АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВОЛЬНОВСКОЙ ОШ 1-3 СТУПЕНЕЙ
ЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Вся воспитательная работа в 2013-2014 году осуществлялась в соответствии с годовым планом работы школы на 2013-2014 учебном году, а также в свете «Проекта Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в АР Крым» и согласно модели «Успешного выпускника» - проекта, разработанного коллективом школы в 2009-2010 учебном году. Коллектив школы продолжает работу над проблемой: «Формирования гармонически развитого человека, являющегося высоконравственным, толерантным, подготовленным к сознательному выбору профессии, закаленному физически и психологически, ориентированному на постоянное самосовершенствование».
Для решения данной проблемы перед педагогами школы были поставлены следующие задачи воспитательной работы:
1 ступень - создание благоприятных условий для развития личности учащегося;
2 ступень - создание условий для формирования гармонически развитого человека, являющегося высоконравственным, толерантным, подготовленным к сознательному выбору профессии, закаленному физически и психологически;
3 ступень - формирование основных жизненных взглядов, стойких принципов; адаптация выпускников к современным условиям жизни, формирование способности к самореализации.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществляется воспитательная работа в школе:
- воспитание патриотизма (формирование любви к родному краю, воспитание патриотов Украины, военно-патриотическое воспитание, воспитание любви к Отечеству и Крыму);
- воспитание толерантности, как главного демократического принципа, соблюдение которого обеспечивает мирное поступательное устойчивое развитие полиэтничного, мультикультурного Крыма;
- воспитание личности противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем (гражданское, семейное, трудовое, нравственное, правовое воспитание, формирование здорового образа жизни);
-художественно-эстетическое воспитание;
- экологическое воспитание.
15 классных руководителей работают по мини-проектам.
Основные направления воспитательной работы по классам:
1 класс. Мини-проект. «Я и моя семья».
- Учащиеся и школьная семья, её отношения.
- Формирование умений объединения в классный коллектив.
- Основы понятия большой семьи – Родины.
2 класс. Мини-проект « Класс-семья».
Формирование целостной самодостаточной личности на основах семейных ценностей
3 класс. Мини-проект «Я - личность в коллективе».
-Опыт взаимодействия в коллективе, микро-группе.
-Опыт взаимодействия в учебной деятельности.
-Уважение прав человека.
4 класс. Мини-проект «Классная семья – это четыре маленьких «Я»»
- Опыт лидерства в хороших делах.
- Формирование способности ценить личность другого человека.
- Уважение прав человека.
5 класс. Мини-проект «Я – МОЙ МИР ».
6 класс. Мини-проект «РУКА В РУКЕ».
7 класс. Мини-проект «Я — ДРУГОЙ».
8 класс. Мини-проект «Я — КОНЦЕПЦИЯ».
9 класс. Мини-проект «Человек в центре общества»
10 класс. Мини-проект «В человеке всё должно быть прекрасно».
11 класс. Мини-проект «Гражданин-патриот».
С этой целью, при планировании воспитательной работы с классом, классные руководители используют рекомендованные формы и методы: тематические классные часы, беседы, лекции, индивидуальные беседы, викторины, тренинги, ролевые игры.
Малоопытным классным руководителям МО, администрацией школы оказывается методическая помощь в организации воспитательной работы, оформлению нормативно-правовой документации по воспитательной работе, составлению планов воспитательной работы.
На окончание 2013-2014 учебного года в школе обучается 239 детей в 1-11 классах. Управление учебно-воспитательным процессом осуществляют: директор школы Голдырев В.П., зам. директор по учебно-воспитательной работе Литинецкая В.Л., зам. директор по воспитательной работе Абдульваитова Л.С., педагог-организатор Голдырева М.Н., руководитель МО классных руководителей Проскуровская Е.В.
Основными формами методической работы с классными руководителями были: заседания МО классных руководителей, педагогические советы,
Вопросы воспитательной работы рассматривались на педагогических советах:
-« О снятии и постановке учащихся на внутришкольный учет»;
- «О соблюдении прав ребенка, охрана детства в семье, школе. Правовое
воспитание в1-й, 2-й, 3-й ступенях обучения»»;
- «О состоянии воспитательной работы в 3 ступени обучения»;
- «О состоянии воспитательной работы во 2 ступени обучения»;
- «О состоянии воспитательной работы в 1 ступени обучения»;
- «Отчёт педагога-организатора о работе ДОО «Зеленая планета»»;
- «Военно-патриотическое воспитание школе, на уроках ЗО».
На совещаниях при директоре вопросам воспитательной работы так же уделялось должное внимание: ежеквартально заслушиваются отчеты классных руководителей о выполнении планов воспитательной работы по классам.
Издаются приказы: «О проведении месячников правовых знаний», «О проведении месячников «Участие в судьбах детей», «О дополнительных мерах по предупреждению детского травматизма и других несчастных случаев», «Об организации летнего оздоровления детей», «О работе с одаренными детьми», «По выполнению программы профилактики преступлений и правонарушений», «По профилактике беспризорности и безнадзорности».
