Анализ
воспитательной работы МБОУ СОШ № 1 г.
Морозовска Ростовской области
2017-2018 учебный год
Воспитание – это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
Воспитанию и социализацииучащихся способствует формирование нравственного уклада школьной жизни. Он обеспечивает создание соответствующей социальной среды развития и включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностях, традиционных моральных нормах и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Воспитаниеобучающихся направлено на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Целью воспитания и социализации учащихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы в предшествующем учебном году, сформулированы задачи на 2017-2018 учебный год:
1. Формировать и развивать единую систему школьного и классного самоуправления, развивать и поддерживать творческую инициативу.
2. Общешкольные мероприятия по всем направлениям воспитательной работы проводить в форме КТД, так как она дает наибольший воспитательный эффект.
3. Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, повысить качество дополнительного образования.
4. Формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, развивать систему работы по охране здоровья учащихся.
5. Развивать систему работы с родителями и общественностью.
Вся воспитательная работа была построена таким образом, чтобы была возможность реализовать эти задачи. Работа коллектива школы, направленная на достижение поставленной цели, строится на основе диагностики, коррекции деятельности, на отборе и реализации наиболее действенных форм воспитательной работы. Большая часть педагогического воздействия на ребенка – это профилактическая работа: вовлечение учащихся в кружки, секции, воспитание познавательных интересов учащихся, организация досуга детей.
Задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, тесно связанное с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
В минувшем учебном году проведены традиционные мероприятия школы:
Праздничная линейка для 1-11 классов, посвященная Дню знаний.
По традиции День учителя был отмечен общешкольным праздником.
В форме театрализованного представления прошло посвящение в первоклассники.
Новогоднюю сказку подарили старшеклассники учащимся 1-4 классов.
Весело, в трогательной обстановке прошел Вечер встречи выпускников.
Общешкольными конкурсами и классными огоньками были отмечены День защитников Отечества и Международный женский день 8 марта.
По специально разработанному плану прошли мероприятия, отметившие 73-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
Как всегда неповторимо и незабываемо для выпускников прошли праздники Последнего звонка и Выпускной бал.
Высокий воспитательный эффект имеют нетрадиционные формы воспитания:
Школьные праздники:
«Посвящение первоклассников в пешеходы», Музыкальная гостиная «Осенние посиделки», Соревнование «Осенний марафон» (для детей группы риска), «В гостях у осени» Ярмарка, Операция «Доброта спасёт мир»
реализация социальных проектов «Тропа милосердия», акция «Помоги тем, кому нужна помощь», Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех» (1 кл), Конкурс стихов о маме (2 -4 кл.), Конкурс рисунков и плакатов «Мы выбираем жизнь», Выставка поделок и рисунков «Осенний вернисаж», Праздник, посвящённый Дню матери «О матерях можно рассказывать бесконечно…», Акция «Я выбираю – здоровье» День отказа от курения, Операция «Как живёшь, ветеран?», Работа в мастерской Деда Мороза, выставка поделок и рисунков «Зимняя сказка», Открытые классные часы о Героях России, родного края, Заседание клуба «Память» (9-11 классы) «Уроки мужества», Конкурс чтецов «Пою тебя, мой край родной» (80-летию Ростовской области), Классные часы о роли матери, женщины в годы ВОВ в семье, в государстве, Праздник «Масленица», «Книжкина неделя», «Мы разные, но мы вместе» (концерт для детей с ОВЗ), Митинг «Годовщина трагедии в Чернобыле», Конкурс рисунков о космосе, Конкурс стихов , посвященный ВОВ, Песни Победы (концерт), «Моя открытка Ветерану»
Конкурс на лучший рисунок или плакат о Победе.
Уроки мужества:
«Помни нас, Россия», «Блокадный Ленинград», «Далёкому мужеству верность храня», «Бухенвальда набат в нашем сердце звучит» (Международный день освобождения узников фашистских лагерей).
Единые уроки:
«Толерантность – дорога к миру»,
Уроки права: «Закон и порядок», « Знаешь ли ты свои права?»;
Уроки общения «Право быть ребенком»;
Уроки здоровья и безопасности: «Хотим, чтобы стало модным – здоровым быть и свободным!», «Если Вам угрожает опасность!», «Пиротехника - от забавы до беды!», «Формула здоровья», «Здоровым быть - Родине служить!», «Безопасное лето».
Уроки Конституции «Конституция России нам с тобой дает права».
Уроки медиабезопасности.
Уроки профориентации «В поисках призвания».
