СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и гидросфера

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомиться с понятиями «живая вода», «энергия воды», «водный туризм» создать  условия для формирования знаний учащихся о значении пресных вод, их рациональном использовании, о проблемах ограниченных запасов пресной воды на Земле. Развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах. Воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

Просмотр содержимого документа
«Человек и гидросфера»

Тема: « Человек и гидросфера» (параграф № 19)

Тип урока: Урок-рассуждение.

Оборудование: учебник (параграф № 19 стр. 109-119), тетрадь для записей, видеофрагменты, цветные карандаши.

Цель урока: познакомиться с понятиями «живая вода», «энергия воды», «водный туризм» создать  условия для формирования знаний учащихся о значении пресных вод, их рациональном использовании, о проблемах ограниченных запасов пресной воды на Земле. Развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах. Воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать и объяснять  понятия: «живая вода», «энергия воды», «водный туризм. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного  и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Личностные:

Повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.

Метапредметные: 

При помощи информационных технологий формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. С помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках. Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.




Базовое содержание урока


Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный

компонент

урока

Творческий

компонент

урока

Смысловые

блоки

содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

1. Посмотрите на доску и прочитайте пословицы. Как вы понимаете значение этой пословицы? Какова тема нашего урока?

слайд 2


1. Предполагают, что урок будет посвящён изучению взаимодействия человека с гидросферой. Определяют тему урока: «Человек и гидросфера».


2. Говорят о взаимовлиянии человека и геосфер Земли

Определяют тему урока.





Понимают значимость изучения взаимодействия человека и гидросферы


Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

1. Чтобы достичь целей урока, необходимо вспомнить, а что мы уже знаем по данной теме.

1)Вопросы учащимся

А) Что такое гидросфера?

Б) Какие части выделяют в гидросфере?

2слайд

2) Работа с картой

Я знаю, что это такое, и могу показать на карте и отнести к различным частям гидросферы.

(Карточки с названиями географических объектов: Атлантический, Нил, Байкал, Волга, Тихий, Аравийское, Дрейка, Бенгальский, Виктория, Индийский, Лена, Мексиканский, Амазонка)

2.Просмотрите видеофрагмент «Вода на Земле» Предположите, как вода попала на Землю. Каково её значение для жизни на, планете?

3. Определите цель урока


1. После просмотра отвечают на вопросы, предполагают, что вода могла попасть на Землю из космоса (кометы, астероиды).




3. Формулируют цель урока: определить Значение гидросферы для жизни человека слайд 3








Понимают значение гидросферы для человека






Формулируют цель урока


Формулирование задач урока

1. Прочитайте первый абзац пункта «„Живая" вода» (с. 109 учебника). Объясните слова Антуана де Сент-Экзюпери. Слайд 4


1. Предполагают, что вода необходима человеку для жизни.

2. Формулируют задачи урока.




Формулируют основные задачи урока.


2. Процессуально-содержательный этап урока

1. «Живая» вода

1. Докажите утверждение писателя, что вода — «сама жизнь». Аргументы подберите в пункте «„Живая" вода» (с. 110 учебника).


2. Сделайте вывод о значении воды для человека


А)Как изменяется количество воды в организме человека от рождения до 18 лет?

Б) Почему воду называют «носителем жизни»?

В) Сколько воды необходимо человеку в сутки?

Г) При какой потере воды наступает гибель?

Д) Все ли жители планеты обеспечены водой?

Е) Может ли быть вода причиной болезней?


1. Читают текст учебника. Доказывают утверждение писателя.

- Тело взрослого человека состоит на 65- 70 % из воды, а младенца — на 80-85%.

- Для удовлетворения физиологических потребностей человеку нужно в день 2-3 л воды.

- Потеря организмом человека 6-8 % влаги вызывает полуобморочное состояние, а с потерей 25 % влаги человек погибает.

- Почти 500 млн человек страдают от болезней, вызванных недостатком и плохим качеством питьевой воды.

2. Делают вывод о том, что без воды невозможно существование живых организмов, в том числе человека. Запасы воды ограничены.Воду нужно беречь и охранять.