Анализируя воспитательную деятельность за 2013-2014г, остановимся на следующих сферах деятельности.
1. Воспитание патриотизма, формирование любви к родному краю.
Целью данного направления воспитательной работы является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Работа по воспитанию патриотизма за 2013-2014г проводилась согласно годовому плану работы школы на 2013-2014 учебного год.
В течение 2013-2014г. педагогическим коллективом проделана определенная работа: воспитывалось уважение, и прививалась любовь к малой Родине, к родной школе через такие мероприятия: - классные часы: «Мы - Крымчане», «Я твой сын, Украина», «Легенды Крыма»;
- беседы: посвященные Дню освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, Дню вооруженных сил Украины, Международный день памяти жертв Холокоста, неделя – «Вахта памяти», тематический вечер, посвященный Дню Победы, уроки мужества, День памяти жертв депортации народов Крыма
Учащиеся Вольновской ОШ участвовали в таких мероприятиях как:
-«Нащадки козацькой славы»(4 место);
-экологические рейды по очистке территорий: школы, площади Победы, аллеи Героев, благоустройству пришкольного участка;
-«Люблю тебя, мой край родной» (96 летию Джанкоя) ( Попович Антонина, Голдырева М.Н. «Рисунок» 1 место);
«Моя Украина» - конкурс юнах фотохудожников (Османова Айше, Романов Илья, Абдульваитов Тимур. 1респ., 1,3 рес, 2 респ.);
- «Крымский вальс» (4место);
- День украинской письменности;
- Конкурс чтецов (1,4,8,15 места, общеком. 4 место.);
- «День Вооружённых сил Украины»;
- «Великоднi дзвони» (2,4,5 места в разных номинациях.);
- «Живые родники» (танцевальный коллектив «Восторг») лауреаты республиканского тура;
- «Татлы сес» (2 тур 1 человека);
- «Чаепитие» - открытое мероприятие ко Дню России 3б класс, кл. руководитель Проскуровская Е.В.
В течение учебного года согласно плану воспитательной работы школы во всех классах проводились мероприятия по патриотическому воспитанию.
В феврале традиционно проходил месячник героико-патриотической работы. В рамках месячника были проведены мероприятия: тематические классные часы «Дети и война», в начальной школе «Праздник защитников Отечества», организованный на хорошем уровне, в котором приняли активное участие учащиеся и родители 1-4 классов, ответственные за проведение учителя нач. школы. По традиции 11 апреля учащиеся 5-11 классов приняли участие в митинге и акции «Священный огонь», посвященной освобождению г. Джанкоя от немецко-фашистских захватчиков. Ко дню чествования участников боевых действий на территории других государств выпущена тематическая стенная газета.
В мае организована декада, посвященная 69-годовщине Великой Победы, в рамках которой 220 учащихся приняли участие в акции «Героическая ленточка – 2014». 9 мая все учащиеся 1-11 классов и педагоги школы участвовали в митинге и праздничном концерте.
Установлено тесное сотрудничество с музеем 5 Гардейского полка в ДРЦВПВиТТУМ, на базе которого систематически проводились экскурсии, часы общения для ребят 1-8 кл. Библиотекарем школы Палош С.В. регулярно обновляется выставка книг о войне, проводятся мероприятия, беседы, печатаются статьи в школьной газете.
В течение года проводились общешкольные линейки, на которых чествовали лучших спортсменов, победителей олимпиад, конкурсов, торжественно вручали грамоты и подарки.
Наибольшее внимание гражданско-патриотическому воспитанию уделяет Парицкий О.А. – классный руководитель 8 класса. Успешно решается проблема воспитания любви к своей малой родине классными руководителями начального звена: Палош С.В.(2а класс)., Проскуровской Е.В.(3б класс), Попович О.С. (3а класс), Минасовой С. Ш. (1б класс).
Вся запланированная работа по данному направлению выполнена. Тем не менее, в новом учебном году, работа по патриотическому воспитанию должна быть продолжена.
Положительные результаты:
1. Гражданско-патриотическому воспитанию в системе воспитательной работы уделяется должное внимание.
2. К проведению мероприятий по данному направлению вовлекаются родители.
3. Учащиеся школы принимают участие во всех районных мероприятиях данного направления.
Проблемное поле:
1. Оформление стендов и рекреации школы.
2. Накопленный опыт по данному направлению недостаточно систематизирован.
Возможные пути устранения недостатков:
1. Гражданско-патриотическому воспитанию в школе уделяеть должное внимание.
2. Оформление стендов и рекреации школы.
2. Воспитание толерантности, как главного демократического принципа.
Воспитание толерантности, как главного демократического принципа, ведётся согласно годовому плану работы школы на 2013-2014 учебный год. Целью данного направления является воспитание терпимого отношения людей разных культур, религий, друг к другу; уважения не только к обычаям своего народа, но и к обычаям, праздникам, истории других народов, населяющих многонациональный Крым.