Одна из задач воспитательной работыпоставленных на 2017-2018 учебный год – организация и проведение общешкольных мероприятий в форме КТД, так как именно она позволяет достигать наибольшего воспитательного эффекта, успешно реализована. По инициативе Ученического Совета в школе запланированы и проведены КТД:
«Лучший школьный кабинет», День самоуправления, Цикл коллективно – творческих дел «Под новогодней звездой», «Давай дарить друг другу комплименты», «День сюрпризов», Театральный фестиваль, «Школа – территория здоровья», КТД классов «Мама, папа, я – дружная семья» (День семьи), Проект «Красивый школьный двор».
Согласно проведённому опросу среди учащихся и учителей, проведенные общешкольные дела, в которых каждый класс принял участие, имеют высокую оценку. Все дела по-прежнему остаются желанными для большинства детей и их наставников.
Приоритетным направлением воспитательного процесса является формирование и развитие единой системы школьного и классного самоуправления, развитие и поддержка творческой инициативы школьников. Ученическое самоуправление складывается из самоуправления в классах и самоуправления в школе. Цели и задачи самоуправления совпадают с целями и задачами учебно-воспитательной работы. В школе самоуправление представлено Ученическим Советом. Возглавляет его председатель – Кубрина Ольга, которая избрана большинством голосов на ученическом собрании.
Исходя из задач на текущий учебный год, большое значение придавалось воспитанию культуры здорового и безопасного образа жизни.Участвуя в мероприятиях данной направленности, учащиесяполучают представления о здоровье, здоровом образе жизни, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра фильмов соответствующей тематики, игровых и тренинговых занятий, уроков и внеурочной деятельности, участия в конкурсах агитбригад, рисунков соответствующей тематике).
В школе разработан и осуществлен план мероприятий по профилактике здорового образа жизни.
№ | мероприятия | классы | сроки |
1 | Всероссийский открытый урок «Здоровые дети-в здоровой семье» | 1-3 | сентябрь |
2 | Викторина «Азбука здоровья» | 4-5 | сентябрь |
3 | Уроки здоровья «Хотим, чтобы стало модным – здоровым быть и свободным!». | 1-11 | сентябрь |
4 | День здоровья «Путешествие в мир природы». | 1-11 | сентябрь |
5 | Интерактивная игра «Учится быть здоровым телом и душой» | 6-7 | октябрь |
6 | Выпуск листовок о мерах личной профилактики ОРВИ и гриппа. | 8-11 | октябрь |
| Беседы с родителями о необходимости вакцинации против гриппа, мерах личной и общественной профилактики, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью и вреде самолечения их детей. | | октябрь |
7 | Городской спортивно-оздоровительный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» | 4 | октябрь |
8 | Тематический период «Мы за здоровый образ жизни» | 1-11 | ноябрь |
9 | Всероссийская акция «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам» | | ноябрь |
10 | Уроки здоровья и безопасности. «Если Вам угрожает опасность!». | 1-11 | ноябрь |
11 | Проведение рейдов «Школьная форма должна быть в «форме» | | в течение года |
12 | Уроки здоровья и безопасности. Классные часы «Пиротехника - от забавы до беды!». | | декабрь |
13 | Соревнования по волейболу и пионерболу на приз Деда Мороза. | 6-11 | декабрь |
14 | Месячник оборонно-спортивной работы «Священный долг- Отчизну защищать» (по отдельному плану) | 1-11 | февраль |
15 | Всемирный день здоровья. КТД «Школа – территория здоровья» (по отдельному плану). Единые уроки здоровья. | 1-11 | апрель |
16 | Уроки права, здоровья и безопасности «Здоровым быть - Родине служить!». | 1-11 | апрель |
17 | Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей». | | апрель |
18 | Походы и экскурсии«Лето на пять с плюсом». | 1-10 | май-июнь |
В рекреации школы размещен стенд «Здоровье как стиль жизни».
Большое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с обучающимися. В течение года проводятся традиционные спортивные соревнования, конкурсы, праздники, дни здоровья. Это такие мероприятия как: осенний кросс, акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»; «Президентские состязания»; «Веселые старты»; «Зимние забавы»; зимние дни здоровья; военно-спортивные эстафеты, посвященные дню защитника Отечества; спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее». Наши ребята являются активными участниками городских спортивных соревнований. У нас есть хорошие результаты: «Папа, мама, я – спортивная семья» – призеры; «Смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества» (2 место), «Президентские состязания» - призер; «Безопасное колесо» – участие; ГТО – Бабышев И. (бронзовый значок ГТО), Черепахин С. (серебряный значок ГТО).
