Этап урока | Содержание и уровень задания | Цель заданий | Формы организации учебной деятельности | Дидактическое средство, оборудование | Планируемые результаты | Форма контроля | Предполагаемые ответы учащихся |
предметные | метапредметные | личностные |
прогнозирование темы урока, фиксирование затруднения, актуализация знаний | Уровень задания: Узнавание Задание: С помощью политический России карты выберите правильный ответ. 1. На северо-западе с Россией граничат: А) Норвегия и Финляндия Б) Эстония И Латвия В) Польша и Белоруссия | Проверка навыков работать с картой на тему «Наши ближайшие соседи» | Индивидуальная работа | Раздаточный материал; ИКТ (презентация) | находить на карте страны — соседи России и их столицы; | Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы; Регулятивные: сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); | осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности | Критерии оценки: 1 балл - ответ выбран верно 0 баллов - ответ не выбран/выбран неверно | 1. На северо-западе с Россией граничат: А) Норвегия и Финляндия |
постановка учебной задачи, актуализация знаний | Уровень задания: Воспроизведение Задание: Заполни пропуски. На северо-западе с Россией граничат две страны - Норвегия и _____. К югу от России, между Черным и Каспийском морями, располагаются ____________________. Недалеко от побережья России располагаются наши морские соседи – Япония (на юго-востоке) и______ (на северо-востоке). | Проверка умений распознавать основные понятия на «Наши ближайшие соседи» с расчетом на воспроизведение их обучающимися. | Парная работа | Раздаточный материал | находить на карте страны — соседи России и их столицы; | Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные: понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; Регулятивные: сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); | применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться | Критерии оценки:2 балла – заполнены все пропуски верно 1 балл – допущена 1 ошибка 0 баллов – пропуски не заполнены/заполнены неверно | Финляндия Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан. США |
применение новых знаний, повторение раннее изученного, на этапе контроля знаний | Уровень задания: Понимание Задание: Выбери верные утверждения про соседей России. Объясни свой ответ. 1.Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. 2.На северо-западе с Россией граничат две страны – Норвегия и Польша. 3.Эстония, Латвия и Литва расположены по берегам Балтийского моря. 3.К югу от России, между Черным и Каспийском морями, располагаются Абхазия, Южная Осетия и Казахстан. 4.Столица Казахстана – Улан-Батор. 5.Граница с Северной Кореей всего 19 км. | Закрепление первичных знаний по теме «Наши ближайшие соседи» за счет решения нетиповых задач при помощи понимания. | Индивидуальная работа | ИКТ (презентация) | находить на карте страны — соседи России и их столицы; | Познавательные: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы; Регулятивные: сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); | понимание особой роли многонациональной России в современном мире | Критерии оценки:3 балла – правильно указал все правдивые утверждения, аргументировал свой ответ. 2 балла – выбраны и доказаны правильный варианты, но не сказал, почему другие не подходят 1 балл – выбраны, но не доказан правильные варианты ответа 0 баллов – во всех других случаях | 1.Верно, тк Норвегия граничит с Россией на крайнем северо-западе (Мурманская область). Это самая северная сухопутная граница РФ 3.Верно, тк все три страны имеют выход к Балтийскому морю и граничат с Россией (Эстония и Латвия – напрямую, Литва – через Калининградскую область). 6.Верно,тк Россия граничит с КНДР (Северной Кореей) на Дальнем Востоке (Приморский край). Это самая короткая сухопутная граница РФ. |
повторение раннее изученного, рефлексия полученных знаний | Уровень задания: Применение в знакомых условиях Задание: Вспомните и впишите в таблицу название столиц соседей России, с которыми наша страна имеет сухопутные границы. Найдите лишние страны. Объясните, почему они лишние. Польша | | Монголия | | Япония | | Белоруссия | | Литва | | | Закрепление ранее полученных знаний по теме: теме «Наши ближайшие соседи». | Парная работа | Раздаточный материал; текст учебника; ИКТ (презентация) | находить на карте страны — соседи России и их столицы; | Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; Коммуникативные: понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; Регулятивные: сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); | применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться | Критерии оценки: 4 балла – найдены все лишние страны и даны объяснения ответа 3 балла – найдены все лишние страны. Записаны все правильные столицы, но нет объяснения. 2 балла – найдена только 1 лишняя страна, записаны правильные и 1 лишняя столица 1 балла – записаны столицы всех стран, лишние не найдены 0 баллов – во всех остальных случаях | Польша | Варшава | Монголия | Улан-Батор | Япония | | Белоруссия | Минск | Литва | Вильнюс | Германия | | Лишние: Япония- имеет морскую границу с Россией. Германия- не имеет границ с Россией. |
повторение раннее изученного, рефлексия полученных знаний | Уровень задания: Применение в новых условиях Задание: Прочитай описания стран и напиши их названия. 1. Эта страна – наша самая большая соседка на востоке. Её столица – Пекин. Здесь живут панды. ___ 2. Эта страна – наш западный сосед. Столица – Минск. Наши народы очень дружны. ___ 3. Эта страна находится на Корейском полуострове, на юго-востоке. Столица – Пхеньян. ___ 4. Эта страна – наша соседка на юге. Столица – Астана. Здесь много степей, а раньше кочевали казахи. ___ 5. Эта страна граничит с нами на юге, между Чёрным и Каспийским морями. Столица – Баку. ___ | Преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях для решения новых задач | Групповая работа | Раздаточный материал | находить на карте страны — соседи России и их столицы; | Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Регулятивные: сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); | применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться | Критерии оценки: 5 баллов – правильно определены все страны 4 балла – неправильно определена 1 страна 3 балла – неправильно определены 2 страны 2 балла – неправильно определены 3 страны 1 балла – верно определена только 1 страна 0 баллов – ответ не дан | Китай Беларусь КНДР (Северная Корея) Казахстан Азербайджан |