МКОУ Заводская СОШ
Калачеевский муниципальный район
Воронежская область
Аналитическая записка
педагогической
деятельности
учителя русского языка и литературы
Комиссаровой
Ирины
Владимировны
Учительство – это искусство,
труд не менее творческий,
чем труд писателя или композитора,
но более тяжелый и ответственный.
Учитель обращается к душе
человеческой не через музыку,
как композитор, не с помощью красок,
как художник, а напрямую.
Д.С. Лихачёв
Общие сведения:
Фамилия, имя, отчество: Комиссарова Ирина Владимировна
Образование: Воронежский Государственный Педагогический Университет, 1 июля 2001года, учитель русского языка и литературы
Стаж педагогической работы по специальности: 21 год
Стаж работы в МКОУ Заводская СОШ– 4 года
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы
E-mail: qwer120919@HYPERLINK "mailto:[email protected]"mailHYPERLINK "mailto:[email protected]".HYPERLINK "mailto:[email protected]"ru
Телефон: 41-0-97, сотовый - 8-952-548-96-42
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопросы: КАК ЖИТЬ? ЗАЧЕМ ЖИТЬ?
Каждый год первого сентября я переступаю порог школы, и нет для меня большей радости, чем видеть «распахнутые» детские глаза, улыбки, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. И всегда становится легко, когда осознаешь потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе.
Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых в своей жизни людей.
«Люби детей, будь терпим, совершенствуй свои знания, будь общительным и свободным, не смей останавливаться на достигнутом – и успех придёт к тебе» - это правила моей педагогической деятельности и моей жизни.
Главные принципы моей работы:
Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!
Учитель – не передатчик знаний, информации, а организатор процесса учения и воспитания, сотрудничающий с детьми!
Считаю, что настоящий учитель должен быть:
непременно талантливым;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллигентным, нравственным, коммуникабельным и эрудированным;
владеющим передовыми педагогическими технологиями.
Лозунгом своей жизни считаю афоризм: «Учитель – это не профессия, это образ жизни и состояние души!»
Учительская профессия – профессия счастливых людей!
И мне хочется, чтобы в школе всегда жили счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю, что вместе с детьми преодолею многое.
Ведущей педагогической идеей в своей работе считаю выработку орфографических навыков у учащихся на основе использования компьютерных технологий.
Меня интересуют вопросы, связанные с внедрением компьютерных технологий в процесс преподавания русского языка и литературы. В своей работе использую современные образовательные технологии:
*игровые технологии;
*проблемное обучение;
*здоровьесберегающие технологии;
*технологию критического мышления;
*проектно-исследовательская деятельность
*ИКТ
ИКТ я внедряю на следующих этапах работы:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);
2) в закреплении программного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);
4) в самостоятельной работе;
5) в проведении интегрированных занятий по методу проектов;
6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей учащихся.
Вся эта работа способствует осознанию учащимися своих возможностей и умственных способностей, пониманию учебных задач, формированию устойчивых интересов к изучению русского языка и литературы, развитию творческого потенциала, повышению мотивации к обучению. Все это позволяет добиваться следующих результатов:
Позитивная динамика качества освоения
учащимися учебных программ
Год | Русский язык | Литература |
Качество (%) | Успеваемость (%) | Качество (%) | Успеваемость (%) |
| 5кл 6 кл 9кл | | 5кл 6кл 9кл | |
2013-2014 | 55 55 85 | 100 | 84 72 85 | 100 |
| 5кл 6кл 7кл | | 5кл 6кл 7кл | |
2014-2015 | 81 56 56 | 100 | 100 84 74 | 100 |
| 6кл 7кл 8кл | | 6кл 7кл 8кл | |
2015-2016 | 100 63 66 | 100 | 100 88 100 | 100 |
Результаты сдачи ГИА и ЕГЭ
Год | Класс | Качество (%) | Успеваемость (%) |
2011-2012 | 9 | 50 | 100 |
11 | 60 | 100 |
2013-2014 | 9 | 87 | 100 |
2015-2016 | 9 | 87 | 100 |
Участие и результаты деятельности педагога по формированию актуальной педагогической практики средствами работы в творческих группах, исследовательских и проектных коллективах.
Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая методическую литературу, предметные журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», литературу по психологии, педагогике и применяю полученные
языка и литературы на сайтах http://www.proshkolu.ru, http://pedsovet.org.
