Вызовы времени обусловили необходимость разработки и внедрения новых стандартов школьного образования. В ФГОС ставится основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие; уже в основной школе должны подготовить учащихся к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории.
Справедливости ради следует признать, что необходимости «инициировать детское действие» учащихся 4–7 классов особо и нет; активность на уроках у учащихся постепенно падает в старших классах из-за неправильной трактовки учителями вопроса «Как учить».
«Детское действие» сохранится, если подбором вопросов методики преподавания нового материала учителю удается от класса к классу постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, сохранить и развивать их веру в свои способности.
В 21 веке дети активно используют возможности получения информации через интернет, телевидение, телефоны. Их природная приверженность к движению, активности отбивает желание усидчиво получать информацию через учебники; тем самым заметно уменьшается роль учебника в школьном процессе математического образования. Учебник, скорее, становится ориентацией для учеников и учащихся на уровень типовых примеров и заданий. Считаем, учитель на уроках мог бы переформулировать основные определения, понятия в терминах пошаговых действий и алгоритмов.
Другой вывод из новых стандартов: от порядка «действовать и думать» следует переходить к форме «думать и действовать». Именно такой подход за школьной партой позволит молодым людям «осознанно» принимать решения, «основанные на предметных знаниях» в самых различных жизненных ситуациях. Если в старой методике было уместно, решая уравнение
, возведением обеих частей в квадрат получить значения
,
и, затем проверкой отбросить «лишний корень»
(принцип «действовать и думать»), то в духе новых стандартов сначала ученик, подумав, должен заметить, что
не может быть корнем уравнения и, следовательно, уравнение эквивалентно системе
(принцип «думать и действовать»).
В рамках новых стандартов обучения отпадают такие понятия, как «лишний корень», «потеря корней»; с целью оптимизации обучения полезно в школьном курсе математики не вводить понятие «арифметический корень». Отдельные позиции этой работы ранее рассмотрены нами в
.
2. В основе изучения функции
и
лежит функция
. Вот пример определения
.
Чтобы понять, что такое
:
1) узнай знак
;
2) если знак есть «+», то пиши
; если же знак «
», то пиши
.
После следует выполнить два упражнения:
1) доказать, что
для любого
;
2) для любых
:
Учащимся следует внушить мысль, что, когда знак
не знаем, можно перебрать всевозможные знаки (всего два!)
. Из второго упражнения получаются два следствия:
(1)
Мы рекомендуем доказать следующую теорему и в математическом кабинете иметь плакат с ее содержанием.
Теорема 1. Пусть
. Тогда
1
)
2)
⇔
3)
После доказательства следует отдельно рассмотреть случаи
неравенства вида
демонстрировать возможности использования теоремы на примерах решения неравенств вида:
.
Возможности применения равенства (1):
1) Неравенства вида
можно решить не только «снятием» модуля, но и его «одеванием»:
.
2) Уравнения вида
легче решить возведением обоих частей равенства
в квадрат:
.
С целью активизирования мыслительной деятельности учащихся предложить им устные примеры на решение уравнений типа:
.
Другие примеры см. в [2], с.295-296, №№131(б, г),134.
3. Рассмотрим теперь вариант введения функции
. Начинаем с определения. Чтобы вычислить
найди такое число
, что:
1) число
- неотрицательное,
2)
. Таким образом,
Следствия из определения.
10. Из (3) следует, что
.
20. Из (2) следует, что
.
30. Из (3) следует, что
.
В 30 надо подчеркнуть, что
:
. Следовательно, у функции
как область допустимых значений, так и область изменения есть множество всех неотрицательных чисел.
В КИМах ЕГЭ прошлых лет были предложены задания (в качестве С1) вида:
и учащиеся теряли 1 балл из двух, когда забывали о том, что
или
.
Полезно сравнить следствие 30 с равенствами (2) и предложить детям упростить выражение
.
В контексте новых стандартов следует не просто дать детям формулу
, а предложить с виду длинное правило.
Чтобы упростить выражение
:
1) пытайся узнать знак
;
2) узнал – радуйся:
если «+», то
,
если «–», то
;
3) не узнал – безрадостно пиши
.
Приведем список рекомендуемых заданий:
А. Задание №47
и др.
Б. Задания типа В из КИМов ЕГЭ прошлых лет:
C. Задания типа С1. Решить уравнения
а)
б)
в)
г)
Указания. Уравнение а) равносильно системе
Уравнение г) равносильно уравнению
4. Следующее базовое понятие − правило возведения обеих частей в квадрат или извлечения корней четных порядков. Установить его можно, используя свойство монотонности функций
;
или непосредственной проверкой. Рекомендуем иметь в кабинете плакат.
Правило 1.
Правило 2.
И предложить детям правило: если хочешь возводить обе части (уравнения или неравенства) в квадрат или извлечь квадратный корень, то сначала проверь условие неотрицательности двух частей. Если условие не выполняется, то нельзя возводить в квадрат, нельзя извлечь квадратный корень.
