются с классным руководителем по телефону или по вызову в школу. Наиболее активные родители: Иванько Л.В, Колпакова Н.Н., Балятина О.В., Захарченко Н.П., Плужникова И.Ю., Боднар С.В. В классе работает родительский комитет в составе : Колпакова Н.Н., Балятина О.В., Фрайнд Ю.Ю. Есть председатель родительского комитета Балятина Ольга Викторовна. Она избрана на первом заседании родительского комитета. Функции родительского комитета состоят в помощи классному руководителю в организации воспитательного процесса. У родительского комитета есть план работы. Пункты плана, к сожалению, не все реализованы.
Со всеми родителями поддерживаю постоянную связь. Они регулярно приходят в школу, звонят мне, интересуются успехами своих детей. Некоторым родителям приходилось напоминать, чтобы старались помочь своим детям. Я старалась убедить родителей, что только они совместно с учителем смогут помочь своему ребенку.
В целом я довольная своей работой. Мои ученики – это уже коллектив. Конечно, есть отдельные недостатки, но я продолжу работать в этом направлении.
В следующем учебном году я продолжу работу с родителями. Постараюсь еще больше их сблизить, вовлекая в мероприятия класса и школы. Так же буду продолжать работу в реализации здоровьесберегающих технологий, с целью приобщения учащихся к здоровому образу жизни. Постараюсь помочь детям поверить в свои силы, сделать обучение в школе более радостным, наполненным узнаванием нового. Ну и конечно продолжу работу над воспитанием в коллективе добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, внимания к людям, уважения к старшим.
Классный руководитель Косенко В.А.