Научно-методическая деятельность
Рабочие программы по русскому языку, литературе, искусству (Музыка), элективному курсу «Устойчивая грамотность»(9 класс), кружку школьное лесничество «Лесовичок» (6-9 класс) разработаны на основе примерных программ, основной общеобразовательной программы МКОУ Заводская СОШ. Они отвечают поставленным задачам ФГОС ООО. Имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и разных уровней подготовленности. Преподаю русский язык и литературу в 5-9 классах. В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации. Русский язык веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской (5-7 класс) и (8-9 класс) под редакцией С.Г.Бархударова учебник соответствует программе по русскому языку, разработанной М.Т. Барановым, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанским, продолжает линию учебников Т.А. Ладыженской и др. Литературу – по программе под редакцией В.Я. Коровиной (5-6 класс), (7-9 класс)Г. С. Меркину. Каждой программе соответствуют свои учебники. С 2011 по 2016 гг. мною разработаны рабочие программы: «Рабочая программа по русскому языку для 5 -9 классов»; «Рабочая программа по литературе для 5-9 классов»; Программа элективного курса «Устойчивая грамотность»(9 класс). При составлении рабочих программ я учитывала планируемые результаты, формирование УУД, образовательные запросы учащихся и их родителей. Программы имеют развивающую направленность и включают различные компоненты. Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы. Особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Я изучила следующие технологии: проблемное обучение; технология уровневой дифференциации; технология развития критического мышления через чтение и письмо; групповые технологии; игровые технологии; тестовые технологии; современные компьютерные технологии; проектная технология. В своей работе приоритетным считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность, проблемное обучение и здоровьесберегающие технологии.
Среди разнообразных путей решения изложенных задач наиболее значимыми в моей педагогической практике являются следующие:
1. Создание психологически комфортной обстановки с целью совместной деятельности на уроке.
Организация всего учебного процесса таким образом, чтобы обучающийся мог испытывать удовлетворение от урока, смог проявить себя как личность. В этой связи я стараюсь входить в класс с хорошим и бодрым настроением, настраиваю себя на деловое и активное общение с детьми. Энергично начинаю урок и веду его так, чтобы каждый ученик был занят делом. Сочетаю умеренные поощрения и наказания. Это обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных. Кроме того, стимулирующая роль и поощрений, и наказаний одинаково важна: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания – исправлению, или коррекции, отрицательных. Обсуждаю с детьми в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. Заканчиваю урок, как правило, общей оценкой класса и отдельных учеников, что даёт возможность всем испытать удовлетворенность от работы на уроке.
2. Применение технологий личностно-ориентированного обучения.
Особое значение здесь имеет исследовательский метод обучения и технология коллективной мыследеятельности. Они ориентированы на поиск учениками самостоятельных решений учебной проблемы. Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. Поэтому на уроке я ставлю познавательные и практические задачи, требующие самостоятельного решения, использую проблемные творческие задания. Ситуация поиска позволяет обучающимся осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы.
3. Применение современных технологий обучения, прежде всего, компьютерных. С этой целью при подготовке к урокам использую диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), составляю собственные презентации в программе PowerPoint. Их применение улучшает качество усвоения учебного материала, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Отдельные презентации составляю с привлечением обучающихся, которые помогают в подборке материалов и компьютерном оформлении.
4. Применение здоровьесберегающих технологий.
Это важнейшая составная часть рациональной организации урока, позволяющая повысить умственную работоспособность обучающихся, предупредить преждевременное наступление утомления: провожу физминутки (5-6 классы), отслеживаю психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, чередую разные виды деятельности.
5. Применение разных видов контроля знаний обучающихся.
Для контроля знаний обучающихся применяю опрос, тестирование, карточки, рабочие тетради по предмету, провожу зачёты, контрольные и самостоятельные работы, практикую дидактические упражнения и итоговые задания. Для закрепления навыков грамотного письма использую диктанты разных типов: предупредительный, творческий, выборочный, диктант на классификацию орфограмм, сочинения и изложения. Особое внимание уделяю опросу обучающихся, так как именно опрос предполагает систематическую работу над совершенствованием знаний обучающихся, развитием их языковой культуры и мышления, способностей давать развёрнутый, полный, логически последовательный и аргументированный ответ. Считаю, что нельзя ограничиваться только изложением фактов, главным в ответе ученика должно быть рассуждение, самостоятельный анализ, объяснение явлений. Стараюсь не допускать односложных ответов. В отдельных случаях разрешаю пользоваться при подготовке ответа учебником, тетрадями, пособиями. После ответа ученика проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, подчеркиваются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах.
6. Мотивация учебно-познавательной и творческой деятельности.
