Цели обучения, которые помогают достичь данный урок:
Продолжить знакомство обучающихся с частями речи и их особенностями.
Цель урока:
образовательная: пробуждать имеющиеся знания и интерес к получению новой информации о частях речи;
развивающая: развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания;
здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки.
Языковые цели:
воспитывающая: способствовать воспитанию у обучающихся умения слушать и уважать другое мнение;
Предыдущее обучение:
Проверка домашнего задания.
Ход урока
Этапы урока:
Запланированная деятельность
І. Организационный момент.
Ребята, я желаю, чтобы урок русского языка принёс вам радость. Для этого вам приготовила много интересного. Чтобы урок был радостным для вас, какими вы должны быть на уроке?
-Быть активными, внимательными.
Ресурсы, литература
Начало урока
5мин
10мин
Середина урока
25 мин
Конец урока
5мин
- Чтобы быть внимательными на уроке, вы должны уметь слушать и уважать мнение других (слайд № 2 (см.презентацию).
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
2. Минутка чистописания (слайд № 3).
- Внимательно посмотрите на данную запись:
большой – маленький
сушить - ?
старый (человек) - ?
война - ?
- Если вы правильно сформулируете задание и правильно выполните его, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.
-К словам левого столбика надо подобрать слова-антонимы, начинающиеся на букву “м”:
сушить – мочить;
старый – молодой;
война – мир;
значит, мы будем писать букву “м”.
- Я с вами согласна. Письмо букв Мм, письмо гласных букв в соединении со строчной буквой “м”.
Для чего прописываем буквы?
( Обращаю внимание на посадку, правильное положение тетради.)
- Что вы ещё можете сказать об этих словах?
-Есть среди них имена существительные, имена прилагательные, глагол.
- Докажите.
5. Определение темы и цели урока.
- Слова, данные на минутке чистописания и в словарной работе, имеют отношение к нашей сегодняшней теме. Как вы думаете, какая тема?
- Наверное, части речи.
- Посмотрим, совпали ли ваши предположения. Посмотрите на сканер и найдите название темы: (слайд №6)
Ч
С
Т
Б
У
Р
О
А
К
О
Л
Н
Е
Ю
С
В
Г
А
С
Ч
Й
Т
Ж
В
Д
Х
И
Ы
И
Ё
Ф
О
Г
Ц
К
- Какова же тема нашего урока?
- Части речи (слайд №7).
- Что вы уже знаете о частях речи? Все ли могут назвать, какие бывают части речи, определить, к какой части речи относится то или иное слово?
- Значит, цель нашего урока какая?
- Узнать, какие бывают части речи и как определить, к какой части речи относится то или иное слово.
- Для чего же изучаем эту тему?
II. Стадия осмысления. (Реализация.)
1.Чтение с пометками. (Метод инсерт.)
-А сейчас вы будете работать в парах. Предлагаю текст и систему маркировки (Приложение 1.), (слайд № 8)
- Читая текст, ставьте в скобках соответствующие знаки. (Проверка.)
- Как вам работалось в паре?
- Оцените свою работу.
2.Беседа по вопросам.
- Что вам было уже знакомо?
- Что вызвало сомнение?
- Почему?
- Какую новую информацию вы получили?
- Что нужно знать, чтобы определить, какой частью речи является то или иное слово?
- Частей речи в русском языке много, мы постепенно со всеми познакомимся и будем учиться определять их в предложении.
III. Рефлексия. (Размышление и обобщение.)
1.Упражнение. (слайд № 9)
- А сейчас я предлагаю вам потренироваться: проверить ваши памяти и определить, какой частью речи являются данные слова. Что для этого надо сделать?
(Дети определяют, какой частью речи являются данные слова, выполняя задание на доске и в тетрадях.)
- Из какой сказки эти слова? Вспомните отрывок, глядя на иллюстрацию (< Рисунок 1>), (слайд №10) и данные слова.
- Почему у лисы с журавлём дружба закончилась?
- Что им нужно было сделать для того, чтобы этого не случилось?
2. Физкультурная пауза.
- Немного отдохнули. Откиньтесь на спинку стула. Расслабьтесь. Споём 1 куплет песни “Чемуучат в школе?”
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
- Назовите, какие части речи есть в этом куплете? Назовите имена прилагательные, глаголы, имена существительные.
- Как определили?
3. Задания по выбору.
-Предлагаю вам три задания, вы выберите то, которое вам по силам.
1. Найдите в каждой цепочке слов лишнее и напишите их, вставив пропущенные буквы. Определите части речи. (слайд № 11)
Б . рёза, пч . ла, лё . кий, м . лина.
С . леный, з . б . жать, з . леный.
В . сёлый, к . рмушка, п . лезная.
У, п . тнадцать, ок . ло, за.
2. Распределите слова на 3 группы и напишите их в 3 столбика. Вставьте пропущенные буквы. (слайд №12)
Л . нивый, ска . ка, п . ла, х . дить, сла . кая, тр . винка, т . пло, со . нце, по . вился, б . жит, грус . ный.
3.Составьте текст по опорным словам, озаглавьте. Подчеркните глаголы. (слайд № 13)