Подготовка и проведение интерактива для родителей с целью педагогического просвещения по заданной теме
ФИО студента: Бедрина Дарья Юрьевна
Тема: Финансовая грамотность детей в современном мире
Характеристика целевой аудитории:
Цель: Создание условий для ознакомления с практическими методами и приемами воспитания финансовой ответственности у детей.
Задачи: 1. Познакомить родителей с основными принципами формирования финансовой грамотности у детей
Обсудить роль родителей в развитии финансовой ответственности и самостоятельности у детей
Предоставить практические рекомендации по внедрению навыков финансового планирования в повседневную жизнь семьи
Форма: Круглый стол
План:
1. Вводная часть
2. Теоретический блок
3. Практическая работа
4. Рекомендации
5. Заключение
-Добрый день, уважаемые родители, я очень рада вас всех видеть. Наше собрание мы проведем в формате круглого стола, поэтому сегодня вы сидите именно так.
(1 слайд)
- Обратите внимание на слайд. Тема нашего сегодняшнего собрания: «Финансовая грамотность детей в современном мире».
-Давайте познакомимся с понятием финансовая грамотность.
(2 слайд)
-Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) даёт такое определение финансовой грамотности-это комбинация осведомлённости, знаний, навыков, установок и поведения, которые необходимы для принятия правильных финансовых решений и достижения индивидуального финансового благополучия.
-Финансовая грамотность младших школьников — это понимание простых правил обращения с деньгами, умение планировать расходы и сбережения.
-По большому счёту, постижение финансовой грамотности – это своего рода школа принятия взрослых решений. Научиться делать взвешенный выбор лучше всего тогда, когда есть возможность экспериментировать, делать ошибки.
(3 слайд)
- сейчас обратите внимания на слайд, здесь представлены основные причины недостаточного уровня финансовой грамотности младших школьников, по мнению
педагогических работников.
1. Отсутствие времени на изучение вопросов финансовой грамотности. (на занятиях по внеурочной деятельности предпочтение отдается другим курсам)
2. Недостаток знаний у педагогов о том, как формировать финансовую грамотность у детей.
3. Низкая вовлеченность родителей в обучение детей основам финансов.
4. Возрастная специфика когнитивного развития (младшие школьники находятся на этапе формирования абстрактного мышления, что затрудняет восприятие сложных понятий, связанных с экономическими процессами)
5. Минимальная практика взаимодействия с деньгами (большинство младших школьников имеют крайне ограниченный личный опыт самостоятельного распоряжения средствами, что замедляет развитие необходимых компетенций)
6. Влияние рекламы на потребительское отношение детей к покупкам.
-Уважаемые родители, мы с вами выявили причины недостаточного уровня сформированности финансовой грамотности у младших школьников
(4 слайд)
-Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и с помощью приёма «Дай совет» ответить на вопросы, которые вы видите перед собой на карточке под номером 3. Можете приступать к выполнению.
-Я вижу, что все уже закончили, сейчас я предлагаю выступить 1 паре, зачитайте свой вопрос и какие вы определили способы формирования финансовой грамотности младших школьников.
1 вопрос: вы выделили ребёнку определенную сумму на карманные расходы на неделю, но так получилось, что он потратил их за день. Какие будут ваши действия?
Решение: важно объяснить ребёнку, что нужно осмотрительнее делать покупки и планировать траты. При этом не стоит ругать его и использовать отсутствие денег как наказание.
2 вопрос: ваш ребёнок просит на день рождения дорогостоящий смартфон, но в данный момент вы не обладаете такой суммой. Что вы будете делать в данной ситуации?
Решение: можно предложить ребёнку более доступные варианты смартфонов или рассмотреть возможность накопить деньги на желаемую покупку.
3 вопрос: поделитесь своим мнением, правильно ли поощрять ребёнка за хорошие отметки денежными вознаграждениями?
Решение: аргумент против: деньги не решают проблему мотивации детей к учёбе в долгосрочной перспективе. Если ребёнок поставил себе цель накопить на что-то, он потеряет интерес к учёбе, как только достигнет желаемой суммы.
Аргумент за: развитие навыков финансовой грамотности. Ребёнок понимает, как можно зарабатывать деньги своим трудом, учится прогнозировать доходы и расходы.
-Выполняя данное задания мы с вами уже смогли наметить способы формирования финансовой грамотности младших школьников.