Организация внеурочной деятельности учащихся, направлена на формирование нравственной культуры, гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, повышает качество дополнительного образования.
В 2017-2018 учебном году в школе внеурочная деятельность осуществлялась по нескольким направлениям.
Туристско-краеведческое: «Доноведение»
Социальное: «Умники и умницы», «Становление будущего гражданина»
Искусство: «Хореография», «Труд и творчество», «Волшебная кисточка», «Секреты речи»
Спортивно-оздоровительное: «Шахматы», «Растим здоровых, добрых, умных», «Здоровое питание»
После окончания первой четверти проведен мониторингвовлеченности обучающихся во внеурочную деятельность в сравнении с пошлым учебным годом. Результаты отражены в таблице.
Внеурочная деятельность | 2016-2017 уч.год | 2017-2018 уч.год |
«Доноведение» | 52 | 73 |
«Волшебная кисточка» | 64 | 90 |
«Хореография» | 22 | 53 |
«Труд и творчество» | 38 | 95 |
«Шахматы» | | 95 |
«Растим здоровых, добрых, умных» | 20 | 27 |
«Здоровое питание» | | 46 |
«Умники и умницы» | 24 | |
«Становление будущего гражданина» | | 37 |
«Секреты речи» | | 26 |
Анализ данных мониторинга показывает, что занятость обучающихся во внеурочной деятельности растет. Это объясняется тем, что увеличилось количество детей, желающих больше заниматься внеурочной деятельностью. Кроме этого, в этом учебном году добавились новые программы внеурочной деятельности.
Общий охват учащихся кружковой деятельностью в 2017-2018 учебном году составил 75%. Рост по сравнению с прошлым годом - 10,9%.
Полностью охвачены обучающиеся 1-4, 5 классов.
Обучающиеся школы занимаются исследовательской деятельностью и представляют свои работы на научно-практических конференциях разного уровня.
В муниципальной краеведческой конференции Безверхая В. заняла 1 место.
В минувшем учебном году наша школа приняла активное участие в различных муниципальных и областных конкурсах:
Муниципальный конкурс Фестиваль народов Дона – 1 место;
Муниципальный этап конкурса чтецов «Живая классика» - Климов В. 1 место; Гаврюхова Ника – 3 место; Лопатина Марина – 3 место
Областной театральный фестиваль «Золотые Зерна» в рамках проекта «150 культур Дона», сказка «Захудалое королевство» (польская культура), Дипломы победителей в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучший актерский ансамбль», а также Почетные грамоты «За лучшее художественное решение, сценографию и костюмы», «За лучшую актерскую игру всех участников спектакля», «За современное прочтение сюжета», «За сценическое озорство».
Муниципальный конкурс Театральный Олимп - Победители в номинации «Оригинальная постановка», «Лучшая мужская роль» (Лебедев Леонид), «Лучшая женская роль» (Дегтярева Диана).
Всероссийский конкурс «Таланты России» - лауреаты 1 степени.
Муниципальный конкурс «Таланты и поклонники» - Рыжкова Д. – 1 место, Шестопалова Е. – 2 место.
Муниципальный конкурс «Гвоздики Отечества» - Рыжкова Д. – 1 место, Ярометов А. и Рыжкова Д. – 3 место.
Президентские состязания, Творческий конкурс – 2 место.
В школе функционирует отряд ЮИДД. Членами отряда ЮИД являются учащиеся 8-9 класса. Отряд ЮИД имеет свою структуру, название, девиз, законы и песню. Составлен план работы отряда ЮИДД и план занятий с юными инспекторами движения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Юидовцы занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их нарушений. Члены отряда используют различные формы работы: театрализованные представления «Знайте, правила движения», соревнования «Я, мои друзья и правила движения», выпуск листовок «Дорожная азбука», проведение викторин для обучающихся и их родителей.
В течение учебного года при проведении месячника «Внимание – дети!» члены отряда проводят тематические занятия с первоклассниками: «Это каждый должен знать, обязательно на «5», с учащимися начальных классов составляют маршрутные листы «Моя дорога в школу и обратно», проводят викторины «Наш трехцветный друг», «Дорожные знаки важны и нужны, их дети и взрослые помнить должны».