Указания. Если «условие» не выполняется, то либо надо обе части умножить на -1, либо применить правило сравнения знаков двух частей.
Считаем также необходимым иметь в кабинете таблицу типовых примеров и их решения.
Многоточия в таблице заменяют решения заданий. В первых трех столбцах «условие» выполняется. Например,
. Знак
не знаем, следовательно,
. Применяем 2) из теоремы 1:
. Если
, то
. Если же
то
.
В трех последних столбцах «условие» не выполняется. Их разбираем сравнением знаков двух частей, причем во второй строке надо помнить об О.Д.З. Например
Более сложные задания сводятся к типовым. Например, для неравенства
«условие» выполняется. Оно эквивалентно неравенству
. Или № 150 (б) из
с.297:
.
Пример соответствует последней клетке типовой таблицы. Имеем
.
Очевидно, уравнения
равносильны, соответственно системам
Можно теперь предложить учащимся доказать теорему 1, используя метод возведения обеих частей в квадрат равенства (1). Например,
Иррациональные неравенства
и
равносильны, соответственно, совокупности и системе
По свидетельству [5], около 52,5 не справились с заданием типа В вида:
зная, что
и
, найти
.
Предлагаем, в соответствии с изложенным выше, следующую цепочку рассуждений:
Так как в четвертой четверти
то
Следовательно,
.
Ответ.
5. Правило умножения или деления обеих частей на выражения. Считаем, дети должны уметь пользоваться тремя тезисами:
Тезис 1. Если в обеих частях равенства или неравенства имеется одинаковое выражение, то обе части надо разделить на него, при этом:
Тезис 2. Надо отдельно рассмотреть случай, когда выражение может равняться нулю – на нуль делить нельзя!
Тезис 3. В неравенствах надо знать знак выражения – знак не знаешь – нельзя ни делить, ни умножать.
Рассмотрим примеры.
1. Решить уравнение (задание типа С1 из КИМов ЕГЭ).
.
Решение. Так как уравнение
имеет корни 1 и 11, то
и исходное уравнение принимает вид
1случай.
подходит.
2 случай.
Делим обе части на
:
. Пусть
Тогда
не подходит,
. Значит,
.
Ответ.
.
2. Решить неравенство:
Решение. Знак
не знаем – умножать обе части на
нельзя. Решение обычно сводят к методу интервалов:
Но, можно, зная, что
обе части умножить на
.
Еще лучше решить неравенство перебором знаков
. Если
, то
подходит.
Если
, то умножаем на обе части на
Ответ.
3. Решить неравенство:
Решение.
Умножаем обе части на
Ответ.
Другие примеры: №144 г), №135, №150 г), №151 г).
.
Рассмотрим №135 г).
Решить неравенство:
.
Решение.
.
1случай.
подходит.
2 случай.
. Делим обе части на
Получится
Ответ.
.
В заключение разберем задания С3 и С5 из КИМов 2013 г., где по ходу решения используются рассмотренные базовые понятия.
Задание С3 (2013г.). Решить систему неравенств:
Решение. 1) Решаем первое неравенство системы. Находим О.Д.З.
Р
ешение системы изобразим схематически
-7 2 3
Так как
то неравенство принимает вид
⇔
⇔
.
2) Решаем второе неравенство на множестве
.
Здесь
Умножаем обе части неравенства на
. После элементарных преобразований получим
1случай.
подходит.
2
случай.
Делим обе части на
:
. Корни соответ-
ствующего уравнения
.
Так как уравнение решаем на
то
или
.
Ответ.
.
Задание С5 (2013г.). Найдите все значения параметра
, при каждом из которых уравнение
имеет единственный корень.
Решение. Обычно такие задачи решают графическим способом. В работе
показано, что задание можно выполнить путем сведения уравнения к равносильной системе
Не будем повторять дальнейшие выкладки из
, где рассматриваетcя другой подобный пример.
Литература
1. Алгебра и начала математического анализа, 10-11 кл., под ред. А.Н. Колмогорова, М.: Просвещение, 2012г.
КИМы ЕГЭ по математике, 2007-2009 гг.
КИМы ЕГЭ по математике, 2013, №104.
Новым стандартам нестандартный подход. Методические рекомендации / Сост. Лазарева Л.А. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 36с.
Ященко И.В. и др. Подготовка к ЕГЭ по математике 2012г.
Умаханов А.Я. Анализ решений задач с параметром из КИМ ЕГЭ по математике, Научно-методический журнал «Модернизация образования», №3/2013, с.88-90, Махачкала, ДИПКПК.
Эфендиев Э.И., Загиров Н.Ш., Насруллаев Н.Б. Принцип однозначности функции и одно его следствие, Научно-методический журнал «Модернизация образования», №1/2011, с.36-40, Махачкала, ДИПКПК.