«Бережное отношение к природе» по экологии
Цели и задачи
— помочь детям осознать себя частью природы;
— учить любить природу, бережно к ней относиться.
Оборудование
Репродукции картин с изображением природы, растений, птиц, животных, листы бумаги, карандаши, краски.
Предварительная работа
Разучивание стихотворений, разгадывание загадок о природе, подготовка индивидуальных сообщений.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Учитель. Велика наша земля, велика и прекрасна. Наверное, не найти такой краски, которой бы не было в природе.
Дети сидят группами. Рассматривают репродукции картин о природе.
Что вы там увидели? (Высказывания)
Голубое небо, высокое-высокое, будто бездонный океан; синяя речка, убегающая вдаль и манящая нас к себе; пестрый луг, вытканный белыми ромашками, голубыми колокольчиками, сиреневыми анютиными глазками.
Стихотворение читают дети
Плачет воздух, речка, поле,
Гибнут звери, птицы, море,
Стонет лес, земля и луг,
Все, что видим мы вокруг.
Ветви тянет к нам сосна,
Ищет помощи она.
Ждет сочувствия подснежник,
Красоты земной наследник.
Нет к природе в нас тепла,
Нет душевного родства.
Есть один простой закон:
От природы все возьмем.
Что за варварство такое?
Травим рыбу, речку, море,
Глушим рыбу, рвем цветы
Для минутной красоты.
А одно понять не можем:
Без природы мы не сможем
Ни дышать, ни петь, ни жить,
Ни смеяться, ни любить.
Мы с природою едины,
С нею мы не разделимы.
Ведь природа — Я и Ты,
Речка, воздух и цветы.
Вопросы для обсуждения:
— Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии?
— А почему мы будем говорить о природе? Что сейчас происходит в природе? Кто в этом виноват?
Учитель. Мы сегодня отправимся с вами в путешествие к матушке Природе. У нее много сестер. Угадайте, куда мы отправимся в первую очередь? ( на речку) (Выходит девочка, на плечи накидывает шаль, машет руками, изображая речку и читает стихотворение)
Речка
Речка- матушка, скажи,
Как живешь в лесной глуши?
Как журчит вода-светлица,
Как рыбешка в ней резвится?
Были дни, когда журчала,
Веселилась, не скучала,
Бирюзою рассыпалась,
Вся искрилась и плескалась.
Но пришел хозяин мой
И воздвиг завод с трубой.
Стала я преображаться,
Задыхаться стала я,
Мертвой стала плоть моя.
Солнце больше не искрится, учитель
Рыба здесь не нерестится.
Помогите мне, друзья,
Так существовать нельзя
.Учитель. Да, ребята, речке очень плохо, если рядом с ней появляется завод. Завод сбрасывает в водоем загрязняющие вещества, и речка постепенно умирает. Сколько уже речек умерло!
Не только заводы загрязняют речки и водоемы, которые сбрасывают все грязные вещества, но и люди. Послушайте стихотворение «Прогулка» и подумайте, видели ли вы такие же картины?
Учитель
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там — пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли —
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо....
— Эй, ребята! — крикнул Дима. —
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода! Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли —
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки,
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
?
Хороший ли был отдых у детей? Почему?
Учитель. Послушайте песню «Просьба» на стихи Р. Рождественского (в записи).
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой раненая птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди, не убивайте зря.
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море.
И земля без зверей — не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно
И должно быть сердце, сердце человечье.
Припев.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Припев.
-К чему призывает нас своим Стихотворением Р. Рождественский?
Продолжаем путешествие.
Рубрика «В мире интересного»
1. Какое животное, живущее в море самое? Кит- самое большое животное. Вес=136 тонн, длина 33м. На его спине могут уместиться 30 слонов. За один раз он может набрать в пасть тонну воды(показ).
2. Какой грызун на Земле самый маленький? Карликовая мышь-длина=3 см( показ)
3.А какое животное самое высокое? Жираф- его высота =5м80см (показ)
4. У какого зверя самые большие рога? Белый носорог-длина рога на носу =2м58см.
5.Кто является хозяином леса? Медведь. Их много: белый, бурый, чёрный, очковый(вокруг глаз очки),живёт в Африке. Губач живёт в Индии, морда сильно вытянута вперёд, губы большие, очень подвижные, питается мелкими животными. Коала - сумчатый медведь, очень маленького роста=60 см, живёт в Австралии, питается листьями эвкалипта. Панда –днём спит, ночью питается, ест бамбук, может есть 10 часов без остановок. Некоторых медведей становится меньше, их заносят в Красную книгу.
Какая птица самая большая. Страус –высота = почти 2 метра. (показ).А какая птица самая маленькая? Калибре - карликовая пчёлка, длина 6 см, Некоторых медведей становится меньше, их заносят в Красную книгу.
Рубрика « Загадки»
1.Трусоват лесной красавец, догадался, это? заяц.
2.Чуток , строен и высок, гордо голову несёт. От рогов густая тень, вот красивый зверь? Олень.
3.С ветки на ветку, быстрый, как мяч. Скачет , резвится рыжий циркач.
Вот на лету он шишку поймал, прыгнул на ветку, в дупло убежал? Белка.
4.На шесте дворец, во дворце певец ( скворец)
5. Зимой на ветках яблоки, скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это? (снегири).
Игра с мячом « Друг и недруги природы»
(Учитель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч, если нет - не ловят).
- Посадка деревьев.
- Вырубка лесов.
- Охота на редких животных.
- Сбор первоцветов.
- Строительство очистных сооружений на заводах.
- Разведение костров в лесу.
- Выброс дыма заводами.
- Создание заповедников.
- Выброс газов автомобилями.
- Использование солнечной энергии.
- Сбор макулатуры
.
Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
Рубрика « Мудрые мысли» Собери пословицы (работа по группам)
1. ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО!
2. ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
3. ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!
4. ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!
5. ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!
Физ- ми- нут- ка
Сейчас мы отдохнём и поиграем. (физминутку проводит подготовленный ученик, дежурный по классу)
Прилетела к нам вчера (частые взмахи)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк (взмахи более редкие)
И весёлый мотылёк. (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза, (Руки в одну сторону, затем – в другую)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (жужжат и делают взмахи)
От усталости упали (сели на корточки).
Рубрика « Найди ошибку»( групповая работа), текст читается по частям, по музыку.
Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
----Читаются какие действия людей приносили природе вред .
---Молодцы, ребята. Нашли все поступки детей опасные для природы.
---А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?
---Какой мы можем сделать вывод?
И. Мазин
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птица с небом, как травы с лугом,
Как ветер с морем, поля — с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди, беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной на всех одна.
Что будет делать без нас она?
Рубрика «Береги природу». Коллективная творческая работа.
Учитель. Я вам предлагаю поработать в командах и нарисовать плакаты, призывающие беречь природу.
-----Все плакаты, созданные в результате коллективной творческой работы, прикрепляются на доске.
Итог урока
- Чему мы сегодня научились? (охране природы, бережному отношению к природе)
- Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Рефлексия .
-Кому понравился урок?
-Кто будет помогать природе?( подходят к мордочком)
Песня «Не дразните собак! » муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.