(5 слайд)
-Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Ситуации». Я зачитываю определённую ситуацию, а после мы обсуждаем её вместе с вами.
- 1. «Карманные деньги: Давать или не давать?»
Ситуация:
Ребёнок (10 лет) просит увеличить карманные деньги, потому что «одноклассникам дают больше». При этом свои текущие деньги он тратит за 2 дня на сладости и наклейки.
Вопросы для обсуждения:
- Почему родители могут отказать в увеличении суммы?
- Как научиться распределять деньги на неделю?
- Что важнее: количество денег или умение ими распоряжаться?
2. «Импульсная покупка vs. Накопления»
Ситуация:
Ребёнок (8 лет) копил месяц на конструктор, но в магазине увидел новую игрушку и хочет потратить все деньги на неё.
Вопросы для обсуждения:
- Что будет, если купить игрушку сейчас? Получится ли потом купить конструктор?
- Как избежать импульсных покупок? (Например, правило «подожди 1 день»).
3. «Семейный совет: Планируем отпуск»
Ситуация:
Семья хочет поехать в отпуск, но бюджет ограничен. Ребёнок (12 лет) предлагает «взять кредит», чтобы купить путёвку в дорогой отель.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое кредит и почему он может быть опасен?
- Как сэкономить на поездке без долгов? (Например, выбрать кемпинг вместо отеля).
4. «Цена популярности»
Ситуация:
Подросток (13 лет) требует купить дорогой брендовый рюкзак, потому что «у всех в классе такие».
Вопросы для обсуждения:
- Почему вещи из массмаркета могут быть лучше брендовых?
- Как отличить «хочу» от реальной необходимости?
- Можно ли выглядеть круто без больших трат?
5. «Подработка: Заработал – получил»
Ситуация:
Подросток (14 лет) хочет заработать на новый телефон, но не знает, как.
Вопросы для обсуждения:
- Какие виды подработки разрешены в его возрасте?
- Как не попасть на мошенников?
- Почему важно обсудить с родителями перед началом работы?
(6 слайд)
-Также прошу обратить внимание на слайд «Советуем прочитать». Здесь представлен список литературы, в котором вы можете найти больше дополнительной информации о финансовой грамотности младших школьников и что нужно делать для её правильного формирования.
1. «Экономика для любознательных», Ольга Иваева, 2021 г.
Аннотация: книга Ольги Исаевой "Экономика для любознательных" легко и понятно расскажет о том,
- что такое экономика,
- какие существуют виды дохода,
- что будет, если увеличить цену товара,
- зачем Генри Форд следил за чистотой окон на автомобильном заводе,
- что будет, если напечатать больше денег,
- для чего нужно планирование,
- как устроена банковская система... и многое-многое другое.
3. «Волшебный банкомат. Детям об экономике», Татьяна Попова, 2019 г.
Аннотация: ваш ребенок узнает: откуда появляются деньги, как люди зарабатывают на жизнь и совершают покупки, зачем планировать бюджет, что такое кредит и банк. В каждой главе есть рекомендации для родителей, как лучше изучить эту главу.
-Для того, чтобы закрепить полученные знания на сегодняшнем собрании я подготовила для вас памятки по формированию финансовой грамотности младших школьников.
-Возьмите себе и передайте следующему. Это ценные и мудрые советы, которые позволят вам помочь вашему ребёнку развивать финансовую грамотность.
Памятка «Как развить финансовую грамотность у своего ребёнка?».
1.Регулярно давайте деньги своему ребенку и установите сроки выплат.
2. Договоритесь о лимите и периодичности, чтобы ребенок мог более осознанно планировать свои расходы.
3.Не забирайте у ребенка его деньги и не берите у него долг.
4. Помогите ребенку завести копилку в мобильном банке или купить красивый кошелек, где он сможет хранить свои сбережения.
5.Не ругайте ребенка за глупые покупки, а лучше обсудите с ним его ошибки и помогите извлечь урок.
-В заключении мне бы хотелось получить от вас обратную связь, обратите внимание на слайд и продолжите предложение по цепочке.
Мой ребёнок будет финансово грамотным, если родители …
-Я надеюсь, что сегодня вы действительно узнали что-то новое и теперь помочь стать финансово грамотным вашему ребёнку вам станет гораздо проще.
-Я благодарю вас за присутствие на нашем собрании. До свидания!.