По данному направлению были проведены беседы, классные часы: «Этика общения и культура поведения», «Плохих народов не бывает». Прошли мероприятия, посвященные Дню знаний, Международному дню пожилого человека и Дню инвалида, Дню Украинской письменности, Дню толерантности, Дню памяти жертв голодомора и политических репрессий. Учащиеся школы стали участниками районных акций:
- «Мы - против СПИДа! Мы - за жизнь!».(9 место)
- «Милосердие». Посетили и передали подарки ко Дню Святого Николая воспитанникам Джанкойского детского интерната.
Провели:
-Международный день толерантности.
-Акцию «Памятник - от слова память», посвящённый дню пожилого человека.
-Приняли участие в концерте посвящённом дню пожилого человека, Дню работников образования «День учителя».
- День памяти голодомора и политических репрессий.
- Конкурс стенных газет «Мой Крым – мой край».
- Выставки рисунков «Мир глазами детей».
- Праздник последнего звонка.
- Выпускной вечер.
Результат:
1. Активное участие в районных мероприятиях. «Мы - против СПИДа! Мы - за жизнь!».( агит. бригада, рисунок)
2. Познавательные кл. часы посвящённые Крымской войне, Сыны Отечества, Дню освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, Дню вооруженных сил Украины в 6а, 7, 11кл.
Проблемное поле:
1. Пассивное участие в мероприятиях данного направления учащихся 9, 10 кл.
2. Недостаточное внимание на формирование нравственных и духовных качеств учащихся.
Возможные пути преодоления недостатков:
1. Классным руководителям активно привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности.
2. Уделять больше внимания организации и проведению мероприятий посвящённых толерантности, нравственным и духовным качествам учащихся.
3. Воспитание личности противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем.
Данное направление является одним из основных в воспитательной работе, и ведётся согласно годовому плану школы на 2013-2014 учебный год. В центре внимания стоит работа по профилактике физического и психологического насилия, жестокого обращения с детьми, предупреждению преступлений и правонарушений, а также мероприятия по формированию нравственной системы ценностей, здорового образа жизни и ценностного отношения к труду.
Цель: сформировать личностные ценности на базе общечеловеческих ценностей.
Спортивно–оздоровительное направление деятельности школы осуществляется в ходе реализации учащимися здорового образа жизни, целью которой являлось создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
В соответствии с этим были определены основные направления работы:
- профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, горячее питание, спортивно-оздоровительная работа, спортивные соревнования;
- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;
- информационно—консультативная работа – лекции школьной медсестры, врача амбулатории, ежемесячные классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, месячник здорового образа жизни.
Особое внимание вовлечению учащихся занятиями спортом уделяют: Тимощук И.А.. кл.рук. 5кл., Парицкий О.А. кл. рук. 8 класса.
Охват спортивными кружками и секциями составляет 70 % учащихся. Учителем физической культуры Тимощуком И.А. систематически проводятся спортивные соревнования, согласно утвержденному годовому плану. Проведены тематические классные часы, посвященные Олимпийскому движению. Учителем биологии Тодоровой Е.В. организованы и проведены профилактические беседы («Профилактика Гриппа и ОРЗ», «Авитаминоз», «Профилактика алкоголизма и табакокурения» и др.) На высоком уровне с использованием ИКТ, привлечением родителей проводились классные лектории в 5-11 кл.ЗДВР Абдульваитовой Л.С., педагогом организатором Голдыревой М.Н.
Планы классных руководителей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни в разделе «Здоровье и жизнь детей.». Каждым классным руководителем разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажи по правилам техники безопасности, мероприятия по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения. Организованы встречи родителей и детей с представителями правоохранительных органов, медработниками, экскурсии, участие коллектива класса в спортивных, внутришкольных мероприятиях.
В течение 2013-2014 учебного года педагогическим коллективом проделана определенная работа, а именно: проведены классные часы, беседы и мероприятия, посвященные знаменательным датам и событиям, оформлены выставки литературы и информационные стенды, приняли участие в районных мероприятиях:
Классные часы: «Вредные привычки или жизнь в удовольствие?», «Как устоять от соблазна». «Венерические заболевания и их профилактика»
Районный конкурс «Безопасность дорожного движения — это жизнь»
Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
Школьные мероприятия:
- «Весёлые старты».
- Мини футбол, 5-9кл.
- Баскетбол.
- День без курения.
- Видеолекторий для учащихся 5-11 кл. «Здоровый образ жизни».
- Проведены диктанты «СПИД – смертельная болезнь».
- Организовано летнее оздоровление уч-ся 1-10кл.
Результат:
1. Учащиеся школы активно участвуют во всех школьных и районных мероприятиях данного направления.
2. - Акция «Мы - против СПИДа! Мы - за жизнь!»;
- Спортивные соревнования «Старты надежд» (2 место в районе);
- Соревнование по футболу (7 место в районе).
Проблемное поле:
1. Многие учащиеся среднего звена продолжают курить.
2. Родители не поддерживают организованную в школе пропаганду здорового образа жизни.