В рамках безопасности движения ЮИДД организует конкурсы рисунков, плакатов, рисованных фильмов, составляет для ребят тренировочные кроссворды, ребусы. Для проведения таких мероприятий члены отряда в системе изучают ПДД, что дает им возможность объективно и грамотно оценивать работы учащихся, действия юных велосипедистов на соревнованиях «Безопасное колесо».
Большую роль в реализации задач обучения и воспитания играет школьная библиотека. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Организует работу библиотеки один работник – педагог-библиотекарь. Школьная библиотека работает по плану, утвержденному директором школы, опираясь на разделы общешкольного плана.
Фонд библиотеки укомплектован учебной, программной художественной, отраслевой, справочной литературой для детей и разделён на группы:
- для младшего школьного возраста (1-4 классы);
- для среднего школьного возраста (5-8 классы);
- для старшего школьного возраста (9-11 классы);
- фонд периодических изданий;
-фонд учебной литературы с учётом современных задач образовательного процесса и федерального перечня учебников.
В начале учебного года традиционно совместно с учителями 1-х классов было организовано праздничное посвящение в читатели. «Добро пожаловать в библиотеку» – так называлась беседа библиотекаря с детьми, где они познакомились с историей книги и библиотек, правилами пользования библиотекой и обращения с книгой.
Основные формы индивидуального обслуживания:
беседа при записи в библиотеку;
беседа при выдаче документов;
беседа о прочитанном;
Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для обучающихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста обучающихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята могут выбрать литературу самостоятельно.
В целях пропаганды чтения и повышения престижа читающего человека, в 2017-2018 учебном году были проведены следующие мероприятия: библиотечные уроки «День памяти жертв политических репрессий», «Блокада Ленинграда», «Жизнь и творчество А.П. Гайдара», «Красный, жёлтый, зелёный», «День Защитника отечества», «Твои права», «Пионеры-герои», заочная викторина ко Дню космонавтики и др.
Историко-литературные даты – неотъемлемая часть библиотечной работы. Регулярная смена красочных выставок к юбилейным датам поэтов и писателей, а также к историческим датам проводится с целью привлечения внимания учащихся, учителей и родителей к деятельности и фонду библиотеки. В процессе проведения выставок происходит знакомство читателей с имеющимися изданиями по той или иной теме, с биографией, творчеством великих людей, привлечение детей к чтению, воспитание любви к книге.
Также в помещении школьной библиотеки организован школьный краеведческий музей.
Общие выводы:
1. Школьная библиотека выполняет большой объём работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала, способствует повышению заинтересованности обучающихся во многих областях знаний.
2. Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.
3. Активизировалась читательская активность в младшем и среднем звене.
4. Продолжается работа над повышением качества и доступности информатизации, качества обслуживания пользователей.
С введением новых ФГОС меняется и роль библиотеки – она должна соответствовать современным требованиям образования и воспитания.
Исходя из вышеизложенного, на 2018-2019 учебный год школьная библиотека ставит следующие задачи:
1. Обеспечивать учебно-воспитательный процесс и самообразование путем библиотечного и информационно - библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей;
2. Формировать у читателей независимого библиотечного пользователя: обучать пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;
3. Совершенствовать традиционные и освоение новых библиотечных технологий; расширять ассортимент библиотечно-информационных услуг, повышать их качество на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов;
4. Распространять знания и другую информацию, формирующую библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.
5. Продолжать организовывать мероприятия по привлечению пользователей к работе с различными информационными носителями, в том числе электронными.
Анализируя результаты динамики уровня воспитанности учащихся, приходим к выводу, что:
высокий уровень в 3а, 3б, 3в, 5, 11 классах;
хороший уровень в2а,2б,4а,4б,6,7а,9а, 10 классах;
средний уровень 1а, 1б, 2в, 8а,б, 9б классах.
Средний уровень по школе – 4.1. Рост составил 1.1
Во всех классах наблюдается рост уровня воспитанности, что указывает на правильность выбора методов и грамотный подход классных руководителей к планированию и организации воспитательной работы с учащимся.
На основе анализа воспитательной работы за истекший год можно сформулировать задачи на будущий учебный год:
1. Создание Советов классов, активизация органов ученического самоуправления, привлечение к этой работе активных, инициативных учителей и учеников.
2. Организация краеведческой работы с целью пополнения экспонатами школьного музея.
3.Продолжить работу по развитию внеурочной деятельности учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие. Повысить качество дополнительного образования.
4.Формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, развивать систему работы по охране здоровья учащихся; продолжить работу по профилактике детского и подросткового суицида.
5. Развивать систему работы с родителями и общественностью.
8