создать условия для осознания функции буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.
Знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Приводить предметы ранее изученных букв, имеющих ту же особенность;
Сравнивать звуковой состав слов их буквенную запись;
Формировать способ чтения буквы ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов;
Объяснять в каких случаях буква ю обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующего согласного;
Читать, озаглавливать текст, отвечать на вопросы по тексту.
Этап урока. | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. | Ребята, Число? Месяц? День? Урок? Прозвенел и смолк звонок. Кто заглянул к нам на урок? Занесла нам снежинки с пословицами. Чтение пословиц подготовленными учениками с карточек. Подул зимний ветер. | Красиво встали. Прочитали хором со слайда ЗИМА Чтение пословиц. Выполнение упражнений дыхательной гимнастики. |
Мотивационный Постановка учебной задачи и ее решение | Включение в учебную деятельность А) Игра «Угадай, кому принадлежат слова»: А зима заглянула с друзьями. 1.- «По щучьему веленью, по моему хотенью»?; (слайды) 2.-« Уфу-фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русской дух в очью проявляется!» 3. Чтение хором -«Юбки шью и брюки шью, Одеваю всю семью» Б) Упражнение на объединение слов в одну группу -Емеля, Баба Яга, Ежик – что объединяет эти слова? Ходите в библиотеку и читайте книги с этими героями. В)Упражнение на выделение буквы из слова- веер -Выберите (карточки с гласными на наборном полотне) и назовите буквы, с которых начинаются имена сказочных героев. | -Эти слова принадлежат Емеле, из русской народной сказки «По щучьему веленью» -Это Баба Яга, из русской народной сказки -Ежик -Это имена сказочных героев Дети выбирают с наборного полотна буквы: я, ё, е, вывешивают, называют их. |
| Постановка целей и определение темы урока А)Упражнение на обобщение знаний -Что объединяет буквы Я,Ё,Е в одну группу? -Какую бы букву вы еще добавили в эту группу букв? Почему? Б) Определение темы урока -Как вы думаете, какова тема нашего урока? В) Определение цели урока -А какой еще секрет букв: Я,Ё,Е,Ю мы знаем? -Как вы думаете, какова цель нашего урока? | -Это гласные звуки, они указывают на мягкость впереди стоящего согласного звука. -Буква Ю, потому что она обозначает гласный звук и тоже показывает мягкость впереди стоящего согласного. -Буквы Я,Ё,Е,Ю в некоторых случаях обозначают два звука, один из которых (Й), а второй гласный звук -Научиться определять в каких случаях буква Ю дает два звука, а в каких один звук? |
Решение частных задач | 3.Развитие мыслительных операций. Картинный диктант: определи место буквы ю в слове. Сколько звуков обозначает? Составьте предложение со словом. Упражнение на развитие навыков быстрого чтения: Чтение слогов (таблица из учебника) Игра «Доскажи словечко» | Встают по рядам. -Верблюд живет в пустыне. Верблюд питается колючками. чтение слогов – 1 ученик Самостоятельное чтение, чтение вслух. |
Актуализация знаний | Работа в парах со схемами -Сейчас вы будете работать в паре. Перед вами на столе лежат карточки. Соотнесите слова и схемы. Самопроверка с доски. оцените свою работу и работу товарища -Сделайте вывод по схеме: -Где стоит буква Ю в начале, середине, конце слова? -После гласной или согласной стоит буква Ю? -Сколько звуков она обозначает? Обобщение материала -Давайте сделаем вывод . Когда буква Ю обозначает один звук, два звука? | -Дети на карточках составляют схемы слов -Оценивают свою работу и работу товарища. Буква Ю обозначает один звук, если стоит в середине слова, после согласного. Два звука, если стоит в начале слова, перед согласным и два звука, если в середине слова после гласного, после мягкого знака. |
Работа по теме урока | Прогнозирование текста – по слайду. Чтение текста « буксиром” на ст.48 Озаглавить текст. Чтение Загадки – шутки, с.48 Б. Заходера читают цепочкой ученики -Кто знает отгадку? -Прочитайте слова с доски: Откровенно признаю: Зверя нет на букву Ю. -А теперь послушайте отгадку - диалог. (Диалог детей с 69. Б. Заходер «Зверь на букву Ю”) -С какой буквы начинается слово Юлька? Дополнительно. -Да, поэт прав, нет зверя на букву Ю. Но есть птица и называется она юла(лесной жаворонок). Это птица соснового леса. А свое название получила за пение: юли –юли –юлю -юлю- юль – юль -ля. Музыкальная физминутка -Рассмотрите картинку с. 49 -Можно ли сразу сказать, какой танец танцуют дети? Чтение стихотворения В. Берестова -чтение шепотом -чтение вслух -выборочное чтение : прочитать, что делают куклы, звуки, пары, что делает юла? Выразительно. | -Дети читают самостоятельно текст -Чтение вслух, цепочкой -«Юлькой кошку звать мою» -С буквы Ю Звучит музыка Дети танцуют. Нет, нельзя Прочитать текст стихотворения Дети читают самостоятельно Читает сильный ученик |
Подведение итогов Рефлексия Оценка результатов деятельности | - С какой буквой мы сегодня работали? -Какую роль выполняет буква ю после согласного? - Когда буква ю обозначает два звука? А сейчас я вам предлагаю сыграть в Ю – игру :все ответы должны начинаться на букву ю. -Каких имен нет у детей в нашем классе? -Кем бы вы могли работать на корабле? -Что из одежды любят носить девочки? -На какую планету можно помечтать полететь? Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке? -Что вас удивило больше всего? -Что вам понравилось больше всего? -Оцените свою работу на уроке: если вы были активны, довольны своей работой – зеленый; -если не очень довольны своей работой - красный | Ответы детей |
Зима без мороза не бывает.