Для мотивации обучающихся обращаюсь в своей практике к мультимедийным материалам (интерактивные CD-диски), включаю в урок фрагменты презентаций, расширяю формы работы с источниками на уроке. Совмещаю видео- и аудиоматериалы с текстовыми. Такое комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в учебный материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию. Разрабатываю и провожу уроки с использованием компьютерной презентации: уроки объяснения нового материала, уроки-лекции, уроки-обобщения, и другие уроки. Планирую и провожу уроки коллективной мыследеятельности, на которых обучающиеся работают в группах и парах. При необходимости помогаю начать работу в группах, наблюдаю за тем, как идёт сотрудничество между учениками, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце оцениваю работу учеников, их сотрудничество в группах, парах. Обучение в сотрудничестве даёт осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы, осознание творческой взаимозависимости членов группы, умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других. Привлекаю обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, научно-исследовательской работе.
7. Изменение внутреннего отношения обучающихся к уровню своих возможностей и перспективам их развития.
Оказываю помощь в учёбе на основе индивидуального подхода, используя при этом методы и формы переубеждения, переучивания, поощрения. Поддерживаю успехи каждого ученика в коллективе класса, работаю с родителями.
8. Систематическое пополнение методической базы и оснащение кабинета.
Подбираю обучающие диски по русскому языку и литературе для всех классов, приобретаю и изучаю современную методическую литературу, оформляю тематические папки, использую в работе педагогический опыт других учителей. Это существенно расширяет мои возможности в системной работе по формированию нормированной устной и письменной речи обучающихся в соответствии с разделами русского языка. Позволяет мне тщательно готовиться к урокам, не допуская некомпетентности по предмету.
Участие в муниципальных, региональных, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях
№ | Название | Результат |
1 | Конкурс проектов «Мы и природа» Школьное лесничество «Лесовичок», на базе школы | Петрова Ирина, 11класс Грамота финалиста, от 12.04.2012 |
2 | Экологический марафон 2013 Организатор ВРОО «Центр экологической политики» г.Воронеж, СОШ №10, 22.04.2013г. | Благодарность от депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ Чижова С.В., за активную гражданскую позицию и деятельное участие в деле сохранения окружающей среды, за содействие в решении важнейшей, имеющей огромное экономическое и социальное значение проблемы – поддержания экологической стабильности в России», от 22.04.2013г. |
3 | Региональный и межрегиональный Очная «Подрост – 2013» Организатор ВОСЮН и ОСХ, Хреновской лесотехнический колледж 05.12.2013г. | Гурина Екатерина, 9 класс 3 место Диплом Департамента образования, науки и молодёжной политики 3 степени на областном конкурсе «подрост – 2013», в номинации «Природоохранная деятельность» Проект «Школьная экологическая тропа». Приказ от 05.12.2013 № 144 |
4 | Районный творческий конкурс «Я – пионер!», в рамках празднования 90-летия РДО «Пионеры 21 века». Организатор Дворец молодежи, г. Калач | Гурина Екатерина, 7класс, Победитель в номинации «За содержательность» Грамота, 19.мая 2012г |
5 | Пятый Межрайонный Рождественский конкурс школьных лесничеств Организатор Калачеевское лесничество, г. Калач | Гурина Екатерина, 8 класс, Диплом за активную работу по сохранению и приумножению лесных насаждений родного края. Январь 2013г. |
6 | «Подрост-2014» Организатор ВОСЮН и ОСХ, г.Воронеж, ВГЛТА, 04.12.2014г | Скрынников Юрий, 8 класс Диплом 2 степени номинации «Практическая природоохранная деятельность».Приказ департамента образования , науки и молодежной политики от 04.12.2014г. |
7 | Шестой Межрайонный Рождественский конкурс школьных лесничеств Организатор Калачеевское лесничество, г.Калач | Комиссарова Наталья, 6класс Грамота за активную работу по экологическому воспитанию, сохранению и приумножению лесных богатств родного края. Калачеевский филиал КУВО «Лесная охрана» и Калачеевское лесничество от 11.01.2015г. |
8 | Международная детская творческая олимпиада «Кидолимп». Фонетика, морфология, лексика | Комиссарова Наталья, 8 класс Лауреат 1 степени |
9 | Международная детская творческая олимпиада «Кидолимп». Русское народное устное творчество | Комиссарова Наталья, 8классЛауреат 2 степени |
10 | Международная детская творческая олимпиада «Кидолимп». Русское народное устное творчество | Котлярова Яна,7 класс Лауреат 1 степени |
11 | Международная детская творческая олимпиада «Кидолимп». Русская литературная классика | Стрельцова Татьяна, 6 класс Победитель (3место) |
12 | Международная детская творческая олимпиада «Кидолимп». Русский язык. Орфография | Ракитянская Яна, 6 класс Лауреат 2 степени |
13 | Международная детская творческая олимпиада «Кидолимп». Всё о музыке | Комиссарова Наталья, 8класс Лауреат 3 степени |
«Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира».