2. Энергия воды






Физминутка

1. Найдите, мне пожалуйста, каким образом люди используют энергию движущейся воды? Где строят гидроэлектростанции? Есть ли в нашем районе электростанция?(Загорская ГАЭС) с.110-111 учебника.

А как вы думаете, полезны ли гидроэлектростанции для человека и природы?

Давайте попробуем исходя из этого сделать вывод.

Слайд 5


1.Обсуждают

Рассказывают о том, что раньше на реках люди строили плотины и водяные мельницы, а сейчас появились гидроэлектростанции, тепловые электростанции.


Учатся работать в группе (обсуждают разные мнения по заданному вопросу)


3. Отдых и лечение «на воде»

1. Посмотрите на рис. 73—74 в учебнике (с.111-112). Составьте сообщение об активном отдыхе «на воде».

2.Прочитайте пункт «Отдых и лечение „на воде"» (с. 111-112 учебника). Расскажите о местах и видах отдыха.


Любите ли вы отдыхать на берегах водоёмов? Почему они привлекают отдыхающих? Почему водоёмы необходимо охранять? Как люди должны их охранять? Слайд 6

1. Дети самостоятельно составили сообщение об отдыхе на море (реке, озере), о пребывании в аквапарке и т. д.



Опираясь на картинки учебника и личные воспоминания, составляют сообщения об отдыхе «на воде».

4. Загрязнение воды

1.Просмотрите видеофрагмент о загрязнении воды (Кунья)(Дефицит пресной воды)

2. 1.Почему возник дефицит пресной воды?

Загрязнение воды

Сделайте вывод о значении воды для человека

Сообщение «Меры по охране водных объектов в России» Слайд 7

1.Краткое сообщение о реке Кунья

1.Высказывают предположение о загрязнении воды.

2.Просматривают видеофрагмент. Обсуждают увиденное

Понимают необ-ходимость бережного отношения к воде


3. Этап закрепления и первичной проверки

1. Первичная проверка знаний

Тест.

Напротив номера утверждения
поставьте либо «+», либо «­-». (по 1 бал.)
А.Утверждения:
1. Вода занимает 80% массы растений и 75% веса животных. 
2. Вода источник энергии и перевозчик грузов.
3. Воду можно заменить другим природным ресурсом.
4. Вода имеет вкус, цвет и запах.
5. Вода обладает целительными свойствами.
В. (по 2 бал.)

1.Завершите перечень водных объектов: океан, море, река,__________ ,______.

2.Рафтинг– это (выбрать правильный ответ)
а) вид спорта, б) название реки, в)название корабля 

3. Что привлекает туристов, отдыхающих на берегу моря или озера: тёплый климат,
( продолжите перечень)________________________ 
_____________________________________________

С. «Какие меры я принимаю по охране водных ресурсов»???(3 бал.)


14 бал-12 бал-«5»

11 бал.-9 бал-«4»

8бал-7бал-«3»

ниже 6 бал-«2»

Отвечают на вопросы. Предлагают свои варианты ответов

Принимают решения относительно определённой экологической ситуации, что способствует развитию экологического сознания, экологического мышления, воспитанию экологической культуры в целом.


4. Рефлексивный этап урока

Рефлексия

эмоционального

состояния








Оценка деятельности учащихся

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы по карточкам:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

  • Я приобрёл…

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

Записывают слово, отдают листок учителю

Анализируют своё эмоциональное состояние


5. Объяснение домашнего задания

Обязательное

задание

1.Параграф 19

Формулируют уточняющие вопросы учителю


Подготавливают расчёт количества воды, потребляемого одним человеком в течение года в населённом пункте


Дополнительное задание (по желанию и по выбору

1. Придумайте и нарисуйте условные обозначения в формате А4(альбомный лист) для следующих ограничений:

- Не мойте транспорт в водоёмах.

- Не бросайте мусор в воду.

- Не рвите растения у водоёмов и на водоёмах. слайд 7

Формулируют уточняющие вопросы учителю. Продумывают структуру проектов


Составляют различные маршруты путешествий.


Подготавливают плакаты-листовки