Тип урока: Урок-рассуждение.
Оборудование: учебник (параграф № 19 стр. 109-119), тетрадь для записей, видеофрагменты, цветные карандаши.
Цель урока: познакомиться с понятиями «живая вода», «энергия воды», «водный туризм» создать условия для формирования знаний учащихся о значении пресных вод, их рациональном использовании, о проблемах ограниченных запасов пресной воды на Земле. Развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах. Воспитывать рациональное отношение к использованию воды.
Знать и объяснять понятия: «живая вода», «энергия воды», «водный туризм. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
При помощи информационных технологий формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. С помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках. Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания |
1. Организационно-мотивационный этап урока |
Определение темы урока | 1. Посмотрите на доску и прочитайте пословицы. Как вы понимаете значение этой пословицы? Какова тема нашего урока? слайд 2 | 1. Предполагают, что урок будет посвящён изучению взаимодействия человека с гидросферой. Определяют тему урока: «Человек и гидросфера». 2. Говорят о взаимовлиянии человека и геосфер Земли | Определяют тему урока. Понимают значимость изучения взаимодействия человека и гидросферы | |
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки | 1. Чтобы достичь целей урока, необходимо вспомнить, а что мы уже знаем по данной теме. 1)Вопросы учащимся А) Что такое гидросфера? Б) Какие части выделяют в гидросфере? 2слайд 2) Работа с картой Я знаю, что это такое, и могу показать на карте и отнести к различным частям гидросферы. (Карточки с названиями географических объектов: Атлантический, Нил, Байкал, Волга, Тихий, Аравийское, Дрейка, Бенгальский, Виктория, Индийский, Лена, Мексиканский, Амазонка) 2.Просмотрите видеофрагмент «Вода на Земле» Предположите, как вода попала на Землю. Каково её значение для жизни на, планете? 3. Определите цель урока | 1. После просмотра отвечают на вопросы, предполагают, что вода могла попасть на Землю из космоса (кометы, астероиды). 3. Формулируют цель урока: определить Значение гидросферы для жизни человека слайд 3 | Понимают значение гидросферы для человека Формулируют цель урока | |
Формулирование задач урока | 1. Прочитайте первый абзац пункта «„Живая" вода» (с. 109 учебника). Объясните слова Антуана де Сент-Экзюпери. Слайд 4 | 1. Предполагают, что вода необходима человеку для жизни. 2. Формулируют задачи урока. | Формулируют основные задачи урока. | |
2. Процессуально-содержательный этап урока |
1. «Живая» вода | 1. Докажите утверждение писателя, что вода — «сама жизнь». Аргументы подберите в пункте «„Живая" вода» (с. 110 учебника). 2. Сделайте вывод о значении воды для человека А)Как изменяется количество воды в организме человека от рождения до 18 лет? Б) Почему воду называют «носителем жизни»? В) Сколько воды необходимо человеку в сутки? Г) При какой потере воды наступает гибель? Д) Все ли жители планеты обеспечены водой? Е) Может ли быть вода причиной болезней? | 1. Читают текст учебника. Доказывают утверждение писателя. - Тело взрослого человека состоит на 65- 70 % из воды, а младенца — на 80-85%. - Для удовлетворения физиологических потребностей человеку нужно в день 2-3 л воды. - Потеря организмом человека 6-8 % влаги вызывает полуобморочное состояние, а с потерей 25 % влаги человек погибает. - Почти 500 млн человек страдают от болезней, вызванных недостатком и плохим качеством питьевой воды. 2. Делают вывод о том, что без воды невозможно существование живых организмов, в том числе человека. Запасы воды ограничены.Воду нужно беречь и охранять. | | |
2. Энергия воды Физминутка | 1. Найдите, мне пожалуйста, каким образом люди используют энергию движущейся воды? Где строят гидроэлектростанции? Есть ли в нашем районе электростанция?(Загорская ГАЭС) с.110-111 учебника. А как вы думаете, полезны ли гидроэлектростанции для человека и природы? Давайте попробуем исходя из этого сделать вывод. Слайд 5 | 1.Обсуждают Рассказывают о том, что раньше на реках люди строили плотины и водяные мельницы, а сейчас появились гидроэлектростанции, тепловые электростанции. | Учатся работать в группе (обсуждают разные мнения по заданному вопросу) | |
3. Отдых и лечение «на воде» | 1. Посмотрите на рис. 73—74 в учебнике (с.111-112). Составьте сообщение об активном отдыхе «на воде». 2.Прочитайте пункт «Отдых и лечение „на воде"» (с. 111-112 учебника). Расскажите о местах и видах отдыха. Любите ли вы отдыхать на берегах водоёмов? Почему они привлекают отдыхающих? Почему водоёмы необходимо охранять? Как люди должны их охранять? Слайд 6 | 1. Дети самостоятельно составили сообщение об отдыхе на море (реке, озере), о пребывании в аквапарке и т. д. | | Опираясь на картинки учебника и личные воспоминания, составляют сообщения об отдыхе «на воде». |
4. Загрязнение воды | 1.Просмотрите видеофрагмент о загрязнении воды (Кунья)(Дефицит пресной воды) 2. 1.Почему возник дефицит пресной воды? Загрязнение воды Сделайте вывод о значении воды для человека Сообщение «Меры по охране водных объектов в России» Слайд 7 | 1.Краткое сообщение о реке Кунья 1.Высказывают предположение о загрязнении воды. 2.Просматривают видеофрагмент. Обсуждают увиденное | Понимают необ-ходимость бережного отношения к воде | |
3. Этап закрепления и первичной проверки |
1. Первичная проверка знаний | Тест. Напротив номера утверждения поставьте либо «+», либо «-». (по 1 бал.) А.Утверждения: 1. Вода занимает 80% массы растений и 75% веса животных. 2. Вода источник энергии и перевозчик грузов. 3. Воду можно заменить другим природным ресурсом. 4. Вода имеет вкус, цвет и запах. 5. Вода обладает целительными свойствами. В. (по 2 бал.) 1.Завершите перечень водных объектов: океан, море, река,__________ ,______. 2.Рафтинг– это (выбрать правильный ответ) а) вид спорта, б) название реки, в)название корабля 3. Что привлекает туристов, отдыхающих на берегу моря или озера: тёплый климат, ( продолжите перечень)________________________ _____________________________________________ С. «Какие меры я принимаю по охране водных ресурсов»???(3 бал.) 14 бал-12 бал-«5» 11 бал.-9 бал-«4» 8бал-7бал-«3» ниже 6 бал-«2» | Отвечают на вопросы. Предлагают свои варианты ответов | Принимают решения относительно определённой экологической ситуации, что способствует развитию экологического сознания, экологического мышления, воспитанию экологической культуры в целом. | |
4. Рефлексивный этап урока |
Рефлексия эмоционального состояния Оценка деятельности учащихся | Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы по карточкам: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… | Записывают слово, отдают листок учителю | Анализируют своё эмоциональное состояние | |
5. Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | 1.Параграф 19 | Формулируют уточняющие вопросы учителю | | Подготавливают расчёт количества воды, потребляемого одним человеком в течение года в населённом пункте |
Дополнительное задание (по желанию и по выбору | 1. Придумайте и нарисуйте условные обозначения в формате А4(альбомный лист) для следующих ограничений: - Не мойте транспорт в водоёмах. - Не бросайте мусор в воду. - Не рвите растения у водоёмов и на водоёмах. слайд 7 | Формулируют уточняющие вопросы учителю. Продумывают структуру проектов | | Составляют различные маршруты путешествий. Подготавливают плакаты-листовки |