М. Горький
С 2015 года назначена классным руководителем в 5 "В" класс. Классный руководитель – мастер, чародей, творец и просто верный друг детей. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих книгах, художник – в картинах, а учитель – в мыслях и поступках своих учеников.
Классный руководитель – это особенный учитель. Каждый школьник видит в нём друга, наставника, идеального человека. Душевные богатства учащихся множатся через душевное богатство учителя, так как дети во всём стремятся подражать и копировать своего учителя. Такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание, проявляется в личности любого школьника через отношения классного руководителя и ученика, и остаются на всю жизнь.
Главное качество классного руководителя – это, на мой взгляд, доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребёнком. А главное дело учителя – целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души, помогая ему стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения.
Вслед за известными педагогами считаю, ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому необходимо строить обучение и воспитание так, чтобы ребёнок, прилагая усилия, преодолевая трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат воспитательной работы более радостным. Ученик, по моему мнению, должен получать право на инициативу, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.
В своей деятельности в качестве классного руководителя использую личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, где каждый ученик находится в поле зрения учителя, который различными средствами помогает своему питомцу раскрыться в многогранности своей личности.
Способствую созданию благоприятного психологического климата в классе, атмосферы товарищества, взаимопомощи, толерантности.
Из урока в урок я убеждаю ребят, что учёба – это их главный и очень серьёзный труд, что их хорошая учёба нужна им самим, маме, папе, бабушке, учительнице, а главное – Родине.
Учу ценить учебное время, воспитываю в школьниках желание помочь товарищу. Вместе с детьми искренне радуюсь хорошим ответам и успехам каждого и огорчаюсь за промахи и неудачи, а дети это чувствуют и стараются работать с душой.
Организую деятельность детей по развитию самоуправления в классе.
Тематика классных часов разнообразна. Это и круглый стол, беседа, игра, викторина, дискуссия и т.д.
Внеурочная деятельность.
В течение 11 лет являюсь руководителем кружка школьное лесничество "Лесовичок"
Охват школьников внеурочной деятельностью 100%. Возраст членов кружка составляет от 11 до 15 лет. Работа кружка осуществляется в нескольких направлениях:
теоретическом (беседы, лекции, викторины, конференции, встречи с работниками лесного хозяйства);
практическом (проекты, выступления, экскурсии, буклеты, акции, операции, рейды).
исследовательская и проектная деятельность учащихся (исследовательские работы, активное участие в социальных проектах).
Задачи кружка:
- раскрепостить детей;
- раскрыть потенциал;
- дать необходимую культурную базу для дальнейшей жизни;
- занять ребят разных возрастов, так как ничто так не сближает, как совместный труд;
- воспитывать нравственные качества.
Количество учащихся, выполняющих творческие работы во внеурочной деятельности, за три года выросло в полтора раза. Исследовательская работа по поиску и сбору материала, отбор нужной информации и оформление работы являются самым интересным для учащихся. Особенно запомнились ребятам такие проекты: "Школьная экологическая тропа", "Родник", "Пляж у реки". Работа кружковцев основана на принципах сотрудничества, доверия друг к другу и взаимоуважения. Наши проекты складываются из шагов, как стихотворение складывается из строчек, а строчки из слов. Занимаются дети с большим желанием.
Работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
Темы открытых уроков | Способ распространения (наличие в методическом кабинете учреждения, размещение в интернет, др. источниках, и т.п.) |
Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк» | Размещение в интернете Сайhttps://yadi.sk/i/QjJaXSRYy5kMo |
Открытый урок по теме: «Обобщение материала по теме »Причастие' (проектная деятельность) | Размещение в интернете Сайhttp://www.proshkolu.ru https://yadi.sk/i/mGdMDsOby7Uiu |
Урок русского языка "Морфема - минимальная значимая часть слова" (Здоровьесберегающие технологии) | Размещение в интернете https://yadi.sk/i/Ao_X5gsPy7mF |
Урок русского языка " Связь слов в словосочетании" (с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо) | https://yadi.sk/i/pB65f75Ly7tGh |
Работа на сайтах: | сайт творческих учителей: Наличие страницы на школьном портале Про Школу ру http://www.proshkolu.ru/user/irina1209kom/ Наличие собственного сайта Школьное лесничество «Лесовичок» https://sites.google.com/site/lesovicok1/ Мой сайт: https://multiurok.ru/ira-9/ |
Благодарю тебя, создатель,
Что я в житейской кутерьме
Не безработный, не писатель-
Простой учитель на Земле!..