СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое глагол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое глагол»





 





 

 

Конспект открытого урока

по русскому языку

во 2 классе

по теме: «Что такое глагол?»

(УМК «Школа России»)

 

 

                            





 







2021 год   

Цель: познакомить с частью речи – глагол, его отличительными признаками.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;

  • научить учащихся находить глаголы в тексте;

  • повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;

  • закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;

  • закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;

  • учить оценивать уровень усвоения нового материала.

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;

  • развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе

Тип урока: урок открытия нового знания.





















Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу

И нашим гостям.

Чудесных открытий

Желаю всем вам!


ΙΙ. Актуализация знаний.

  1. Минутка чистописания.

Учитель: Открываем свои тетради, вспоминаем правильное положение тетради, берём ручку в руку правильно, записываем число и классная работа.

Учитель: - Март месяц – это какое время года?

Учитель: Посмотрите на доску, что написано? (слоги).   Прописываем слоги.

 со ка ро

Учитель: Ребята, какое слово мы можем составить из этих слов? (сорока) А кто такая сорока? Сорока – это перелётная птица или зимующая? Назовите зимующих птиц? Перелётных?

Учитель: Перелётные птицы куда возвращаются? (на Родину). А у человека есть Родина? Что такое Родина?  Какая бывает Родина? (большая и малая). Большая? Малая? Давайте составим предложение на тему «Моя Родина».

Учитель: А теперь вернёмся к слову сорока. А что это за слово? (словарное).

  1. Словарная работа.

Учитель: Запишем еще несколько словарных слов.

Девочка, медведь, ветер, мороз, ученик, шёл, завод, метель.

Учитель: А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов

в тетради с их написанием в словаре. Меняемся тетрадями. (Взаимопроверка).  Возвращаем соседу тетрадь. (Лист взаимооценки)

У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки, одна-две ошибки, три и более?

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Посмотрите на слова. Найдите лишнее. (шёл) Почему оно лишнее? Как определили, что эти слова – существительные?  Что вы знаете об имени существительном? 

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие бывают существительные?

- Назовите одушевлённые имена существительные.

- Неодушевленные. Собственные. Нарицательные.

- Имена существительные могут употребляться в ….  (продолжить фразу)

3. Решение проблемной ситуации.

Работа с филвордом. Работа в группах.

Учитель: У нас осталось слово, но мы не знаем, что это за слово. Чтобы это узнать, нам поможет филворд. Помните, как правильно его надо разгадывать? (Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.)

Ф

Л

Г

О

Т

В

Ь

Н

А

А

А

Л

С

И

Л

О

В

Г

Л

Щ

Е

Т

Е

Е

И

Т

С

У

Ь

Ч

Е

Р

Учитель:  

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)

- Ищем второе слово:

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).

- Следующее слово:

Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.

(Она бывает письменная и устная). (Речь).

- Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)

- Значит наше слово шёл – это глагол

ΙΙΙ. Открытие нового знания.

Учитель: - Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?

- Что мы должны выяснить об этих словах на уроке?

- Чему будем сегодня учиться на уроке?

- Мы с вами знакомились с этой частью речи? Может быть, кто-то помнит, что- нибудь о ней?

  • - Предлагаю вам послушать небольшую историю resh.edu.ru (урок66)

Давным-давно в стране, под названием Части Речи, жили-были только имена существительные. Что? Дерево. Кто? Щенок. Что? Солнце. Жили существительные очень скучно, потому что ничего не делали.


И вот однажды в Страну пришли жить глаголы. Они не могли смотреть на то, что все бездействуют, потому что сами были большие непоседы.


Глаголы постоянно что-то делали. Глаголы были очень разговорчивы. Стоило спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – глаголы тут как тут.


И в один момент в Стране всё изменилось! Дерево стало зеленеть, цвести, плодоносить. Солнце – греть, светить, радовать, лаять, играть. Что же произошло? Да просто глаголы научили всех действовать!

ΙV. Физкультминутка.    

Учитель: Сейчас мы немного отдохнём.  Встали.  (Аудиозапись).

V. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Учитель: Открываем учебники на странице 68, выполняем упражнение 116. (Выполняется упражнение в соответствии с заданиями учебника.) (Главные члены. Сказуемое – глагол). Как будем определять, что это глагол?  (Лист взаимооценки).

2. Работа с правилом.

Обучающийся читает правило.

Учитель: Мы с вами пришли к таким выводам? (да)

- Молодцы! Значит, наши глаголы заставляют делать выполнять какие-либо действия имена существительные.

- А вот какое определение дает в толковом словаре В.Даль 

Глагол –  это речь человека, разумный говор, язык.

VΙΙ. Закрепление изученного материала.

Учитель: Выполняем упражнение 118. Прочитайте отрывок К. И. Чуковского самостоятельно.

- Кто увидел ошибки?

- Что неправильно записал автор?

- А кто помнит, как называется это стихотворение?

- Помогите распутать эту путаницу.

- Я вам сейчас раздам карточки с животными, а вы напишите, кто какие действия должен делать.

Самостоятельная работа. (Проверка – один ученик читает, остальные проверяют. Хлопком отмечают ошибку). (Лист взаимооценки).

Учитель: Какие слова отвечают на вопрос что делают? (крякают, квакают, хрюкают). Какие на вопрос – что сделали? (зажужжали, заржали, зачирикали).

- Какой частью речи они являются? (Лист взаимооценки)

Физкультминутка для пальчиков.

Учитель: А теперь давайте потренируемся определять глаголы. Как вы будете определять глагол это или нет? ( Что обозначает слово.  На какой вопрос отвечает.)

Выписать только глаголы.

           Звон, звонить, звонкий.

Ходит, ход, походка.

Старик, старый, стареет.

Учитель: Кто нашёл все глаголы? Молодцы! (Лист взаимооценки)

VΙΙΙ. Итог урока.

Учитель: С какой частью речи мы познакомились на уроке? (глагол)

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Для чего нужны глаголы в речи?

- В предложении, чем является? 

ΙΧ.  Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу по такому плану.

Сегодня на уроке:

1.Я научился…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Могу похвалить себя за то, что…

5.Могу похвалить одноклассников за то, что…

6.Больше всего мне понравилось…

Учитель: Молодцы все! Спасибо за хорошую работу на уроке.

Выставление отметок. Обучающиеся подводят итоги по листам взаимооценки.

Χ. Домашнее задание.Упр 119, выучить правило

Индивидуальные задания по карточкам.